МААМ-картинки

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные секреты куриного яйца» для старшего дошкольного возраста

Ольга Родионова
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные секреты куриного яйца» для старшего дошкольного возраста

Удивительные секреты куриного яйца.

Люди, научившиеся наблюдением и опытом, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошел

К. Е. Тимирязев

Дошкольный возраст - возраст почемучек. Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. Поэтому данный период наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, необходимо создавать соответствующие условия для реализации познавательного направления, чтобы ребенок оставался активным в восприятии окружающего мира, развивал интерес к процессу познания.

Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности „Удивительные секреты куриного яйца“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из способов развития познавательных способностей является сказка. Только игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Для нас особенно ценно то, что с любимыми героями ребенок познает окружающий мир, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Именно благодаря знакомству с такими сказками как «Курочка Ряба», «Кощей Бессмертный», нам удалось сформулировать интересующую ребенка проблему: какие секреты скрывает куриное яйцо?

Для дальнейшего активного развития познавательных и творческих способностей ребенка мы использовали практические методы обучения: эксперименты, опыты, проекты.

Причем, почувствовать себя исследователем, овладевшим искусством эксперимента, превратив свою квартиру в домашнюю лабораторию, может каждый ребенок. В этом заключается актуальность нашего проекта.

В качестве объекта исследования мы рассматривали яйцо.

Предметом исследования стали опыты, в которых участвует яйцо.

Цель проекта :

• развивать интерес к экспериментальной деятельности,

• вызвать желание самостоятельно провести несложный опыт,

• показать на примере яйца, что можно открыть много удивительного, если

• проводить опыты и экспериментировать с самыми обычными предметами,

• которые окружают нас в повседневной жизни,

познакомить ребенка с предметом экспериментирования - яйцом.

Задачи проекта :

1. Расширять представления ребенка об окружающем мире, через опытную деятельность с яйцом.

2. Развивать у ребенка умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.

3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе выполнения опытов.

4. Развивать у ребенка умственные и мыслительные способности.

5. Воспитывать социально-личностные качества ребё нка: коммуникативность,

самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Методы исследования:

1. Самостоятельное обдумывание ребенком проблемных вопросов;

2. Изучение информации средствами глобальной сети Интернет;

3. Изучение научной литературы;

4. Проведение эксперимента (опыта);

5. Наблюдение

Сценарий выступления

Жили - были дед да баба,

Вместе с курочкою Рябой,

Курочка всего одна,

И снесла яйцо она.

А яйцо то непростое,

Удивительное такое!

Прочитала я сказку

про курочку Рябу.

Удивилась я очень

Деду и бабе: •

Били, били яичко

И не разбили!

Может важное что-то

они позабыли?

В чем секрет яйца куриного?

Просветите дитя невинное!

Я провела свой эксперимент,

Расскажу вам о ном

В настоящий момент!

ОПЫТ 1. «ПОЕДИНКИ» НА ВАРЁНЫХ ЯЙЦАХ.

В опыте участвовали: куриные яйца;

Подготовка:

В начале я подумала, как держать яйцо, острым или тупым концом к противнику? Вот основной вопрос стратегии и тактики в таком поединке. Далее я сварила куриные яйца. Я выбрала примерно одинаковые яйца - и по размеру, и по форме. Скорлупа у них одинаково прочная.

Результат:

Ударяю яйца разными концами : одно - тупым, другое - острым. Разбился тупой конец яйца. Я повторила опыт несколько раз и убедилась окончательно, что чаще всего разбивается тупой конец яйца.

Вывод: яйцо проще разбить с тупого конца. Чтобьюто объяснить, нужно рассмотреть яйцо на картинке. Из каких частей состоит яйцо? В яйце возле тупого конца имеется «воздушный мешок» и из него эта сторона дополнительно утрачивает прочность.

Посмотрели бабка с дедом на яйцо.

(Рдруг испорчено оно!

Стали в этом разбираться

Яичку пора искупаться!

ОПЫТ 2. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВЕЖЕЕ ЛИ ЯЙЦО?

В опыте участвовали: куриные яйца, вода, банка.

