МААМ-картинки

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Научные забавы»

СВЕТЛАНА КАЗАКОВА
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Научные забавы»

Исследовательский проект в ДОУ

Вид проекта - Исследовательско-творческий

Участники - Воспитатели, Дети, Родители

Продолжительность - годовой

Актуальность:

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Публикация «Проект по экспериментально-исследовательской деятельности „Научные забавы“» размещена в разделах

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель:

Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта :

1 этап – организационно – диагностический;

2 этап – формирующий;

3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат:

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Практическая значимость:

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

1этап- Организационно – диагностический

Формы работы:

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

3. Подборка опытов с описанием проведения.

4. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности :

Определение актуальности, проблемы, цели.

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.

Создание условий для детского экспериментирования :

Подбор оборудования для проведения опытов.

Приобретение набора «Опыты с водой».

2 этап- Формирующий

Формы работы:

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

Содержание деятельности :

1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).

2. Работа с детьми:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

3 этап- заключительный

1. Презентация- отчёт

2. Фотоальбом опытов

Формы работы:

1. Сравнительный анализ результатов

2. Перспективы

Содержание деятельности :

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.

Перспективный план работы с детьми:

Тема: Вода

1. «Какого цвета вода» (фокус, смешиваем цветную воду, радуга, какой цвет пропал);

2. «Есть ли у воды вкус и запах» (что будет если, холодная или тёплая вода лучше растворяет вещества);

3. «Что будет с водой на морозе»(цветные льдинки);

4. «Тонет – не тонет»;

5. «Что растворяется в воде» (мыльный гриб);

6. «Как очистить воду»;

7. «Чем солёная вода отличается от пресной»;

8. «Прозрачная вода может стать мутной»;

9. «Цветы лотоса»;

10. «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;

11. «Песочные часы»;

12. «Взвешиваем песок»;

13. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»;

14. «Песочная картинка»; «Узоры на подносе»; «Рисуем клеем»;

15. «Чудесные картинки»; «Рисунки песком»; «Игры песком: пластиковые бутылки»;

Тема: Воздух

1. «Что такое воздух» (сухой из воды, воздушные вихри);

2. «Воздух и запах»;

3. «Воздушные фокусы»(поднимание воды, кто держит открытку, почему не льётся вода);

4. «Воздух имеет вес»;

5. «Чем сильнее ветер, тем больше волны»;

6. «Ветер двигает корабли»;

7. «Волны»;

Тема: Песок

1. «Исследуем песок» (эксперименты в песочнице, песочные часы, взвешиваем песок);

2. «На мокром песка….»

3. «Песочные часы»;

4. «Взвешиваем песок»;

5. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»;

6. «Песочная картинка»;

7. «Узоры на подносе»;

8. «Рисуем клеем»;

9. «Чудесные картинки»;

10. «Рисунки песком»;

11. «Игры песком: пластиковые бутылки»;

Перспективный план работы с родителями

Беседа дома с детьми: «Кто такие учёные?»; «Что такое эксперимент».

Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой.

Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.

Беседа: «Как организовать игры с водой».

Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

Консультация: «Игра или экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей

«Как экспериментировать вместе с ребёнком дома»

Консультация для родителей

«Домашняя лаборатория»

Консультация для родителей

«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Консультация для родителей

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Консультация для родителей

«Учим детей наблюдать»

Консультация для родителей

«Роль экспериментов в умственном воспитании детей»

Консультация для родителей

«Игры с песком»

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка»

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»

«Бумажная страна»

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы».

Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).

Перспективы

• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;

• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);

• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

• Пополнять предметно – развивающую среду;

• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.

2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с. +цв. вклейка.

3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н. В. Гончарова и др., под ред. З. А. Михайловой. -2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

7. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

8. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

9. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

10. О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой». Элти – кудиц 2012г.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах»Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект "Есть ли жизнь на других планетах". Паспорт.

Практико-ориентированный проект «Росток»Практико-ориентированный проект «Росток» Мною разработан проект РОСТОК. Участие в проекте принимают дети дошкольного возраста и родители старшей группы. Сроки реализации проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Научные забавы»
Опубликовано: 8 января 2015 в 15:51
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД