Наталья Караваева
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Будущее в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Будущее в наших руках»
Вид проекта : практико-ориентированный, творческо-исследовательский
Продолжительность проекта : среднесрочный
Актуальность: Тема проекта «Будущее в наших руках» выбрана мной не случайно. Сейчас многие говорят о том, насколько у нас плохая экологическая обстановка, что ее нужно спасать. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами, люди довели природу до такого состояния. Но мало кто задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет. Поэтому в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе, в частности к природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. А, как известно, дети – это наше будущее, и от того как мы воспитаем детей, что мы заложим в их сознание, зависит какое это будет будущее.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников „Будущее в наших руках“» размещена в разделах
Проблема: Совершая прогулки, экскурсии по поселку, мы видим (последнее время реже) картину потребительского отношения к природе: разбросанный мусор, поломанные деревья, разоренные муравейники. У воспитателя возникают вопросы : Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь зачастую бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы?
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые люди показывают пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только с детьми, но и со взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Гипотеза: Можно ли через формирование основ экологического сознания, сформировать правильное отношение детей к природе, воспитать любовь и бережное отношение к объектам природы.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов
экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,
гуманного отношения объектам природы.
Задачи:
-формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Расширить знания детей о природе родного края, о ее особенностях;
- Развивать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь к природе;
- Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников;
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- повысить экологическое просвещение родителей.
- Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- расширение представлений детей о природе, в частности природе родного края;
- расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном
отношении к природе.
- o Формирование у детей гуманистической направленности поведения в
окружающих природных условиях.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единого воспитательно-образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому
воспитанию дошкольников.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Сроки реализации: 1 год
Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности 6-7 лет, их родители, педагоги детского сада
В ходе работы с детьми по экологическому воспитанию, мною были использованы следующие формы и методы работы:
• ООД;
• игры дидактические, подвижные;
• тематические беседы о природе и бережном отношении к ней;
• презентации;
• участие в акциях, такие как «Сохраним елочку», «С любовью к России, мы делами добрыми едины»
• праздники, развлечения, досуги;
• экскурсии, в том числе и виртуальные;
• исследовательская деятельность;
• пополнение развивающей среды;
• участие в театрализованной деятельности;
• выставки детских работ, семейных коллекций.
• встречи с поэтами и художниками родного края; • диагностика; • чтение художественной литературы; • рассматривание альбомов, открыток.
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
• анкетирование;
• родительские собрания;
• привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр;
• участие в конкурсах творческого мастерства;
• консультации для родителей по экологическому воспитанию детей;
• Совместные поиски информации.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
1. Изучение научно-методической литературы.
2. Создание творческой группы.
3. Диагностирование детей.
4. Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье».
5. Анализ полученных результатов, вывод.
6. Разработка плана, составление конспектов мероприятий, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
7. Подбор программно – методического материала по направлению работы, художественной литературы.
8. Совершенствование развивающей среды (подобрать материалы; игрушки; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности).
9. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
10. Организовать родителей для совместного творчества со своими детьми.
На данном этапе изучив научно-методическую литературу, было проведено диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности положительного отношения детей к объектам природы методика С. Н. Николаевой «Добровольные помощники», которая показала следующие результаты, которые вы видите на экране.
К работе над проектом были привлечены родителей воспитанников.
Среди которых, было проведено анкетирование, которое показало, к сожалению, что не все родители понимают, что дошкольный возраст – самая благодатная пора для экологического воспитания, и что своим примером бережного отношения к природе они формируют основы экологически грамотного поведения.
После анкетирования были проведены консультации по данному вопросу, совместно разработан план, конспекты и материалы для проекта.
Основной этап
Любовь к природе, формирование бережного отношения к ней начинается с любви к своей малой Родине. Именно с этого мы и начали реализацию нашего проекта. С этой целью были организованы целевые прогулки по родному поселку, экскурсии, в том числе и виртуальная - «Сосновские леса», знакомство с природой родного края, рассматривание иллюстраций о природе Тамбовской области, беседы на темы: «Ты часть природы», «Как хороши Сосновские леса» и т. д. Как итог были организованы выставки детских рисунков на тему: «Наш поселок», «Прогулки по сосновому лесу».
В ходе реализации данного проекта мы приняли участие в акциях, одна из которых прошла перед Новым годом «Сохраним елочку». Цель данной акции - воспитание природоохранного поведения, обратить внимание людей на проблему взаимодействия человека и природы, в частности сохранение елей и сосен нашего поселка в период предновогодних и новогодних праздников. По итогам данной акции число семей воспитанников, которые планировали украсить свои дома к новогодним праздникам живыми елями и соснами, сократилось на 40% (8 семей). А это значит, что как минимум 8 деревьев мы спасли!
Акция «Покормите птиц зимой», была организованна в рамках проекта с целю привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.
В ходе реализации проекта были проведены такие мероприятия как:
- «Мусор Земле не к лицу», цель которого развитие у детей бережного отношения к природе, формирования желания жить в чистой окружающей среде и оказания посильной помощи в очищении ее от мусора. В рамках данного мероприятия был проведен конкурс среди родителей воспитанников на лучшую поделку из бросового материала «Вторая жизнь».