Результат:

Я опустила сырое яйцо в проточную воду. Оно утонуло и оказалось, что свежее. Всплыло — испорченное (его пришлось ещё поискать в магазинах).

Вывод:

Дело в том, что при долгом хранении в теплом месте в яйце происходят процессы разложения белка и желтка. Они сопровождаются выделением газа, который частично выветривается через мелкие поры в скорлупе. Яйцо в воде становится легче и всплывает.

Дед решил яйцо сварить.

Воды солененькой подлить.

В воду положил яйцо.

Тут всплывает вдруг оно!

Неужели мы ошиблись

И несвежее яйцо?

ОПЫТ 3. КАК НАУЧИТЬ СВЕЖЕЕ ЯЙЦО ВСПЛЫВАТЬ?

В опыте участвовали: куриные яйца, вода, банка, соль.

Результат:

Я опустила сырое яйцо в соленую воду. Оно было свежее, но всплыло.

Вывод

В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине. Итак, сделаем вывод: в пресной воде - яйцо утонуло, в сильно соленой - плавает на поверхности, в слабо соленой - плавает посередине.

Угораздило бабку впросак попасть,

Решила она сырые яйца

с вареными класть.

А теперь сидит, страдает

Где сырое, где вареное яйцо не знает.

Эту беду дед смог разрешить,

И нас различать яйца решил научить.

ОПЫТ 4. КАК ОТЛИЧИТЬ СЫРОЕ ЯЙЦО ОТ ВАРЕНОГО, НЕ РАЗБИВАЯ ИХ?

В опыте участвовали: сырые и вареные куриные яйца.

Результат:

Я положила заранее сваренное яйцо и сырое яйцо на стол и попробовала их покрутить. Только старалась крутить так, чтобы они не слетели и не разбились со стола. Одно из яиц крутилось легко и долго (сырое, а второе (вареное) - неохотно и быстро остановилось.

Вывод:

То, что сварено вкрутую, представляет собой единое твердое тело, потому оно сразу же начинает оборачиваться и долго сохраняет движение. У сырого яйца — твердая только скорлупа. Содержимое его — жидкое. Когда вы крутите скорлупу, то не сразу начнё т двигаться жидкое содержимое: оно почти не связано с оболочкой. Такое яйцо хуже крутится и быстро останавливается.

Бабушка яйцо пожалела

Деду его спрятать велела.

Долго место выбирали

Потом баночку достали.

Стали думать, грустить

Как яйцо в нее поместить.

ОПЫТ 5. КАК СПРЯТАТЬ ЯЙЦО В ЕМКОСТЬ С УЗКИМ «ГОРЛЫШКОМ»?

В опыте участвовали: вареное куриное яйцо, предварительно очищенное, банка с узким горлышком, спички.

Результат:

Помните, что спички детям не игрушка! Этот опыт делаем со взрослыми. Берем вареное яйцо, Чистим его. Поджигаем кусочек бумаги. Бросаем зажжённую бумагу в бутылку. Накрываем горлышко бутылки яйцом. Яйцо в бутылке!

Вывод:

Бумага горела, она нагревала воздух в бутылке. От нагревания тот расширялся, и часть его выходила наружу. Давление внешнего воздуха, оказалось большим, чем давление того, что сохранился в бутылке. Под действием разницы, этих давлений яйцо немного сжималось и само втягивалось в бутылку.

Вот гак спрятали яйцо Не достать теперь его.

Дед и баба сидят, плачут,

Ряба курочка кудахчет,

Не плачь баба,

Не плачь дед,

Я вам завтра же в обед,

Снесу яичко другое,

Удивительное такое.

Зашла Ряба под крыльцо,

Снесла новое яйцо.

Чтоб яйцо скорей сварить,

нужно нам его разбить!

Его дед сначала бил,

Так и сяк и не разбил,

Баба тоже его била,

Так и эдак, не разбила.

Тут к старушке

Прибежала мышка-норушка.

И говорит:

Чтоб яичную скорлупку долго не бить,

Нужно ее растворить!

ОПЫТ 6. МОЖЕТ ЛИ ЯЙЦО ОСТАТЬСЯ БЕЗ СКОРЛУПЫ?

В опыте участвовали: вареное куриное яйцо, банка, уксус.

Результат:

Я взяла куриное яйцо, и мама залила его уксусом. Мы оставили его на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Стало большим и упругим, как мячик. Скользким и противным.

Вывод:

Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца.

Тут несчастье приключилось: Яичко наше укатилось.

Курочка кудахчет Ряба: Не печальтесь дед и баба!

Яичко наше непростое! Удивительное, хоть и не золотое.

Может разбиться, Может свариться,

А Может. в цыпленочка превратиться!

Видео физкульт-минутка «Веселые цыплята»

Отдохнули и встряхнулись,И к проекту мы вернулись!

На многие вопросы нашли мы ответы

И дедушка с бабушкой нам дали советы.

Но новых секретов нам не перечесть, Идеи для опытов новые есть.

И мы уже с радостью ищем ответы.

Но это уже другие проекты.

Благодарю вас за внимание!

И говорю всем ДО СВИДАНИЯ!

Участники проекта : Исакова Настя, Исакова В. В. (мама, Родионова О. А. (воспитатель)

Место проведения проекта : МДОУ ОРВ ДС№3 «Аленушка», домашние условия.

Сроки проведения проекта : 03.12.2021 -24.12.2021

Форма презентации: инсценировка-монолог по мотивам сказки «Курочка Ряба» на тему «Удивительные секреты куриного яйца», включающая демонстрацию реальных опытов, мультимедийной презентации.

Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации, яйца сырые и вареные, салфетки, нож, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, два блюдца, стеклянная бутылка и банка, кукольный театр «Курочка Ряба».

Практическая значимость состоит в возможности применения данных материалов в ходе проведения занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Этапы реализации проекта

«Удивительные секреты куриного яйца».

э

тап1 Постановка познавательной проблемы

- Постановка проблемного вопроса после самостоятельного прочтения сказки «Курочка ряба» (Из-за чего яйцо не разбилось сразу).

- Формулирование проблемы (Какие еще секреты скрывает куриное

яйцо)

- Формирование познавательной мотивации (Если экспериментировать с яйцом, можно узнать много нового)

- Принятие задачи ребенком

Э

таи 2 Первичный анализ задачи, выдвижение предположений. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых ребенком, проверка этих предположений опытным путем в ходе проекта.

Опыт 1. «Поединки» на варёных яйцах Опыт 2. Как определить свежее ли яйцо?

Опыт 3. Как научить свежее яйцо всплывать?

Опыт 4. Как отличить сырое яйцо от вареного, не разбивая их? Опыт 5. Как спрятать яйцо в емкость с узким «горлышком»? Опыт 6. Может ли яйцо остаться без скорлупы?

3

этап: Анализ полученных, в ходе реализации проекта, предположений результатов и формулирование выводов.

4

этап: Оформление проектной документации, видеозапись выступления ребенка.

Заключение

Яйцо — символ жизни! Оно стало персонажем многих сказок, произведений художников, его расписывают народные умельцы. Форма яйца вдохновляет скульпторов и ювелиров. В нашем проекте мы раскрыли для себя лишь несколько секретов куриного яйца. Однако, загадки, связанные с ним разгаданы далеко не все. И это радует, потому что у нас появится еще масса идей для работы над новыми проектами.

Стоит отметить, что в процессе работы и ребенок, и взрослые проявляли искренний интерес. Поддержка родителей, доброжелательная атмосфера, безоценочная деятельность, постоянное подбадривание и одобрение способствовали созданию ситуации успеха, в которой девочка проявляла познавательную активность, творческое мышление: она рассуждала над проблемой, изучала информационный материал, работала над опытами. Хорошо организованная совместная работа над проектом способствовала развитию гармоничных, доверительных отношений между родителями и ребенком. И, хотя в процессе реализации работы, у нас появились новые вопросы, мы считаем, что цели и задачи нашего проекта достигнуты.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы» Цель: Создание условий для развития познавательной активности у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные секреты куриного яйца» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2022 в 14:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД