Евгения Иргашева
Проект по региональному компоненту «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 7
«Приобщение детей к Оренбургским традициям через Казачьи подвижные игры»
Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 5 до 17 лет.
Особенности казачьих подвижных игр
Публикация «Проект по региональному компоненту „Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни“, Часть 2» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.
Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. К примеру:
Дуб, калач, стань, не плачь!
Шики-быки новы-быки…
Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!
Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.
Виды казачьих детских подвижных игр
Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что современные педагоги разделили их на три группы:
игры без предметов;
игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);
символические игры.
Примером первой категории может послужить игра «Ляпка». Она способствует развитию стремления приблизиться к цели, а также развитию ловкости и быстроты реакции. Игра помогает детям бороться с застенчивостью и обидчивостью. В начале игры выбирается водящий («Ляпка»). Он бегает за остальными игроками, пытаясь кого-то «осалить». Когда водящий достигает своей цели, то приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!». Следующий водящий так же старается передать ляпку. «Ляпка» не может преследовать только одного игрока.
Среди игр с предметами самой простой является забава с фишками. Для этого понадобятся плоские фишки. Игроки кладут их себе на голову и внешнюю сторону ладони. Цель участников — заставить соперника выронить хотя бы одну из фишек. При этом собственные фишки должны оставаться на месте. Игрок, который уронил фишку, наказывается (приседает 10 раз). После наказания игра продолжается.
К символическим играм можно отнести забаву «Всадники». В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1–2 кони бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. На последних аккордах «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку.
Игра в шапку
Цель игры : развитие ловкости, внимания.
На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры :
• шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;
• если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Вариант игры : на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».
Казаки
Цель игры : развитие внимания, ловкости.
Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.
Правила игры : наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.
Грыбаки (Крестик)
Цель игры : развитие скоростной выносливости.
Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры :
• если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар;
• если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Каши
Цель игры : развитие ловкости, силовой выносливости.
На игровой площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие пытаются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того игрока, который вместе с ним протянул руку к мячу, и снова бьет мяч о землю, остальные игроки стараются его поймать и т. д.
Обыкновенный жгут
Цель игры : развитие внимания, ловкости, быстроты движения.
Для игры выбирается водящий — жгутчик. Остальные дети садятся на игровой площадке в кружок на небольшом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит кругом со жгутом в руке, иногда наклоняется, делая вид, что предложил кому-нибудь из сидящих жгут за спиной. Жгут кладется за спиной на таком расстоянии, чтобы его было удобно достать рукой. Если до того, как жгутчик обойдет один круг, игрок, которому положили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает жгут и ударяет им игрока. Этот игрок становится новым жгутчиком, а предыдущий садится на его место. Если же кто-то из сидящих игроков найдет жгут за своей спиной, то он встает и бежит за жгутчиком, стараясь нанести ему несколько ударов, пока тот не сделает круг и не займет освободившееся место.
Правила игры :
• играющие не имеют права ни оглядываться, ни передвигаться с места, ни сообщать соседу, что ему положили жгут.
Вариант игры : играющие стоят, держа руки за спиной. Жгутчик незаметно передает кому-нибудь из игроков жгут, а тот, кто его получает, пытается бить своего соседа до тех пор, пока он не обежит весь круг и не станет на свое место.
Просо
Цель игры : развитие ловкости, внимания, гибкости.
Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий-жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются настолько, чтобы можно было пробегать под ними.
Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать?». Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое — «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.
Правила игры :
• если жгутчику не удается ударить убегающего игрока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему, игроку и т. д.
предлагаю поиграть в старинную казачью игру «Коршун и наседка»
Игра «Коршун и наседка».
Цель: развивать ловкость, находчивость, быстроту реакции, взаимовыручку.
Первый игрок «Наседка» - остальные выстраиваются в затылок за наседкой взявшись за талию впереди стоящего. «Коршун» «роет» ямку, «Наседка» ходит вокруг «коршуна» цыплята за ней и приговаривает:
«Вокруг коршуна хожу по три денежки ношу по копеечке по совелочке»
Н - «Коршун, коршун, что ты делаешь?»
