Рубель Лариса
Проект познавательно-исследовательский «Весна» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
I. Информационная карта проекта
Вид проекта : краткосрочный.
Продолжительность проекта : 08.04.2024 г. – 27.04.2024г.
Тип проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность проекта :
Публикация «Проект познавательно-исследовательский „Весна“ в средней группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Сезонные изменения в природе отражаются на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. У детей продолжает развиваться связная речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формируется интерес и любовь к природе.
Проблема:
У детей средней группы еще не совсем сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны, о насекомых. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, насекомых, состоянием растительности. Недостаточно сформирован словарный запас детей.
Цель: создать условия для обогащения знания о весеннем изменении в живой и неживой природе.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
• Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
• Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Весна», «Перелётные птицы», «Животные», «Насекомые».
• Активизировать словарь детей по лексическим темам.
Развивающие:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
• Развивать умения наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.
• Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира.
• Расширять знания детей о признаках весны, формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.
• Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных весной.
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
• Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Для педагогов:
• расширять знания детей о весне;
• развивать любознательность;
• развивать трудовой потенциал у ребенка.
Для родителей:
• развитие совместного творчества родителей и детей;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
• выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома.
Формы реализации проекта :
1. ООД.
2. Здоровье сберегающие технологии.
3. Чтение художественной литературы.
4. Беседы.
5. Наблюдения.
6. Игровая деятельность.
7. Творческая деятельность.
8. Работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
Дети
• Расширят знания о живой и неживой природе весной и её проявлениях. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.
• Расширят знания о жизни растений, птиц, насекомых и животных весной. Называют некоторых представителей живой природы (птицы, насекомые, цветы).
• Обогащение словаря детей.
• Участвуют в сезонных наблюдениях, проявляя познавательную активность.
• Проявляют бережное отношение к природе.
Педагоги
• Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей.
• Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.
• Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.
Родители:
• Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
• Станут активными участниками реализации проекта.
• Повысится мотивация к сотрудничеству.
II. Краткое содержание проекта
Этапы реализации проекта :
1 Этап - Подготовительный
1. Разработка и накопление методических материалов:
• подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентация.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта :
• подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
• подготовка материалов для продуктивной деятельности;
• подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
3. Разработка мероприятий по работе с родителями.
• изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях весной за природой;
• информированность родителей о предстоящей деятельности.
2 Этап – Основной (практический)
Образовательная область Виды деятельности
Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность
Трудовая деятельность
Разбивка мини – огорода на подоконнике: посадка лука.
Дежурство в уголке природы.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Собери цветок из фигур», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?», «Кто, где живет?», «Кто как голос подаёт», «У кого какие птенцы?», «Кто летает?», «Угадай по описанию».
Игры-драматизации:
«Заюшкина избушка».
Физическое развитие Совместная деятельность
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробушки и кот», «Совушка», «Солнышко и дождик»,.
Здоровье сберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки»,
Дыхательная гимнастика: «Цветы», «Ветерок».
Гимнастика для глаз: «Солнышко и тучки», «Дождик».
Познавательное развитие Организованная – образовательная деятельность
Познавательно – исследовательская деятельность
Рассматривание тематических картинок «Весна», «Птицы», «Цветы», «Насекомые», «Животные» по лексическим темам.
Опыты, эксперименты: «Что произошло с луком?», «Веточка в вазе».
Художественно-эстетическое развитие Организованная – образовательная деятельность
Совместная деятельность
Изобразительная деятельность
Рисование
«Веточка вербы» - нетрадиционное рисование.
Раскрашивание готовых силуэтов птиц, насекомых, животных.
Лепка
«Божья коровка» из ореховой скорлупы.
Аппликация
Коллективная работа: «Весна красна»,«Гусеница» -объёмная.
Музыкальные игры: «Мы на луг ходили»
Речевое развитие Организованная – образовательная деятельность
Развитие речи
Заучивание стихотворения чувашского поэта Ю. Кушак «О чём думает одуванчик?».
Обучение рассказыванию: (по теме «Весна. Труд людей весной»).
