Папки-передвижки

Проект по сказкотерапии

Наира Арутюнян
Проект по сказкотерапии

Проект : «Сказкатерапия – как средство воспитания дошкольника».

Сказка – источник народной мудрости. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается» (Древняя мудрость)

Проект по времени проведения - средней продолжительности

Участники проекта : педагоги, дети старшей группы «Теремок», родители группы.

Место реализации: — МБДОУ №11 детский сад «Березка», старшая группа «Теремок».

Срок реализации: 2014 – 2015 год.

Актуальность проекта.

Публикация «Проект по сказкотерапии» размещена в разделах

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является сказкотерапия.

Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Сказкотерапия – это прежде всего ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.

Сказка,- говорил А. Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?

Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.

Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.

Цель: создание условий для развития у детей нравственных качеств.

Задачи:

- учить регулировать своё поведение нравственной нормой;

- Способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;

-формировать понимание добра и зла;

- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

Методы реализации задач:

- поиск информации в специальных источниках;

- мониторинг нравственного и эмоционального развития;

-информационно – образовательная работа с детьми.

Этапы реализации проекта.

Этапы Содержание Сроки

Этап № 1 Подготовительный:

- Диагностирование детей;

-Изучение методической литературы

-подбор художественной литературы для детей;

-Разработка методического материала к проекту Октябрь –ноябрь 2014 год

Этап № 2 Практический:

познавательный, игровой, творческий Ноябрь- апрель2014 – 2015 год

Этап № 3 Завершающий:

Контрольно-оценочный Апрель – май 2015 год

План работы над проектом.

№ Мероприятия Сроки

Работа с детьми.

1.

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Диагностика детей по социально – личностному развитию детей с использованием методик :«Закончи историю» Урунтаева Д. А., Афонькина Ю. А. «Сюжетные картинки» Урунтаева Д. А., Афонькина Ю. А «Раскрась рисунок» Урунтаева Д. А., Афонькина Ю. А

Занятие по сказке «Цветик – семицветик»

Занятие по русской народной сказке «Крошечка – Хаврошечка»

Занятие по русской народной сказке «Маша и медведь»

Занятие по русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Занятие по сказке «Три поросенка»

Занятие по сказке «Волк и козлята»

Занятие посказке «Лесная полянка»

-Свободная деятельность

-Игровая терапия

Дидактические игры:

«Сочиняем сказки»

«Расскажи сказку»

«Что сначала, что потом»

«Чьи это вещи»

«Угадай сказку» и др.

Литературная викторина по сказкам

Беседы:

«Мой любимый сказочный герой»

«Сказка ложь, да в ней намёк….»

Сюжетные творческие игры:

«Салон красоты»

«Театр моды»

«Театр масок»

Сказочная мастерская

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность детей.

Досуг «В гостях у сказки».

Работа с родителями.

Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально- нравственному воспитанию детей.

Анкетирование родителей по данной проблеме.

«Воспитание сказкой».

Консультация по данной теме:

«Сказкотерапия».- «Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»

Постановка театрализованного представления: «Мамина песенка»(ко дню матери)совместно с детьми и воспитателем; участие в новогоднем утреннике

Творческая мастерская. (Совместное творчество детей и родителей)

Конкурс «Сочини свою сказку»

«Любимый сказочный персонаж моего ребёнка».

«День открытых дверей».

Оборудование и пополнение развивающей среды.

Оформление сенсорного уголка.

Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксации).

Приобретение необходимых материалов для проведения сеансов сказкотерапии : «Волшебная лампа», «Накидка для ведущего», «Ковёр – самолёт» .

Пополнение театрального уголка в группе.

Итоги работы.

Презентация.

Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам.

Оборудованная предметно – развивающая среда Октябрь, 2014;апрель. 2015.

В течение проекта

В течение проекта.

В течение проекта.

В течение проекта.

В течение проекта.

Январь 2015г.

Октябрь - Ноябрь –.2014.

Ноябрь 2014

Ноябрь – декабрь 2014

Февраль 2015.

В течение проекта

Апрель – май 2015

Ожидаемый результат.

При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:

1. Стабилизация эмоционального состояния детей.

2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств; проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

3. Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Оценка результатов:

Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики.

Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации, ознакомлении с видеоматериалами.

По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.

«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас с тобой учит сказка, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций» (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева.)

Публикации по теме:

Конспект занятия по песочной терапии МБДОУ детский сад №11 Занятие по снятию тревожности «Берег Больших черепах» с детьми подготовительной группы (песочная терапия).

Проект «Осенняя сказка» Актуальность: Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие, эмоциональные, живые впечатления можно получить, любуясь.

Проект «Сказка своими руками»Проект «Сказка своими руками» Проект «Сказка своими руками» осуществлялся, как увлекательный игровой, с творческой деятельностью, направленной на активизацию речевого.

Проект «Сказка в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Паутовский детский сад «Солнышко» По доминирующей деятельности: познавательный,.

Проект «Сказка всегда рядом» Стремление организовать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил им новое, интересное, был связан с радостью познания окружающего мира,.

Проект «Внедрение Су Джок-терапии при коррекции речевых нарушений» Проект «Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений» Подготовили: Инструктор по физкультуре Ю. Д. Лепешова Учитель -логопед.

Проект «Зимняя сказка» Проект «Зимняя сказка!» Разработчики: Грибушкова Валентина Анатольевна МДОУ д/с № 19 Воспитатель 1 квалификационной категории; Канаичева.

Проект «Зимняя сказка двора»Проект «Зимняя сказка двора» В нашем саду в январе был реализован проект "Зимняя сказка двора". Проект был направлен на объединение участников: детей, педагогов, родителей.

Творческий, игровой проект «Сказка» МБДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка» Творческий, игровой проект «Сказка». Работу над реализацией осуществили: воспитатели.

Проект «Сказка ложь, да в ней намек!» Этапы реализации проекта "Сказка ложь, да в ней намек!" Информационно-проектировочный этап На подготовительном этапе я подобрала художественную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по сказкотерапии
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 17:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД