Папки-передвижки

Проект «Развитие речи детей посредством классической музыки»

Сэсэг Мижитова
Проект «Развитие речи детей посредством классической музыки»

Проект по теме :

«Развитие речи детей посредством классической музыки»

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализиро-вать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или изобразительном творчестве.

Публикация «Проект „Развитие речи детей посредством классической музыки“» размещена в разделах

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритет-ным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать, высказывать свою точку зрения. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения. Особенно при сочинении сказок и рассказов на прослушенную музыку.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные об-разы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский).

Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической и диалогической речи. Творческое рассказывание, составление сказок строится на особой психологической основе – детском воображении. Но ни что так не развивает воображение, как классическая музыка. Специально подобранный репертуар классической музыки, звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном.

В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах деятельности детей. В процессе придумывания сказок формируется одновременно и эмоциональная, богато окрашенная речь ребёнка.

Чтобы ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, необходимо помнить, что развитие монологической и диалогической речи неотделимо от решения остальных задач речевого общения: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Вследствие этого деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй лучше всего проводить совместно с прослушиванием классической музыки. Так как именно классическая музыка так богата эмоциональными тонами, ритмом и инструментальным звучанием.

Это послужило актуальностью для выбора проекта по теме : «Развитие речи детей посредством классической музыки».

Образовательная область: музыка

Вид проекта : творческий

Цель проекта : Развитие речи детей через использование классической музыки.

.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта :

Развивать связную речь детей.

• расширять знания детей о классической музыке в исполнении разными исполнителями: вокалистами, музыкантами на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных;

• создавать речевые ситуации, через импровизацию с использованием классиче-ской музыки;

развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку; развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;

• учить выражать свои впечатления от прослушанных классических произведений в виде сочинения сказок и рассказов, об исполнительском искусстве.

•. воспитывать музыкальную культуру у детей.

Участники проекта : дети -подг. гр. №2, педагоги, родители;

Продолжительность проекта : (ноябрь 2014 г. - май 2015 г.)

Средства: DVD-проигрыватель, музыкальные центры, компьютер, принтер, ви-деокамера, телевизор, диски и кассеты с записью классической музыки, фотогра-фии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература. Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны) и др.

Основные формы реализации проекта :

• интегрированные образовательные ситуации

• слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,

• работа с художественной литературой

. изучение методической литературы

музыкальные гостиные,

музыкальные викторины,

• релаксационные паузы.

Этапы реализации проекта

1 этап:

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта : 1. Изучение методической литературы

2. Обсуждение целей и задач проекта.

3. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

4. Изучение компетентности родителей по теме проекта (анкетирование, беседы, консультации)

5. Планирование работы воспитателей и музыкального руководителя с детьми.

6. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор аудио и видео материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых литературных источников по соответствующим тематикам

2 этап

1. Консультации

2. Образовательные ситуации

4. Творческие гостинные для родителей.

3 этап:

Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта- «Развитие речи детей посредством классической музыки».

Ожидаемый результат проектной деятельности :

•. Развитие связной речи.

• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменятся особенности музыкального восприятия : проявление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• более глубокими и содержательными будут высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, богаче станет образная речь, активный словарь пополнится новыми словами

• самостоятельно создают музыкальные сказки, рассказы;

• различают на слух и дают названия музыкальным произведениям, называют авторов музыки;

• определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослу-шанного произведения, отражают свои впечатления в виде рассказа или сказки, движений,

Повышен интерес к классическим произведениям.

Пополнена музыкальная картотека в саду.

План работы по реализации проекта

1 этап (ноябрь 2014 г.)

Составление плана работы по реализации проекта «Развитие речи детей посред-ством классической музыки». - ноябрь 2014г.

Составление плана работы и разработка конспектов для организации образова-тельной деятельности с детьми второй подготовительной группы детского сада; - - ноябрь 2014г. муз. руководитель.

Подбор музыкальных произведений для прослушивания, художественной и методической литературы, для реализации данного проекта; - ноябрь 2014г. Ст. воспитатель. Муз. Руководитель

Анкетирование родителей в целях выявления музыкальных предпочтений в семье; - ноябрь 2014г. Муз. руководитель.

