Светлана Травова
Познавательно-исследовательский проект «Бумажные чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети II младшей группы, родители.
Пояснительная записка.
1. Постановка проблемы: В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Чтобы дети могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу. Объектом исследовательской деятельности стала бумага, так как она с раннего детства привлекает внимание детей – это ещё неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, его можно смять, порвать и даже попробовать на вкус. Ребенок постоянно тянется к бумаге, его интерес становится всё ярче. Дети по собственной инициативе проявляют желание нарисовать на бумаге, что – то смастерить. И эти маленькие исследования могут стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге, познавательных интересов ребенка.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Бумажные чудеса“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Поделки из бумаги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Цель:
- создать благоприятные условия для изучения темы;
- сформировать у детей представления о свойствах бумаги;
- организовать исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой.
3. Задачи.
Образовательные - познакомить с основными свойствами бумаги, формировать умение сравнивать качества и свойства бумаги. Формировать умения и навыки экспериментирования с бумагой, обогатить словарь новыми словами. Расширить представления детей о назначении бумаги.
Развивающие - побуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию. Активизировать творческую деятельность и игровой опыт детей. Развивать воображение ребенка, способность фантазировать обобщать полученные сведения в результате исследовательского опыта.
Воспитательные - воспитывать бережное отношение к природе.
4. Методы и приемы:
Словесные – беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры;
Наглядные – рассматривание иллюстраций, сбор фотоматериалов,
Практические – создание развивающей среды, наблюдения.
5. Ожидаемый результат.
Для детей: появление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов с бумагой. Получение представления о видах бумаги, её свойствах, назначении. Привлечение внимания к бережному и экономному использованию бумаги, как одному из видов природных ресурсов.
Для родителей воспитанников: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско- родительских отношений.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Этапы проведения проекта :
1 этап: – подготовительный: подбор методической литературы, составление перспективного плана, подбор наглядно дидактического материала, диагностирование.
2 этап: - практический: организация исследовательской деятельности в соответствии с тематическим планированием.
3 этап – итоговый. Диагностирование. Подведение итогов проектной деятельности, презентация проекта.
Перспективное планирование.
День недели Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействия педагогов
Понедельник Беседа: «Берегите лес!», Д/ И: «Принеси бумажный предмет», Составление перспективного плана. Диагностирование.
Вторник Беседа «Что бывает из бумаги», Экологическая сказка «Зеленая бумага», Опыты: сравнение бумаги по цвету и плотности, разрывание бумаги, сминание бумаги, бумага и вода, издает ли бумага звуки, склеивание бумаги.
Консультация «Экспериментирование в домашних условиях», Создание условий для реализации проекта.
Среда Чтение «Подарок другу», Аппликация «Летят самолеты», Консультация: «Значение конструирования из бумаги и картона для развития ребенка дошкольного возраста»» Создание условий для реализации проекта.
Четверг Проблемные ситуации «Как и почему мнется бумага», Конструирование из бумаги «Кораблик», Изготовление коллекции бумаги «Такая разная бумага».
Создание условий для реализации проекта.
Пятница Рисование «Преврати круг в яблоко, мяч, колесо», П/игра с бумажными самолетиками. Подведение итогов.
Результаты проекта :
- Нами выполнены поставленные цели;
- в ходе проведения проектной деятельности можно сделать вывод, что проблема представления у детей II младшей группы о свойствах бумаги разрешена. У детей сформировано умение делать простейшие обобщения и выводы. Развитие познавательной деятельности, наблюдательности и любознательности было успешно разрешено при соответствующей организации образовательной и опытно-исследовательской деятельности педагогов и детей.
Перспектива.
1. Продолжать работу по развитию познавательной активности через исследовательскую деятельность
2. Пополнять и обновлять материал и оборудование в уголке
экспериментирования.
Продукт проекта : - эксперементирование в домашних условиях с разными видами бумаги; пополнение уголка «Библиотека» новыми книгами.
Литература.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М, 2016
2. М. Султанова. Простые опыты с бумагой. Для дошкольников. М, 2014.
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л. А. Венгера. М, 1986.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». М. Мозаика – Синтез, 2014 (методическое пособие).