Проект по экологии «Невидимка нужен всем» на тему «Свойства воздуха»

Лариса Полякова
Проект по экологии «Невидимка нужен всем» на тему «Свойства воздуха»

Проект по экологии

«Невидимка нужен всем»

Воспитатель: Полякова Л. А.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Длительность: 6 месяцев, ноябрь-апрель.

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети подготовительной группы (возраст 5-6 лет).

Образовательная область: Познание. Мир природы. Безопасность.

Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?

Гипотезы «Воздух невидим потому,что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому, что он не предмет».

Цель: С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.

Планируемые результаты:

После завершения проекта дошкольники смогут:

- проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

- проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

Краткое содержание проекта:

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой (образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммуникация»). Может быть реализован с детьми 5-7 лет.

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.

В ходе работы над проектом,дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?».

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).Основное оборудование лаборатории: приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разного объема и формы;природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д;утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги;красители: гуашь, акварельные краски;медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.

Обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).

Анкетирование родителей по данной проблеме.

Диагностика знаний детей на начало проекта.

2 этап: основной.

Организация работы над проектом.

Теоретическая часть:

Составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый» и «злой», консультирование родителей по теме «Эксперименты в детском саду и дома».

Практическая часть:

1. Занятия по экологическому воспитанию.

2. Игры- эксперименты по данной проблеме.

3.Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).

3 этап: заключительный. «Презентация проекта».

Представление результатов проекта в МБДОУ в виде:

- Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».

- Конспект итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе.

Сравнительная диагностика знаний детей по данной проблеме на начало и конец проекта.

Оформление информационно-исследовательского проекта «Невидимка, который нужен всем».

Краткое описание проекта:

Описание методов оценивания.

В начале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха, проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста (диагностика). Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых и детей, разрабатывается перспективно- тематический план по данной проблеме.

После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой демонстрируются результаты исследований по изученной теме.

Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста (февраль- сравнительная диагностика). Оценивается уровень сформированности представлений у детей о воздухе.

Описание форм образовательной деятельности.

Ноябрь

1 неделя

Проект начинается с обобщения и уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта). Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.

2 неделя

Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду» и обобщение результатов.

3 неделя

Воспитатель проводит консультацию для родителей «Эксперимент в детском саду и дома», где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.

4 неделя

Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у ребенка к исследованиям, опытом, открытиям.

Декабрь

1 неделя

Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вес.

На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.

Для чего нам нужен воздух? Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Имеет ли свой запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет).

2 неделя

Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов?

Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом. Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

3 неделя

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, то он может лопнуть.

Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1893 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди. Первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса.

4 неделя

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, ее можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из нее и, она не сможет прыгать. Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.

Январь

2 неделя

Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После проведения опыта дети обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

Предложить детям самостоятельно, с помощью предметов, доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.

3 неделя

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

С помощью опытов закрепить у детей представление о том, Что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).

4 неделя

Обобщаются результаты исследований. Проводится самостоятельная работа в уголке-лаборатории.

Февраль

1 неделя

Познакомить детей с причинами возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха; горячий поднимается вверх - он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер- это движение воздуха.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер).

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают.

2 неделя

Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на доме.)

Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

Дети проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.

3 неделя

Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.Вывод: ветер- это движение воздуха.

4 неделя

Обобщаются результаты исследований. Открытое мини- занятие по экологии для родителей на тему «Ветер».

Март

1 неделя

Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт,дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).

2 неделя

Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Шарики натирают шерстяной варежкой. Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми.)

3 неделя

Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это и чем цунами опасно для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.

Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть ее перед началом работы.Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос еще раз после окончания опыта.).

4 неделя

Показ фильма «Ветер - добрый и злой».

Апрель

1 неделя

Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходства и различия. (Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д.Различия: вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух- невидим, невесом и т. д.)

2 неделя

Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды - попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из стакана и поднимает вверх, выталкивая из воды стакан.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками, наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.

3 неделя

Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.

4 неделя

Обобщаются результаты исследований.

Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».

Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе.

Практическая значимость проекта:

Для общества- ребенок, овладевший навыками поисково - исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме.

Для ребенка- развитие познавательных навыков, личностных качеств.

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятии «воздух», его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группаКонспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группа Конспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группа Ведущая образовательная область: познавательная. Цель: Систематизировать представления.

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха» Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах.

Визитная карточка музейной экспозиции «Прозрачный невидимка. Свойства воздуха» Визитная карточка музейной экспозиции. Цель: Формировать у детей знания о воздухе через опыты. Задачи: 1. Обогащать представление детей.

Экспериментальная лаборатория «Удивительные свойства воздуха» МБДОУ Детский сад№ 92 «Облачко» Конспект непосредственной образовательной деятельности тему: «Удивительные свойства воздуха» для детей старшего.

Образовательное мероприятие «Свойства воздуха» Цель: закрепить знания детей о том, что воздух есть вокруг нас, дать понятие о том, что воздух легкий, он сжимается, уточнить и расширить.

Отчет о проведенном мероприятии. День рисунков на асфальте «Мир нужен всем!»Отчет о проведенном мероприятии. День рисунков на асфальте «Мир нужен всем!» Вот пришло долгожданное лето. Светит солнышко, на улице тепло. Сложно усидеть в душных группах детского сада. Так и хочется поскорей на.

Проект долгосрочный, информационно-исследовательский «Невидимка, который нужен всем» для старшей группы .

Спортивное развлечение «Мы со спортом очень дружим — Спорт ребята всем нам нужен» для детей старшего дошкольного возраста Коваленко С. В., МБ ДОУ № 41 г. Усть-Лабинск, Краснодарского края Дети входят в зал, на задней стене декорации с изображением детей, занимающихся.

Стенгазета «Дом нужен всем»Стенгазета «Дом нужен всем» Здравствуйте, дорогие коллеги. Мы с ребятами старшей группы приняли участие в районном конкурсе на лучший плакат на тему "Земля наш общий.

Конспект занятия «Свойства воздуха и воды» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, опытно- экспериментальная. Цель: Познакомить детей со свойствами.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект по экологии «Невидимка нужен всем» на тему «Свойства воздуха»
Опубликовано: 30 июня 2019 в 14:06
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Фотоотчёт занятия по рисованию с элементами оригами «Кормушка для пернатых»
Цель: привлечение детей к проблемам зимующих птиц. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, фантазию, умение выполнять сгибы по контуру; - прививать...
Фотоотчет «Большой мир детского поэта», посвященный 115-летию со дня рождения Агния...
Цель: - приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру книжной культуры. Задачи: - знакомить детей с биографией и творчеством Агнии Барто, -...
Конспект занятия «В гости к Маше»
Конспект занятия «В гости к Маше» Цель: Создать условия для использования имён признаков и их значений в образовательной деятельности. Задачи: • Учить детей...