Диагностика детей по восприятию классической музыки. - ноябрь

2 этап – (декабрь- апрель)

Организация работы с детьми:

Названия произве-дений: Авторы Работа детей Сроки проведения

1. «Мама» П. Чайковский

Слушание

Рисование красками

Составление небольшого рассказа ноябрь

2. «Болезнь кук-лы»

3. «Снегурочка»

4. «Плакса» П. Чайковский

Д. Кабалевский

Слушание

Рисование красками

Составление рассказа по ри-сунку Декабрь

январь

5. «Злюка»

6.«Резвушка» Д. Кабалевский

Слушание

Рисование красками

Составление рассказа по ри-сунку февраль

7.«Тревожная минута»

8.«Шутка» С. Майкапар

И. С. Бах Слушание

Составление рассказа

март

9.«Времена го-да» П. Чайковский Слушание

Рисование красками

Составление сказки и

рассказа

музыкальная викторина апрель

Организация работы с родителями:

Консультации:

«Роль классической музыки в жизни ребёнка»; ноябрь 2015, Муз. руководитель.

«Классическая музыка в семье»; январь 2015г., Муз. руководитель

Наглядная информация для родителей «Надо ли слушать классическую музыку», «Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка», «Взаимосвязь музыки и речи ребёнка»; февраль 2015г., муз. руководитель.

Разработка памяток для родителей «Как научить ребёнка слушать классическую музыку; март 2015г. Муз. руководитель.

Творческая музыкальная гостиная : Ференц Лист «Душа природы» - март 2015

Посещение концертных залов родителей совместно с детьми; В течении года.

3 этап (май 2015)

Диагностика по результатам реализации проекта.

Итоговая театрализованная постановка музыкальной сказки. (сочинение детьми) Май 2015г. Ст. воспитатель, муз. руководитель, воспитатели.

Диагностика особенностей восприятия классической музыки

детьми старшего дошкольного возраста.

Цель диагностики — изучить особенности восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности художественного восприятия детьми музыки изучаем в единстве трех компонентов художественного восприятия:

- эмоциональной отзывчивости на музыку;

- сформированности интереса к слушанию классической музыки;

- музыкально-творческие проявления.

Диагностическое задание № 1

Цель — изучение эмоциональной отзывчивости и сформированности интереса к восприятию классической музыки.

Ход диагностики. Детям предлагается для прослушивания (1—1,5 минуты) два отрывка из произведений П. И. Чайковского «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и Марша из балета «Щелкунчик». В процессе наблюдения за поведением детей в процессе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

- эмоциональный отклик на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

- проявление ребенком интереса к слушанию музыки;

- сосредоточенность (сохранение на протяжении всего процесса восприятия, устойчивость);

- воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

- адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

Результаты.

1 балл — низкий уровень, ребенок отвлекается, не слушает музыку.

2 балла — средний показатель, внешние реакции проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер.

3 балла — высокий уровень, реакции проявляются ярко, автономно от взрослого.

Уровень эмоциональной отзывчивости. Высокий уровень — 24—30 баллов. Средний уровень — 20—24 балла. Низкий уровень — до 20 баллов.

Диагностическое задание №2

Цель — изучение понимания детьми эмоционального настроения, передаваемого музыкальными средствами выразительности в произведении.

Ход диагностики. После прослушивания отрывков (задание №1) с каждым ре-бенком индивидуально организуется обсуждение, в процессе которого воспринятый отрывок ребенок характеризует через выбор (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен) слов-эпитетов для определения характера музыкального произведения. Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О. П. Радыновой).

Марш из балета «Щелкунчик»

Веселая Спокойная Отважная

Игривая Гордая Беспокойная

Задорная Мужественная Стремительная

Звонкая Грозная Осторожная

Забавная Сердитая Уверенная

Скачущая Торопливая Прозрачная

Солнечная Праздничная Суровая

Танцевальная Маршевая Грубая

«Песня жаворонка»

Мечтательная Звонкая Улыбающаяся

Ласковая Жалобная Тоскливая

Задумчивая Протяжная Обиженная

Светлая Неторопливая Сердитая

Легкая Спокойная Сказочная

Плавная Тревожная Волшебная

Печальная Сдержанная Осторожная

Шутливая Утренняя Скачущая

После выбора того или иного эпитета к отрывку ребенка просят обосновать свой выбор («Почему ты так думаешь?»).

Беседа с детьми

Цель — изучение особенностей музыкальной эрудиции детей старшего до-школьного возраста.

Вопросы беседы:

Зачем людям нужна музыка? Какие чувства выражает музыка? Что ты любишь делать под музыку?

Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь?

Каких композиторов ты знаешь?

Какие жанры музыки ты знаешь?

Критерии оценки:

Низкий уровень. Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения, которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. Не может объяснить их назначение.

Средний уровень. Ребенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа.

Высокий уровень. Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер. Имеет представления о жанрах классической музыки.

