Наталья Карпова Викторовна
Проект по теме «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по теме «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель МАДОУ «Детский сад «Тополёк» г. Советский
Карпова Наталья Викторовна
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники: Воспитатели, дети, родители
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
Анатация:
Публикация «Проект по теме „Моя семья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Актуальность:
Актуальность темы связана с тем, что мы, взрослые, должны помочь сформировать первые представления о семье совместно с родителями. Семья для ребёнка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании первоначальных представлений о семье огромна. Проводя с детьми большую часть времени, в процессе бесед и разговоров, я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект - это идеальный способ порассуждать о роли семьи в жизни каждого человека.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема:
1. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье; дети не могут объяснить значимость семьи для человека.
2. Дети не знают истории своего рода и семьи.
3. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Необходимость создания и реализации проекта «Моя Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
• Формировать у детей понятие «Семья»; представление о семье, семейных и родственных отношениях;
• Расширять представления детей о своей семье, семейных праздниках и традициях;
• Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
• Развивать партнерские отношения в семье.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имен, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
6. Создать в группе условия, способствующие лучшему общению детей-родителей-родственников.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.
Ожидаемый результат:
Для детей:
• Формирование у детей целостного понимания о семье, родных.
• Дети узнают больше о своих родных и родственных отношениях.
• Дети будут иметь представления о том, что в семье есть свои истории и традиции, родословной.
• Расширится и обогатится активный словарь детей.
• Дети будут испытывать чувство гордости за своих родных, свою семью.
Для педагогов:
1. Педагоги получают и обогащают опыт в освоении метода проектирования.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2. Изменение отношения родителей к проблеме формирования интереса детей
к своей семье, к традициям и родословной семьи.
3. Расширение возможности сотрудничества со своими детьми.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Продукт проектной деятельности:
• Выставка рисунков «Моя дружная семья»
• Выставка работ «Увлечения моей семьи»
Этапы реализации проекта:
1 этап: Организационно – диагностический
1. Анализ научной и методической литературы
2. Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.
3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
4. Организация предметно – развивающей среды.
5. Оценка результатов проведённой работы
2 этап: Формирующий
Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Содержание деятельности:
1. Организация предметно – развивающей среды
2. Работа с детьми:
Беседы, НОД, чтение стихотворений, русских народных сказок, рассказов, загадки и пословиц о семье; рисование на тему «Моя семья», аппликация «Фоторамка для семейного фото»
3. Работа с родителями:
Анкетирование, родительское собрание, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, выставка поделок «Увлечения моей семьи».
3 этап- заключительный
Формы работы:
1. Мониторинг.
2. Сравнительный анализ результатов
3. Конкурс рисунков «Моя дружная семья»
4. Составление альбома «Увлечения моей семьи»
Содержание деятельности:
Наблюдение, беседы, НОД, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга.
Перспективный план работы с детьми
Понедельник
1. Пальчиковая гимнастика «Семья»
2. НОД «Моя семья»
3. Беседа «Моя счастливая семья». Заучивание считалки «Моя семья»
4. Разучивание физминутки «Семейная зарядка»
5. Разучивание песни «Мамочка моя»
6. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
7. Консультация «Роль семьи в воспитании дошкольников»
Вторник
1. Пальчиковая гимнастика «Дом»
2. НОД «У бабушки в гостях»
3. Чтение стихотворений о семье.
4. Игра с мячом «Собираем добрые слова».
5. НОД «Моя дружная семья»
6. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
7. Консультация «Моя семья – наши увлечения»
Среда
1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»
2. Словесная игра «Закончи предложение»
3. НОД «Путешествие в сказку Гуси-лебеди»
4. Беседа «Генеалогическое древо»
5. Подвижная игра «Кувшин доброты»
6. НОД «Фоторамка для семейного фото»
7. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
8. Пословицы и поговорки о семье.
9. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поликлиника», «Магазин»
10. Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту»
11. Оформление выставки рисунков «Моя дружная семья»
Четверг
1. Пальчиковая гимнастика «Семь сестренок у меня»
2. Беседа «На кого ты хочешь быть похож?»
3. Подвижная игра «Кувшин доброты»
4. Прослушивание песен о маме, папе.
5. НОД «Домик для семьи»
6. Заучивание стихотворения М. Шварц «Семья»
7. Родительское собрание с психологом «Моя семья, что может быть дороже»
Пятница
1. Пальчиковая гимнастика «Большая семья»
2. Беседа «Моя родословная»
3. НОД «Взаимная забота и помощь в семье»
4. Подвижная игра «Кто быстрее?»
5. Словесная игра «Скажи наоборот»
6. Вечер загадок и отгадок «У бабушки Загадушки»
7. Оформление выставки поделок «Увлечения моей семьи»
Список литературы
1. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
М., Мозаика- Синтез, 2016г.
2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», М.,
Мозаика- Синтез, 2016г.
3. О. В. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением
4. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью
5. И. А. Помораева, В. А. Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений
6. Т. И. Петрова Игры и занятия по развитию речи
7. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду
8. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду
9. Д. Н. Колдина Лепка с детьми 5-6 лет.
10. В Осеева «Волшебное слово»
11. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2012г.
12. Л. В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду