Получи документы

Проект по экспериментальной деятельности «Хочу все знать»

миронова ирина
Проект по экспериментальной деятельности «Хочу все знать»

Педагогический проект по экспериментальной деятельности на тему «Хочу все знать»

Руководители проекта : воспитатели средних групп детского сада

Участники проекта : дети средних групп, педагоги, родители

Типовые особенности проекта : исследовательский, игровой, творческий, групповой, средней продолжительности, на уровне организации образования

Цель проекта : Создание условий для экспериментальной деятельности детей, для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

Задачи:

Публикация «Проект по экспериментальной деятельности „Хочу все знать“» размещена в разделах

- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений к практическому экспериментированию с объектами.

- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

Содержание проекта :

Пояснительная записка

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружаещему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Актуальность.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Предполагаемый результат:

1. Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.

2. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.

3. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.

4. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

5. У детей пополнился словарный запас.

6. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

7. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

8. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Этапы работы над проектом :

Подготовительный этап

Определение темы проекта

Формулировка цели и определение задач

Подбор материалов по теме проекта «Хочу все знать»

Подобрать методическую литературу по теме.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

Составление плана основного этапа проекта

Основной этап

Проведение опытов и экспериментов

Мониторинг реализации проекта

Работа с родителями

Консультация «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром», «Волшебная водичка», «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками», «Играем с мыльными пузырями».

Буклеты для родителей «Водные процедуры».

Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

Работа с педагогами

Консультация «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.», «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования»

Деловая игра для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования»

Рефлексивно-обобщающий этап

Родительское собрание на тему: «Экспериментирование детей в семье».

Фотоотчет на тему: «Хотим все знать

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. - 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015

Приложение 1

Перспективный план по экспериментальной деятельности

для детей среднего возраста с 4 до 5 лет

Месяц, неделя Объект Тема опыта Цель, задачи

Январь № 1 Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

№ 2 Снег Возьмем с собой снеговика. Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

№ 3 Экспериментирова

ние с предметами Мыло-фокусник

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность.

№ 4 Воздух Что в пакете? Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Февраль № 1 Вода, снег Как согреть руки? Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

№ 2 Экспериментирование с предметами Легкий -тяжелый Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

№ 3 Магнит Волшебная рукавичка. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

№ 4 Воздух Поиск воздуха. Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Март № 1 Свет Солнечные зайчики. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

№ 2 Вода Теплая капелька Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность. делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

№ 3 Растения Хитрые семена. Познакомить со способом проращивания семян. Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

№ 4 Стекло Стекло, его качества и свойства

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Апрель № 1 Экспериментирова

ние с предметами Что звучит? Научить определять по издаваемому звуку предмет.

№ 2 Вода Способность отражать предметы

Показать, что вода отражает окружающие предметы.

№ 3 Воздух Ветер, ветер ветерок. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

№ 4 Песок, глина Волшебный материал Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Май № 1 Пластмасса В мире пластмассы Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

№ 2 Вода Прозрачность воды

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

№ 3 Свет Передача солнечного зайчика Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

№ 4 Вода Игра «Водяной у нас в гостях» Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры

Приложение 2

Перспективный план по работе с родителями, педагогами

месяц мероприятие тема

Январь Консультация для воспитателей «Оборудование для уголков по детскому экспериментированию»

Привлекать родителей к пополнению коллекции уголка экспериментирования «Разные ткани», «Бумажная страна» и др.

Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками»

Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»

Февраль Консультация для педагогов «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности»

Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром»

Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»

Работа с педагогами Оформить накопительные папки на тему:

«Мы – исследователи»

Март Памятка для родителей

«Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

Фотовыставка

«Экспериментируем с водой дома»

Беседа дома с детьми «Кто такие учёные; что такое эксперимент»

Консультация для родителей «Волшебная водичка»

Апрель Буклеты для родителей

«Водные процедуры»

Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями»

Деловая игра для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования»

Домашнее задание Провести опыт по выращиванию кристаллов соли

Май Родительское собрание, показ презентации «Экспериментирование детей в семье»

Фотовыставка «Хотим все знать»

Оформить папку-передвижку «Мы исследователи»

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование «Хочу все знать» .

Конспект занятия «Лаборатория «Хочу все знать» Конспект занятия «Лаборатория «Хочу все знать» Задачи: Развивать умение делать выводы, умозаключения, развивать речь, мышление, любознательность,.

Кружковая работа «Хочу все знать» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Пчелка» станицы Пшехской Муниципальное.

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать» План-конспект открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хочу все знать».

Проект для детей второй младшей группы «Хочу все знать про растения» Участники проекта: Дети и воспитатели второй младшей группы Срок реализации: 3 месяца Цель: опытным путём доказать влияние внешних и внутренних.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Хочу все знать» "Хочу все знать"-рабочая программа по дополнительному образованию. С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность.

Родительское собрание в старшей группе «Хочу все знать!» Российская Федерация Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Города Калининграда детский сад № 74 ПЛАН-КОНСПЕКТ.

Тематическая неделя «Хочу все знать»Тематическая неделя «Хочу все знать» 1 тематический день (день сюрпризов и загадок) «Необычная рядом» Сюрпризный момент. В гости к детям приходит фокусник и предлагает посмотреть.

«Пауки» занятие в кружке «Хочу все знать» Цель: обучение специальным знаниям. 1) развитие умения выдвигать гипотезы; 2) развитие поисковых умений и навыков; 3) воспитание толерантного.

«Хочу все знать!» Детское экспериментирование Одна из форм работы с родителями – выпуск журнала по определенной теме. Конечно, у нас в группах размещено большое количество наглядного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экспериментальной деятельности «Хочу все знать»
Опубликовано: 18 марта 2018 в 11:59
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД