Ольга Прокопьева
Проект «Поэты нашего городка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Духовно – нравственное воспитание дошкольников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.
Духовно – нравственное воспитание – это и система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.
Программное содержание
Публикация «Проект „Поэты нашего городка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
• расширить знания детей об истории и культуре г. Шимановска;
• сформировать у детей чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем;
• Способствовать формированию убеждения о том, что каждый человек, в каком городе бы он ни жил, способен на подвиг, или умение сочинять стихи или музыку;
• воспитывать чувство патриотизма, гордости за культуру своего города;
• расширить знания о литературном наследии поэтов г. Шимановска;
• развивать творческие способности детей.
2. Актуальность реализуемого проекта
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, сохранению обычаев и традиций народов, его населяющих. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие воспитанниками традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.
Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Как можно развивать чувство любви к малой Родине? Например, через знакомство с историей и культурой родного края, с творчеством талантливых земляков. Я уверена, что приобщая детей дошкольников и их родителей к духовным ценностям, показывая, как другие проявляют свою любовь к Родине, заставляя задуматься о том, а что каждый из нас может сделать полезного для своей семьи, детского сада, города, можно воспитать в ребёнке чувство уважения и любви к малой Родине.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. От того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба нашей Родины. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу, селу, поселку. Настоящий патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей малой Родины.
Проблема проекта :
Можно ли через изучение литературного наследия поэтов города Шимановска воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике педагоги и родители часто сталкиваются со следующими проблемами:
• краткость доступной информации по истории своего края;
• слабое знание творчества местных поэтов, которые пишут о нашем городе.
• у детей поверхностные представления о культуре родного города.
• У детей имеются представления о родном городе, но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с творчеством поэтов, музыкантов, художников нашего города, формирование у детей чувства гордости, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Вариант решения проблемы:
• Собрать информацию о людях нашего города, пишущих стихи;
• Провести конкурс чтецов стихов поэтов нашего города;
• Создать электронную презентацию о поэтах нашего города;
• Выступить на собрании перед родителями с проектом;
• Использовать собранный исследовательский материал на занятиях и развлечениях;
• Организовать встречи в музыкально – поэтической гостиной с творческими людьми г. Шимановска (Л. Г. Суровцевой, М А Ячменевой, Л. И. Драчук);
• Собрать коллекцию компакт - дисков «История нашего города», «Благодарю деда за Победу», «Культурное наследие наших земляков».
Цель проекта :
1. Воспитание чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране;
2. воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького города;
3. приобретение дошкольниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах;
4. развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;
5. участие детей старшего дошкольного возраста и их родителей в создании тематических альбомов по истории родного города
6. Познакомить детей с биографией и творчеством знаменитых людей города, воспитывать чувство уважения и гордости к городу и его жителям. Расширить и закрепить знания детей, о профессиях взрослых, о достопримечательностях нашего города.
Задачи.
Воспитательные:
• Организация социально значимой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.
• Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, любви к своей Родине.
• Формирование у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции.
• Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта).
Образовательные и развивающие:
• расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста;
• развить навыки проектной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
• формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, общекультурной, познавательной, личного самосовершенствования);
• помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
Предварительная работа
• ознакомить воспитателей с современной методической литературой по патриотическому воспитанию;
• Организовать экскурсии в краеведческий музей г. Шимановска;
• провести цикл занятий и мероприятий по теме «Мой любимый город»;
• организовать выставку детских рисунков;
• ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
• разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с творчеством художников, поэтов, музыкантов г. Шимановска;
• подготовить совместными усилиями детей и родителей совместный семейный маршрут по памятным местам города;
• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Культурная жизнь нашего города»;
• провести заключительное мероприятие акция «Шарик с пожеланием».
Гипотеза:
Данный проект не только обогатит знания детей о родном крае, но и окажет положительное влияние на формирование у них гражданско-патриотического сознания, а также будет способствовать сплочённости детского коллектива.
Участники проекта :
Педагоги, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОБУ № 15 г. Шимановска.
Ожидаемый результат
Знакомство с творчеством земляков будет способствовать формированию у дошкольников гордости за свой край, воспитанию патриотизма.
В ходе реализации мероприятий проекта воспитанники получат новые знания об истории, культуре малой Родины, талантливых людях родного края (поэтах, художниках, обычаях и традициях;
Календарный план проекта
Сроки Мероприятие Виды деятельности Результат (продукт)
октябрь Анкетирование педагогов и родителей
Объявление старта проекта. Групповое обсуждение мероприятий в рамках проекта, распределение обязанностей. Составлен план проведения проекта
ноябрь
Тематические занятия:
«Наш любимый город»
«Спасибо деду за Победу»
«Что такое культура»
«Моя семья»
Посещение краеведческого музея г. Шимановска
Занятия в музее Выставки рисунков
Конкурс родительских презентаций
Выставка генеалогических древ воспитанников старшего дошкольного возраста
декабрь Подготовка музыкально – литературных вечеров
«С. П. Повный – учитель и поэт»
«Строители БАМА – поэты г. Шимановска» Индивидуальная и групповая работа над изучение материала Авторский вечер с учителями поэтами школ г. Шимановска Л. Г. Суровцевой, М. Я. Ячменевой
Составление альбома «Стихи поэтов г. Шимановска для детей»
январь Посещение Детской библиотеки Знакомство с поэтическими сборниками и материалами печатных изданий Амурской области о поэтах земляках. Фотоотчёт.
Знание стихотворений поэтов – земляков.
февраль Выставка репродукций картин художников г. Шимановска А. Шабанова М. Бурлака Беседа о жизни и творчестве художников
Просмотр картин. Альбомы
«Поэты нашего города» «Художники нашего города»
март Тематическая неделя театра Подготовка и показ театрализованных постановок воспитанниками старшего дошкольного возраста малышам Фотоотчёт.
Привлечение родителей к пошиву костюмов, оформлению декораций
Альбом «Народный театр»
апрель Акция «Шарик с пожеланием» Сочинить короткое пожелание в стихах для жителей города и подарить его прохожему
Оформление результатов проекта
Анкета для педагогов и родителей
• Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?
• Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно – историческое наследие нашего города, края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
• Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края?
• Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы Вы могли бы предложить?
• Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?
• Знаете ли Вы, что и как рассказывать детям о родном городе?
• Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей и культурой? Назовите известные Вам источники
• Какая методическая помощь Вам необходима для реализации задач гражданского воспитания Вашего ребенка?