Марина Маршеня
Проект «Покормите птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно сумрачно. Особенно тяжело приходится зимующим птицам. Посмотришь в окно, а там синичка сидит, так смотрит на тебя молящим взглядам и словно говорит - «Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны»!
Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы единогласно решили помочь пернатым друзьям и организовать традиционную акцию в форме педагогического проекта «Покормите птиц зимой!».
Публикация «Проект „Покормите птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Проект состоит из 3-х этапов: подготовительный, основной, заключительный; каждый из них имеет свою специфику. На подготовительном этапе изучали передовые технологии, подбирали методическую литературу, провели анкетирование родителей по теме «Что вы знаете о зимующих птицах». Основной этап включает в себя непосредственно работу с детьми и родителями в разных видах деятельности. На заключительном этапе проекта совместно с детьми организовали и открыли «Птичье кафе».
Цель проекта :
формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи проекта :
1. закреплять знания детей о зимующих птицах (название, повадки и особенности поведения и др.);
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
3. продолжать формировать правила поведения в природе;
4. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю пору.
Актуальность проекта :
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам,
желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того,
что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : февраль
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Заинтересованность 80 % детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
1. Постановка и анализ проблемы.
2. Определение цели и задач.
3. Изучение и накопление материала.
4. Подбор художественной литературы, демонстрационного материала, дидактических и подвижных игр.
5. Анкетирование родителей «Что вы знаете о зимующих птицах»
II этап - основной (практический)
1. Беседа о зимующих птицах.
2. Акция «С каждого по зёрнышку» (приобщение родителей)
3. Изготовление кормушек.
4. Художественное творчество «Домик для птички».
5. Подкормка и наблюдение за птицами.
III этап-заключительный
1. Выставка «Домик для птички».
2. Организация «Птичьего кафе» на территории детского сада.
3. Викторина «Кто лучше знает птиц».
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах.
• Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
• Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой.
• Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи.
• Обогатить словарный запас детей.
• Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
• Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
• Приобщить к совместной деятельности родителей.
Викторина
• Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле, кле, клее – поет со свистом. (Клест.)
• Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.)
• Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
• Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
• У какой птицы в лесу есть кузница? (У дятла.).
• Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
• У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
• Почему клесты выводят птенцов зимой? (Много корма.)
• Что помогает клестам добывать корм?
• Почему дятел летом питается насекомыми, а зимой – семенами хвойных растений? (Зимой дятел кузнец, а летом – врач.)
Макет листовок.
ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно порой.
Вы, ребята поспешите,
Их бедняжек подкормите.
Крошки, семечки и сало
Вот чего им не хватало.
Ягоды рябины, орехи и пшено,
Сделайте добро!
Сохранить природу, мы можем без труда,
Повесим лишь кормушки у своего окна.
Ведь все на свете птицы
Нам с тобой друзья!
Подкормите птиц зимой, они нуждаются
в нашей помощи!
Письмо - обращение
«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»
Памятка по кормлению птиц зимой
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
6. Кормушки нужно держать в чистоте.
7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Дидактические игры.
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.
«Большой – маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
«Один – много»
Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»
Цель - научить составлять описательный рассказ.
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний»
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
«Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т. д.
«Скажи наоборот»
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий
Выводы о проделанной работе:
• Готовя угощение, дети имели в виду, что птицам нельзя давать цитрусовые, соленые сухарики и чипсы, не должны быть жаренными, сало – солёным, а ржаным. Игнорирование этих запретов не только может вызвать нарушение пищеварения, но и привести к гибели птиц. Дети внимательно относились и к качеству пищи, зная, что птички вряд ли обрадуются прогорклым семенам, заплесневелому хлебу или крупе, изъеденной жучком.
• Для синиц и других насекомоядных птиц лучшая подкормка – это не соленое сало, нежирные семечки подсолнечника, семена тыквы,арбуза, дыни, крошки белого хлеба, овсяные хлопья. Не забыли мы и про главный деликатес синичек и дятлов – сало и маргарин, которые можно не только положить в кормушку в виде кусочков, но и намазали ими кору дерева.
• Не следует забывать, если птицы несколько раз пообедали на определенной кормушке, то однажды, не найдя в ней корм, они не сразу полетят искать другую, а останутся ждать следующей кормёжки.
• Следует помнить несколько не хитрых правил: кормушка должна быть с крышей и, желательно с бортиками. Чтобы ветер и снег не проникли в кормушку. Еще одно важное «техническое» требование: у кормушки не должно быть острых краев и глубоких щелей, иначе птички могут застрять или поранится. В закрытых кормушках – домиках отверстие для птиц должно быть не меньше 8 см., но не стоит делать его слишком большим, иначе обед синички достанется голубю или вороне. Кормушку нужно не только постоянно пополнять пищей, но и регулярно очищать ее от снега и мусора, проверять. Не появились ли, в ней щели и не выступил ли где - нибудь гвоздь. Моделей кормушек – множество. Но голодные птички к эстетическим изыскам равнодушны, для них главное в кормушках – удобство и безопасность. Ведь самые удачные кормушки – это не те, в корм надежно защищен от осадков и ветра.
• Помочь птицам не так уж сложно : организовав кормление всего на одной кормушке, можно поддержать не малое количество птиц. Зимняя подкормка - дело не только нужное и полезное, выжившие хилой птицы истребят большое количество вредных насекомых, но и очень увлекательное: наблюдать за веселой птичьей толкотнёй у «обеденного» стола- огромное удовольствие!