Диагностика музыкально-творческих проявлений.

1) Ребёнок проявляет активный интерес к музыкальному сочинительству. С удовольствием готов участвовать в создании различного рода импровизаций, доступных ребенку по возрастному уровню - 1 балл;

Проявляет некоторый интерес к музыкальному сочинительству. Но готов заниматься этой деятельностью только после активного "наталкивания" на эту деятельность педагогом, его подсказок, объяснений, показа и наводящих вопросов педагога в исполнении различного рода импровизаций, доступных данному возрастному уровню - 2 балла;

Не проявляет интереса к музыкальному творчеству даже при создании для этого оптимальных условий педагогом. Затрудняется в элементарных самостоятельных импровизациях даже с активной помощью взрослых - 3 балла.

2) Умеет самостоятельно передавать по сюжетным картинкам (на собственные тексты про мишку, зайчика, весну, зиму) характерные особенности музыкаль-ных образов в пределах возрастных возможностей - 1 балл,

Затрудняется в подборе сюжетных картинок про доступные по возрастному уровню образы (зайчик, лиска, весна, зима) без предварительного объяснения или примерного показа педагога - 2 балла;

Затрудняется в подборе сюжетных картинок, может только подражать педагогу, или другому ребенку - 3 балла.

3) Умеет самостоятельно образно и выразительно по заданию педагога выражать в танцевальных импровизациях (с атрибутами и без них) особенности музыкальных образов с помощью различных средств выразительности, доступных данному возрасту- 1 балл;

Затрудняется без подсказки педагога выражать в танцевальных импровизациях (с атрибутами и без них) особенности понятных данному возрасту музыкальных образов - 2 балла;

Затрудняется в исполнении танцевальных образных импровизаций (как с атрибутами, так и без них) даже с подсказками педагога - 3 балла.

Заключение

Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, пси-хологами и педагогами-музыкантами, классическая музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря классической музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта. А вызванные классической музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.

Ученые, педагоги-музыканты отмечают, что музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической и современной музыки. И классические произведения в этом процессе занимают важнейшее место.

Целью проекта - «Развитие речи детей посредством классической музыки» является формирование начал музыкально-художественной культуры, формиро-вание творческой личности ребенка через развитие его коммуникативных спо-собностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску речевых форм для воплощения своего творческого замысла.

Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привыч-ных стереотипов обучающих программ, повышает требования к музыкальному репертуару в детском саду. В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосре-дотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь, активный словарь пополнился новыми словами. Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в сказке или рассказе.

Музыкальный язык - волшебный, завораживающий, но непростой. И задача педагогов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

Список литературы

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. – Воронеж, 1998.- с. 208-317.

2. Бечак Б. А. Воспитание искусством. М. : Просвещение, 2001. – 280 с.

3. Восприятие музыки : Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. М. : Музыка, 2004 - 256 с.

4. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.

5. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.

6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.

7. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей до-школьного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.- с. 122-135.

8. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993. - с. 110-114.

9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2006.- с. 127.

10. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. Институтов, учащихся пед. Колледжей, М., - 2001, - с. 223.

11. Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М. : Знание, 1982.

12. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1985. – с. 142.

13. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2003. – с. 119.

14. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М. : Мозаика-Синтез, 2006.- 345 с.

16. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.

17. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников, - М., 1994. - 288 с.

18. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М., 1990. - 152 с.

19. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.

20. Рыцарева М. Г. Музыка и я : Популярная энциклопедия для детей. М. : Музыка, 1994. - 367 с. - 301 с.

21. Чернов А. А. Как слушать музыку. М., 2005. - 60 с.

22. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9-10. 39-42 с.

Публикации по теме:

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Методическая копилка «Особенности восприятия классической музыки детьми, имеющими общее недоразвитие речи» Особенности восприятия классической музыки детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Радзецкая Светлана Ивановна – музыкальный руководитель.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры» Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком. умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта,.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры». Вторая часть — практическая как уже говорилось выше, игра -одно из средств развития речи детей дошкольного возраста. К тому же игра в дошкольном возрасте является ведущей.

Проект «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры» Актуальность В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов,.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки» Наименование проекта - «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки» Составители проекта: Воспитатели.

Развитие потребности в красоте, воспитание культуры посредством музыки «От сладкой музыки всегда мне грустно Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабеж, измену, хитрость.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки “Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. В. Луначарский В.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам» Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей.

Влияние классической музыки на детей Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей посредством классической музыки»
Опубликовано: 16 марта 2018 в 08:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД