Наталья Бурова
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии для детей старше-подготовительной группы.
Вода-это жизнь, бесценный дар, богатство страны.
Воспитатель Бурова Наталья Валентиновна
Цель Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей и животных и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Учить Детей при помощи изо творчества (плакаты, рисунки) доносить проблему «Об охране источников чистой воды» до других людей. Способствовать всестороннему развитию ребенка.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Задачи: дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Закрепить знание детей о том, как беречь водопроводную воду. Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
Актуальность : в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы проблемы охраны окружающей среды (воды, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Потому что запасы воды иссякают из-за нерационального использования ее человеком. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – педагогами. Поэтому одной из основных задач воспитания и образования детей является формирование экологической культуры и природоохранного сознания. «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… и охранять природу значить охранять Родину» (М. М. Пришвин). Будем же изучать родную природу, учится у нее и охранять.
Краткая аннотация: В данном конспекте я использую материал по познавательному развитию; рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; по ознакомлению с художественной литературой; слушание стихотворения «Земля – наш дом родной», «Родники» Бунин; П\И «Ручейки – озера»; игровые приемы приход сказочного персонажа Хрюша с играми; развитие творчества детей – рисование плакатов.
Материал к занятию : глобус, картинка с изображением завода сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу; картинки с изображением озер, рек и родников; кукла Хрюша, карточки с загадками, альбомные листы на каждого ребенка, карандаши, фломастеры
1. Ход занятия :
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть;
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету.
Знакомство с глобусом.
Воспитатель показывает глобус – вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
- Кто знает как называется эта модель? (глобус)
Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом – это океаны и моря. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья. Ребята, а есть еще реки и озера. Многие озера столько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например: в нашей Иркутской области есть озеро Байкал. В Республике Хакасия есть озеро Иткуль.
- Ребята как вы думаете зачем нужна вода. Давайте поиграем с мячом, кидаете мне мяч и говорите ответ, только не повторяйтесь, будьте внимательны.
- Ребята, а вы знаете, откуда берется вода в реках и озерах? (ответы детей)
- Многие реки и озера, даже очень большие, в начале своего пути образуется слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Не мало ручьев стекают в озера.
Любит и бережет родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то добрая, бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.
-Ребята, а кто из вас пил воду из родника
-А как говорят о чистой воде (Прозрачная, хрустальная.)
-У Ивана Андреевича Бунина есть стихотворение «Родник»
Послушайте его:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный;
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит
-А вы знаете для чего нужны родники зверям и птицам (Для водопоя)
-Воспитатель : Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно его расчистить, тогда наши реки и озера будут полноводными.
-А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.
П. Игра «Ручейки-озеро-река»
Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему – это «ручейки» .По сигналу» ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают не мешая одна другой. По сигналу : «Озеро!» каждая команда,взявшись за руки, образует круг-«озеро».
2 Встреча с Хрюшей.
Раздается стук. Появляется игровой персонаж Хрюша. Он грязный, плачет.
-Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, такой несчастный (Ответы детей)
-Как вы думаете,что с ним могло случиться, почему он такой грязный. (Ответы детей)
Хрюша: Я шел к вам в гости, хотел поиграть, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята может вы знаете что со мною случилось (Ответы детей)
Хрюша: Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! (Показывает картинку). А еще там, в воде и на берегу, валялось много бутылок,пакетов с мусором, фантиков от конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.
-Как вы думаете кто так мог поступить (Ответы детей)
Дети жалеют Хрюшу. Воспитатель предлагает ему умыться.
Хрюша: Ребята какая чистая вода. Где вы взяли такую чистую воду?Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.
-Как вы думаете что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить,закрывать краны)
Хрюша: Правильно ребята. Но сегодня я к вам пришел чтобы поиграть. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете повторять за мной. Дети встают в круг.
Скороговорка:
«Ехал Грека через реку. (дети изображают, как гребут веслами на лодке)
Видит Грека в реке рак (повороты туловища и головы вправо- влево)
Сунул Грека руку в реку. (Наклоны туловища вперед)
Рак за руку Греку цап!
(Воспитатель ловит детей за руку)
-Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
Не море, не земля, корабли не плавают
Только лягушки квакают.
Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)
Хрюша: Молодцы ребята, вы такие умные. А теперь немножко разомнемся.
Физкультурная минутка:
Вот болотце на пути, как его нам перейти.
(дети ходят по кругу)
С кочки на кочку, прыг да скок,
Веселей скачи дружок.
(Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед)
Хрюша: Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья: Филя и Степашка. До свидания.
Хрюша уходит.
3. ИТОГ занятия :
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды.
-Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы с Хрюшей больше такого не случалось? (ответы детей)
Правильно, надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После отдыха собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.
-Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему :»Мы реки и озера в обиду не дадим». А потом мы развесим ваши плакаты в коридоре детского сада.
Ребята, давайте с вами нарисуем запрещающие знаки «Что нельзя делать отдыхая на природе» (Нельзя бросать банки, бутылки) (Нельзя мыть машины в реке.) (Нельзя ломать деревья и кустарники) (Нельзя оставлять непотушенным костер) (Нельзя разбивать бутылки, банки) (Нельзя бросать в воду мусор)