Совместная деятельность
Беседы: «Почему весна называется весна - красна», «Жизнь птиц весной», «Животные весной», «Насекомые весной», «Безопасное поведение в природе весной», «Правила поведения в лесу».
Чтение художественной литературы
Чтение заклички «Иди, весна, иди, красна…», стихотворения Е. Баратынского, «Весна – весна» (в сокр., Е. Серова. «Одуванчик».
Чтение рассказа С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.
Чтение стихотворений К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище».
Работа с родителями Консультация: «Как предупредить весенний авитаминоз?»
Консультация: «Воспитание у детей любви к родной природе»
Пака – раскладушка «Весна»
3 Этап - Заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.
3. Итоговая презентация;
4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей.
Результат:
В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. Дети научились выделять характерные сезонные изменения в природе, перечислять всех перелетных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. А также между собой.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Весна».
Беседа: Весна.
Цель: уточнение и закрепление представлений о признаках весны, выявить простейшие причинно - следственные связи.
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то стучится! Посмотрите, в нашу группу принесли коробку. Как вы думаете что это? (Воспитатель входит в группу с яркой коробкой в руках.)
Давайте заглянем туда! Ой, что-то не открывается коробочка (воспитатель пробует открыть коробку, но ничего не выходит.)
Может надо всем похлопать в ладоши? (Дети с воспитателем хлопают, коробка не открывается)
А может потопать?
Может надо всем на нее сильно- сильно подуть? (Все дуют, коробка открывается.)
Сейчас посмотрим что же тут (Воспитатель открывает коробку в ней письмо)
Воспитатель: Тут письмо. Хотите узнать, от кого это письмо?
Воспитатель загадывает загадку:
Я раскрываю почки в зеленые листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня….(Весна)
Воспитатель: Ребята, вы догадались от кого письмо?
Воспитатель: - А, что же пишет нам весна? Давайте прочитаем! (Воспитатель читает письмо).
Письмо:
«Жили-были четыре времени года: (проговорить с детьми, какие) Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Зима долгая, холодая, студеная и от нее уже все устали: и люди, и птицы, и животные. Все с нетерпением ждут Весну–красну. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод». Пишет нам Весна, что ей нужны помощники, т. к. у неё одной очень много дел. Готовы стать помощниками? Но прежде Весна желает вас проверить, она послала в письме несколько заданий, а вы должны их выполнить.
Воспитатель: Ну, что желаете быть помощниками весны?
Воспитатель: ребята посмотрите здесь коробочка стоит, а давайте посмотрим, что там есть.
«Задание №1»
Загадки:
1. Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит. (капель)
2. Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
3. Из - под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает (Подснежник)
4. Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки, набухают на деревьях… (Почки)
5. Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это - … (солнце)
6. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы. (Скворечник)
7. Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут. (Гнездо)
Воспитатель: Давайте поиграем и покажем, как весна к нам идет!
Проведение физкультминутки «Веснянка»
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)
Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают).
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх).
Воспитатель: - А теперь Вам второе задание.
Ребята, вы так много знаете о весне.
— А вы зиму с весной не перепутаете?
— Давайте проверим:
2. Игра «Доскажи предложение».
-Зима ушла, а весна (пришла)
-Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
-Перелетные птицы осенью улетают, а весной (прилетают)
-Зимой холодно, а весной (тепло)
-Зимой небо пасмурное, а весной (ясное)
-Зимой снег выпадает, а весной (тает)
-Зимой заяц белый, а весной (серый)
-Зимой дни короткие, а весной (длинные)
— Всё правильно ответили, молодцы.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам сесть на ковёр и поиграть в игру «Назови ласково». (игра с мячом)
Цветок – цветочек, лист -, ручей -, ветка -, луч -, солнце -, куст -, птица -, трава -, жук -, река -, гнездо -, заяц -, дождь -, туча -, ветер -, цветок-, облако- …
Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, поиграли.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая самая главная примета весны?
Дети: Солнышко весной начинает пригревать.
Воспитатель: Ребята, а вы радуетесь весеннему солнышку? Я предлагаю каждому сделать солнышко.