К – «Ямку рою копеечку ищу»
Н – «На что тебе копеечка?»
К – «Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать!»
Н – «Зачем?»
К – «Чтоб ко мне в огород не лазали!»
Н – «А ты сделай плетень повыше. А нет так лови!»
Коршун старается поймать цыплят, а наседка преграждает ему путь и кричит «кыш!». Играют до тех пор пока коршун не переловит всех цыплят
Игра «Уточка»
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу, развивать ловкость.
(Дети стоят в кругу и выбирают уточку)
Д – как ты уточка по полю летаешь?
У- вот как я уточка по полю летаю (машет руками)
Д- как ты уточка гнездо совиваешь?
У – вот совиваю (вот совиваю)
Д – как ты уточка пера нащипаешь?
У – вот нащипаю? (щиплет рубашку)
Д – как ты уточка яиц наносишь?
У – вот яиц наношу (садится на корточки)
Д – как ты уточка утят выводишь?
У – вот вывожу (бьет кулаком о кулак)
Д – как их всех разгоняешь?
У – вот разгоняю!
Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.
предлагаю вам поиграть в старинную казачью игру «Рыбаки и рыбки».
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» (мальчики - рыбаки, девочки-рыбки)
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, закрепить названия донских рыб.
«Рыбки» - дети взявшись за руки образуют круг. Ведущий и 3 «рыбака» с неводом стоят в центре круга.
- Что вы вяжите? – спрашивают рыбки
- Невод - рыбаки
- Что вы будете ловить?
- Рыбу!
- Ловите!
Рыбки пролезают под дугами и оказываются в безопасном месте (рыбка считается пойманой если на нее набросили невод)
В – рыбаки какую рыбу вы поймали?
Д – щуку, судака, карпа, леща, сазана, карася.
В - наших рыбок мы отпустим пусть плавают и растут (дети перечисляют породы рыб).
Приложение 8
Рекомендации педагогам по проведению казачьих подвижных игр.
Проводя казачьи подвижные игры, важно помнить:
Казачьи игры очень разнообразны, в них могут играть и младшие дошкольники и старшие дошкольники.
Выбирая игру, необходимо учитывать возрастные особенности детей, возможность выполнять те или иные движения, двигаться в определённом темпе.
Смысл игры должен быть понятен детям.
Во всех народных играх – проигравший несёт наказание : выбывает из игры на время или становиться сам водой!
В каком возрасте пойманный (запятнанный) должен стать водящим?
Только в старшем и только тогда, когда ребята поймут соревновательный характер игры. Ведь, догнали (запятнали) - значит проиграл!
В младшем возрасте многие дети хотят взять на себя яркую роль героя и если, пойманный становиться водящим, то получается игра в поддавки.
Все казачьи игры имеют чёткие правила, которые могут изменяться по предварительному сговору до игры и неукоснительно выполняются во время игры. (именно, в связи с этим, в разных регионах одна и та же игра может проводиться по – разному). Поэтому, знакомя детей с игрой, проводя её, чётко оговариваем правила и следим за их соблюдением. К старшему возрасту дети приучаются сами отслеживать правила.
Чтобы игра оставалась интересной, в неё можно и нужно вносить изменения, усложнения, предварительно оговорив с детьми.
Важно оговорить территорию, на которой проводится игра. Это позволит взрослому хорошо видеть действие всех детей. А детям чётко соблюдать правила и избежать ссор.
До игры, при необходимости, взрослый дает пояснения о персонажах. Старшим можно образно, но кратко пояснить смысл игры и роль водящего, дать послушать диалог.
Не следует заранее разучивать текст диалога, дразнилки, приговорки.
В игре дети быстро его выучат.
Во время игры взрослый произносит рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
Для детей младшего возраста в играх можно использовать маски. Однако, использование масок часто только мешает двигаться и отвлекает от движений. Используя маски необходимо продумать их «удобство».
С новыми атрибутами и масками малышей знакомят заранее.
Взрослый обязан следить за внешними признаками утомления детей, что является необходимым условием проведения подвижных игр.
При проведении игр на открытом воздухе в холодную погоду важно ограничить выражения эмоций в виде крика и визга.