Нафисет Бзегежева
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей-логопатов старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Актуальность
2. Цель проекта
3. Задачи проекта
4. Тип проекта
5. Участники проекта
6. Направленность развития деятельности
7. Сроки реализации проекта
8. Этапы реализации проекта
9. Организационный этап
10. Диагностический этап
11. Практический этап
12. Обобщающий этап
И. кант: |
"Рука - это вышедший наружу мозг человека" |
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук у детей-логопатов старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т. д.
Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.
О. С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В. В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Цель проекта
•Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта
•Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
•Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
•Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
•Развивать творческое воображение.
Тип проекта
•Практико-ориентировочный, творческий.
Участники проекта
•Дети с речевыми нарушениями.
Направленность развития деятельности
•Комплексная (познавательно-речевая, трудовая, физическая).
Сроки реализации проекта
8 месяцев (октябрь – май)
Этапы реализации проекта
Организационный этап (октябрь 2015г.)
Мероприятия
1. Выбор темы проекта и его разработка.
2. Изучение научно - практической и методической литературы по заявленной проблеме.
3. Подбор методического материала по заявленной теме.
4. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.
5. Разработка консультаций для родителей.
Диагностический этап (октябрь 2015г.)
Мероприятия
1. Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей
Практический этап (ноябрь-май 2016г.)
Мероприятия
1. Использование пальчиковой гимнастики.
2. Использование Су-Джок терапии.
3. Использование сухого бассейна.
4. Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами, цветными камешками, крупами.
5. Использование песочной терапии.
6. Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики рук, проведение пальчиковой гимнастики вовремя НОД.
Обобщающий этап (май 2016г.)
Мероприятия
*Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей-логопатов.
*Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.
*Презентация проекта по развитию мелкой моторики рук у детей-логопатов.
*Фотоматериалы результативности проектной деятельности.