Досуговое мероприятие «Помогите лесу». Цель которого формирование у детей основы экологической культуры, желания знать правила поведения в природе и выполнять их. Гостем праздника стал сотрудник ТОГАУ «Челнавский лесхоз». И другие мероприятия.
В процессе реализации данного проекта, в частности вышеупомянутых мероприятий проводились различные игры: дидактические, подвижные, интерактивные. Последние особенно понравились детям.
Также нами был реализован мини проект «Огород на подоконнике». Дети сами сажали цветы, поливали их, ухаживали за ними, наблюдали. В дальнейшем выращенные цветы украсили групповые участки и территорию детского сада.
Для развития у детей экологических представлений, были созданы следующие условия: предметно пространственная среда в группах - уголки природы, книжные уголки, в которых нашли свое место произведения о природе. После прочтения некоторых из них, нами был поставлен мини спектакль, организован показ кукольного театра.
Большую помощь в реализации проекта оказали родители воспитанников.
Среди них был проведен конкурс «Книжки-малышки». Цель: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры через чтение экологических сказок.
Консультации для родителей «Как научить ребенка любить природу», «Новый год без елки?», «Родители - пример для детей».
Родители обеспечили нас саженцами кустов сирени, которые мы высадили в честь годовщины празднования Дня Победы.
В ходе проекта наблюдалось тесное сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения :
Были составлены рекомендации для педагогов: «Создание эколого-развивающей среды». Разработаны конспекты занятий, развлечений для педагогов по формированию экологических знаний о природе родного края с родителями и детьми.
Обобщающий этап.
Совместная деятельность взрослых и детей осуществлялась в организованной образовательной деятельности и режимных моментах, самостоятельной деятельности.
Для достижения поставленных целей и задач, в рамках данного проекта были реализованы следующие мероприятия:
Акция «Наше зеленое завтра или Сохраним елочку». Цель данной акции - воспитание природоохранного поведения, обратить внимание людей на проблему взаимодействия человека и природы, в частности сохранение елей и сосен нашего поселка в период предновогодних и новогодних праздников. По итогам данной акции число семей воспитанников, которые планировали украсить свои дома к новогодним праздникам живыми елями и соснами, сократилось на 40% (8 семей). А это значит, что как минимум 8 деревьев мы спасли!
С целю развития у детей бережного отношения к природе, формирования желания жить в чистой окружающей среде и оказания посильной помощи в очищении ее от мусора, было проведено занятие с использованием ИКТ технологии «Мусор Земле не к лицу». В рамках данного мероприятия был проведен конкурс среди родителей воспитанников на лучшую поделку из бросового материала «Вторая жизнь». Цель данного конкурса – формирование представления о возможности использования бросового материала в полезных целях.
Акция «Покормите птиц зимой», цель которой привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения
Досуговое мероприятие «Помогите лесу». Цель – формирование у детей основы экологической культуры, желания знать правила поведения в природе и выполнять их. Итогом данного мероприятия стала виртуальная экскурсия в хвойный лес с привлечением сотрудника ТОГАУ «Челнавский лесхоз».
Экскурсия по поселку. Цель данной экскурсии: в естественной обстановке познакомить детей с изменениями в природе и окружающей среде с приходом весны.
Итогом двух мероприятий стали конкурсы рисунков «Прогулки по сосновому лесу», «Наш поселок весной».
Экологическая беседа «К природе с добротой», цель - стимулировать умение восхищаться красотой природы, сопереживать, стремление оказать помощь; сформировать представление о том, что нельзя делить животных на полезных и вредных и тем более руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
С целью расширить представления об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность, было проведено занятие «Юные экологи». В ходе данного мероприятия опытным путем детям удалось выяснить, как влияет разлив нефти на птиц и обитателей водоемов и как сложно очистить воду от последствий разлива нефти.
Интерактивная игра «Подарки для матушки Природы», с целью расширить знания детей о природе родного края, о ее особенностях.
Огород на подоконнике. Для озеленения групповых участков и территории детского сада были посеяны семена садовых цветов.
Работа с родителями.
Конкурс «Книжки-малышки». Цель: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры через чтение экологических сказок.
Консультации для родителей «Как научить ребенка любить природу», «Новый год без елки?», «Родители - пример для детей».
Анкетирование для родителей:
- «Природа в вашей жизни», с целью выявления значения природы в жизни семьи воспитанников;
- «Экологическое воспитание дошкольников», цель которого, выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в доу и его осуществления в семье.
Подведение итогов
Результаты работы над экологическим проектом «Будущее в наших руках».
Проект «Будущее в наших руках» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса : детей, родителей, педагогов. Установлены партнерские отношения с родителями. Проведенная с детьми старшего дошкольного возраста работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней;
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу.
Наши детки еще маленькие, но стараются посильно помочь природе, ведь для природы нет маленьких дел. Посаженное дерево – не менее значимо, чем новый закон об охране природы. А полученные знания помогут не навредить природе в будущем.
Наши добрые дела для природы не закончатся с окончанием данного проекта. У нас большие планы на будущее…
Все хорошее в людях - из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить.
Мы хотим чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.