Cветлана Вавилова
Экологический проект «Будем беречь и охранять нашу Землю!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации проекта
– 1 месяц
Участники проекта:
дети, педагог и родители.
Цель:
• Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения к земле и воде как источников жизни и здоровья человека.
• Активизировать познавательную деятельность участников проекта.
• Продолжать учить детей с помощью взрослых находить полезную информацию о живых объектах природы.
• Учить детей использовать полученные знания на практике во время экспериментальной деятельности
• Вызвать эмоциональный отклик во время наблюдений и экскурсий.
Публикация «Экологический проект „Будем беречь и охранять нашу Землю!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
• Воспитывать у детей бережное отношение к природному миру.
Задачи:
• Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
• Расширять представление детей о различных природных объектах (почва, вода.)
• Формировать представления детей о здоровом образе жизни.
• Расширять представления детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.
• Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе.
• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
• Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.
• Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
• Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
• Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Актуальность проекта:
В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.
В нормативном документе Министерства образования Российской Федерации «Концепция дошкольного образования» - дошкольный возраст определен, как начальный этап позитивного отношения к природе, «к рукотворному миру», к себе и людям, начале ценностной ориентации в окружающей действительности.
Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи.
Идеи проекта:
Вся деятельность направлена на подведение детей к пониманию основ экологического воспитания.
Соблюдение основных норм поведения в природе.
Формирование умения находить причинно- следственные связи.
Непосредственно образовательная деятельность:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность детей
- Экскурсии и наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
Работа педагога с родителями включает:
- Анкетирование родителей
- Подбор материалов для фоторепортажа
Конечный результат:
оформление фоторепортажа «Мы любим родную природу»
Этапы реализации проекта
Подготовительный.
Разработка проекта «Будем беречь и охранять нашу Землю!»:
1. Изучить литературу по теме
2. Подобрать материал для развития творчества детей
3. Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.
Реализация проекта
Непосредственно образовательная деятельность
• Занятие «Лес – наше богатство!»
• Игра – занятие «Вода - волшебница»
• Самостоятельная деятельность в центре экспериментирования.
• Беседы с детьми об охране окружающей природы.
• Чтение стихов: Н. А. Некрасова «Зелёный шум», И. А. Бунина «Всё темней и кудрявей берёзовый лес…»
• Обсуждение значений пословиц о родной земле.
• Дидактические игры: «Что растёт в лесу», «Правила поведения в лесу».
Взаимодействие с родителями
- Составлена брошюра «Сбережём родную природу!»
- Проведено анкетирование родителей на тему «Экология в семье».
-Организовано проведение дискуссии «Поговорим о природе».
- Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Прогулка всей семьёй в лес».
- Оформлена фотовыставка «Наш любимый край».
- Проведен субботник по уборке участка детского сада.
- Организована экскурсия на речку Быгель.
Литература:
• Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.
• Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.
• Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
• Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
• Плешаков А. А. От земли до неба
• Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
• Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.
Приложение:
Непосредственно образовательная деятельность
«Лес – наше богатство!»
Программное содержание:
Уточнить и расширить представления детей о лесе. Дать понятие о роли леса в жизни человека: оздоровительной, эстетической и хозяйственной. В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства – грибы, ягоды, древесину, пушнину. Из древесины делают мебель, дома, бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе.
Материалы и организация:
Репродукции картин известных художников И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали»; И. И. Левитана «Березовая роща»; В. М. Васнецова «Дубы».
Подборка классической музыки и звуков леса.
Буклеты «Дары леса», «Что растёт в лесу, «Лесные обитатели».
Оформлена выставка детских работ «Мир природы - глазами детей»
Подобраны загадки: о лесе, растениях, лесных обитателях.
Старик – лесовик (воспитатель, переодетый в сказочный персонаж)
Краткий ход занятия:
Внесение старика – лесовика. Вопросы: Кто был в лесу? Что там видели? Что растет в лесу? Какие животные живут? Лесовик задаёт вопросы, слушает ответы детей и хвалит. Старик – лесовик приглашает детей прогуляться в лес. Сообщает, что главные жители леса – деревья. Их много, они высокие, все имеют разные названия. Старик – лесовик вместе с детьми вспоминает названия деревьев. Сообщает, что леса бывают смешанные, лиственные и хвойные. Рассказывает, чем они отличаются друг от друга. Старик - лесовик загадывает загадки и просит среди картинок найти отгадки. Говорит о том, что у поэтов рождаются стихи, а художники, вдохновлённые и очарованный красотой природы, пишут картины. Старик – лесовик предлагает пройти в картинную галерею и рассмотреть репродукции художников с изображением природы, лесных пейзажей. В это время тихо играет классическая музыка, разлаётся пение птиц. В завершении осмотра Старик – лесовик спрашивает, понравилось ли ребятам лесное путешествие, что запомнилось им больше всего.
Непосредственно образовательная деятельность
Игра – занятие «Вода - волшебница».
Цель:
Уточнить представление детей о том, что вода – очень ценный продукт.
Всем обитателям планеты нужна вода.
Познакомиться со свойствами воды.
Ход: Воспитатель показывает 3 одинаковые бутылки. Вопрос детям: Как вы думаете, с чем они? Догадались? Конечно вода! Посмотрите, какая она. (Чистая, прозрачная.) Оставляет на столике одну бутылку. А хотите, я научу вас делать фокус? (Ответы детей) Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся водичка, а всё почему – потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже весь полон. Какая в нём вода? Прозрачная. А сейчас я открою баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки, постройки) Итак, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (воспитатель размешивает краску в воде.) Посмотрите! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан с водой) Ложечки не видно, значит вода не прозрачная. Вот какая волшебная вода, взяла и растворила краску. Все желающие дети повторяют «фокус». Как вы думаете, а зачем нам нужна третья бутылка. Я хочу показать ещё один фокус, как вода меняет запах и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью в воду стаканчик (наливает) Понюхайте и скажите, пахнет вода? Какая вода в ваших стаканчиках? (вода без запаха, ничем не пахнет) А сейчас каждый из вас положит в свой стаканчик немного кофе. Размешайте и скажите, чем сейчас пахнет вода? Поменяла ли вода цвет и запах? (вода пахнет кофе, стала коричневого цвета) Попробуйте воду на вкус (горькая, невкусная.) Теперь я предлагаю вам положить по кусочку сахара, и снова размешать. (дети размешивают ложечкой сахар) Посмотрите, кусочек становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? (сладкая)
ВЫВОД: Вода бывает прозрачной, она жидкая переливается. Вода может поменять цвет, вкус и запах. Волшебница, да и только!
Анкеты для родителей
«Экология в семье».
Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные (кошки, рыбки, собака, хомячок и др.) .
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными ли растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, поливает или ничего не делает)
5. Есть ли у ребенка уголок природного материала?
6. Бываете ли с ребенком на природе?
7. Если да, то где?
8. С какой целью?
9. Снимаете ли вы фотографии на тему «природа»?
10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
11. Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей?
12. Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослых?
13. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?