Физкультминутка:
Встало утром солнышко (потягиваются)
И гулять отправилось (шагают на месте)
И на нашей улице, все ему понравилось (повороты головы влево – вправо)
Побежало солнышко золотой дорожкой (бег на месте)
И попало солнышко (развести руки)
Прямо к нам в окошко (соединить руки над головой)
Вместе мы отправились с солнцем в детский сад (шагают на месте)
Приласкало солнышко сразу всех ребят (гладят себя по голове)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Были ли у вас какие – то трудности? Что вам было трудно? А какие весенние приметы вы запомнили?
Беседа: «Жизнь птиц весной»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами, воспитывать интерес к жизни птиц.
Ребята, вы знаете, кто приносит на своих крыльях Весну из дальних стран? Наши пернатые друзья – птицы.
-Какие бывают птицы? (Ответы детей)
1. Перелетные, которые зимуют в теплых краях. А по весне прилетают к нам. Их много. Среди них : зяблик, кукушка, трясогузка, ласточка, чибис, журавли, грачи, лебеди, дикие утки, гуси.
2. Есть птички, которые зимуют дома. Они приспосабливаются к холодам, мороз им не страшен. В суровое время года следует подкармливать птичек, и они легко доживут до весны.
3. Домашняя птица, которая живет рядом с человеком, бывают очень полезной. Благодаря птицам на наших столах есть яйца, без которых не приготовишь хлеба и пирогов.
4. А есть птицы, которые живут в далеких краях. И они к нам не прилетают. Они живут в тепле.
-Кто знает, чем все птицы похожи? (Ответы детей)
Правильно. Тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов.
-А чем отличаются? (Ответы детей)
Совершенно верно. Размером, клювом, окраской, голосом, местом обитания.
Игра «Найди птичку»
Висят картинки птиц синичка, дятел, снегирь.
По описанию дети должны найти нужную птицу.
1. Спинкою я зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфиком. (Синичка)
2. Я в беретке в ярко-красной, черной курточке атласной. На людей я не гляжу, все стучу-стучу-стучу. (Дятел)
3. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найду приют. Не боюсь я простуды, с первым снегом тук как тут. (Снегирь)
-Какая первая забота у птиц весной? (Ответы детей)
Поправить старые гнезда, построить новые.
- Из чего строят гнезда птицы? (Ответы детей)
Из сухих веток, травинок, соломинок, пушок и мха.
- Чем мы с вами можем помочь птицам весной? (Ответы детей)
Правильно. Сделать скворечники, кормушки.
- Что делают птицы дальше? (Ответы детей)
Откладывают яйца, выводят птенцов.
Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.
Молодцы ребята, я знаю, что вы не обидите птиц, природу. Будете беречь и охранять. Подкармливайте птиц, делайте для них скворечники, не трогайте их гнезда и яйца.
Гнездо на ветки – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
Птиц на нашей планете много, и каждая живет в своем домике, где они высиживают своих птенцов. Вот только у кукушки с этим проблема.
Любите птиц! Оберегайте их!
Беседа: Животные весной.
Цель:
- познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;
-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к жизни животных.
Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуши.
1. Медведи весной.
В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.
Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.
Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).
Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.
Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.
Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.
2. Ежи весной.
Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся.
В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.
Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.
Ёжиков любят. Знаете почему. Потому что редко с ними встречаются. А те кто с ними знаком знает, что характер и манеры у ёжиков. Ну, короче, ёжики - это вам не зайчики пушистые!
Для начала я вам сообщу, что ёжики ужасные засони. Спят они много. И долго. С октября по март они в спячке. Да и летом, когда они наедают бока, ёжики могут проспать большую часть суток. Уж очень любят они поспать.
Особенно любит поспать ёж-папа. Он убегает от жены сразу после свадебной церемонии. В одну из своих норок, которых у него обычно штук десять. А ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ё жики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики могут стать вегетарианцами.
Поесть ёжики тоже очень любят, - иногда за ночь они съедают столько, что их вес увеличивается на треть.
• Весной многие животные линяют.
Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.
Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».
Весной появляются у зверей детеныши.
Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.
3. Белки весной.
У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно.
Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.
Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.
4. Зайцы весной.
Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.
У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.
Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.
Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.
5. Лисы весной.
Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.
К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.
Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?
Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.
6. Волки весной.
Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.