Татьяна Солодовникова
Проект «Правильное питание — залог здоровья!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Правильное питание — залог здоровья!" в старшей группе
Цель: расширить и уточнить представление у детей о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
Публикация «Проект „Правильное питание — залог здоровья!“ в старшей группе» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: сформировать представления о полезности пищи; установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной); уточнить и обогатить знание детей и родителей о пользе витаминов, о том, как витамины влияют на организм человека; способствовать созданию активной позиции родителей и
желание употреблять в пищу полезные продукты; воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Проблема: работая в детском саду не один год и наблюдая за детьми, беседуя с ними, мы заметили, что большинство детей отдает предпочтение «вредной» пище.
Актуальность: в настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно
одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития.
Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в формировании навыков здорового образа жизни; в центре внимания представления и умения о культуре питания, здоровой и полезной пище.
Целью работы стало обучение и практическое применение воспитанниками навыков культуры питания. Формирование знаний о здоровом питании.
Предполагаемый результат
Педагоги: расширят свои знания о правильном питании, будут проводить наблюдения и контроль за качеством питания в группе
Дети: получат представления о значении рационального питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека.
Родители: обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников.
Методы реализации проекта :
занятия;
игры;
наблюдения
беседы;
чтение литературы
развлечения;
выставки;
проблемные ситуации;
анкетирование
опыты, поисковая деятельность
Этапы реализации проекта
I этап –организационный
Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, мини-рассказы, загадки по теме, сказки.
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Кухня», «Магазин»; схемы - модели приготовления блюд, сервировки столов; операционные карты на различных этапах проекта.
II этап –основной
Проведение мероприятий с детьми по плану реализации проекта :
Организация и проведение занятий по образовательной области
«Ребёнок и общество» :
«Рациональное питание», «Режим питания», «Знакомство с ножом», «Приготовление салата», «Витамины и полезные продукты», «Кто живет в молочной стране».
Решение поисковой задачи:
«Как быстро взбить яйцо», «Ты что-то уронил на скатерть», «Что ты делаешь, когда тебе не вкусно», «Как правильно есть разные блюда (рыба, курица, котлета и т. д).
Детское экспериментирование:
«Что внутри» (2-3 фрукта, овоща, «Живой кусочек», «Вкусовые зоны языка», «Как получить растительную краску из овощей», «Фруктовый салат», «Приготовим винегрет», «Посадим огород».
Составление описательных рассказов по схемам-моделям:
«Мытьё рук перед едой», «Готовим угощение из фруктов», «Что можно приготовить из овощей», «Как мы кормили Хрюшу и Степашку», «Встречаем гостей».
Использование компьютерных презентаций:
«Кто такой повар»,«Вкусные продукты», «Что мы едим», «Овощи и фрукты», «Для каждого продукта своя посуда».
Чтение художественной литературы, рассматривание
иллюстраций:
«Продукты питания», «Овощи и фрукты», «К нам гости пришли», чтение сказки «Репка», «Жихарка», Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», Л. Лунгина «Малыш и Карлсон»;
Познавательные беседы, заучивание стихотворений:
«Польза овощей и фруктов», «Что я люблю, есть», «Может ли Новогодний стол навредить нашему организму?»;
Использование словесных, дидактических игр:
«Полезные и вредные продукты», «Укрась блюдо», «Узнай по описанию», «Сервируем стол», «Семья», «Супермаркет», «Бистро»
Активное участие родителей, специалистов в различных видах
деятельности в рамках реализации проекта :
-творческое задание (совместно с родителями) «Самый вкусный
бутерброд»;
-родительский практикум на тему «Здоровое питание дошкольников»,
-круглый стол «Обучение дошкольников правилам поведения за столом»;
-участие родителей в досугах, развлечениях;
-анкетирование родителей и педагогов;
-педагогический час «Как формировать у ребенка привычку правильно питаться»;
Предъявление информации, отражающей ход реализации проекта через родительские уголки.
- стендовые консультации.
- оформление рекламного проспекта «Меню выходного дня»
- информация о рациональном питании (меню на каждый день).
III этап-заключительный
-диагностика, анкетирование, подведение итогов работы с детьми и родителями по проблеме
- совместные детско – родительские презентации творческих работ: коллаж; книжки-самоделки; ширма «витамины», буклеты.
Обеспечение проектной деятельности
Материально – техническое:
-иллюстрированный материал;
-дидактические игры;
-презентации;
- замена посуды на кухне;
-оборудование уголка дежурных
Реализация проекта
Непосредственная образовательная деятельность
фотоотчет
«Знакомство с ножом»
«Приготовление салата»
«Кто живет в молочной стране».
Решение поисковой задачи
«Как быстро взбить яйцо»
«Ты что-то уронил на скатерть»
«Что ты делаешь, когда тебе не вкусно»
«Как правильно есть разные блюда (рыба, курица, котлета и т. д).
Познавательные беседы, заучивание стихотворений:
«Польза овощей и фруктов», «Что я люблю, есть», «Может ли Новогодний стол навредить нашему организму?»
Использование словесных, дидактических игр
«Полезные и вредные продукты», «Укрась блюдо», «Узнай по описанию», «Сервируем стол», «Семья», «Супермаркет», «Бистро»
Активное участие родителей в различных видах деятельности в рамках реализации проекта
-творческое задание (совместно с родителями) «Самый вкусный
бутерброд»;
-круглый стол «Обучение дошкольников правилам поведения за столом»;
-участие родителей в досугах, развлечениях;
-анкетирование родителей и педагогов;
-педагогический час «Как формировать у ребенка привычку правильно питаться»
Тема «Знакомство с ножом»
Дети старшей подгруппы
Программное содержание: Познакомить со столовым ножом, учить безопасным приёмам пользования им, научить делать бутерброд с маслом. Воспитывать самостоятельность.
Ход занятия
Воспитатель (В.) незаметно для детей до занятия кладет красивый свёрток в игровой уголок. В нем находится силуэт большого стилизованного ножа (с «глазами», «руками», «в галстуке»). В начале занятия педагог создает ситуацию, в которой дети сами находят пакет. Обыгрывает её : «Интересно, что в этом пакете? Как вы думаете? Давайте посмотрим». Затем появляется нож и «оживает».
Нож. Здравствуйте! Я так хотел к вам в гости!
В. Вы знаете, дети, кто это? Хотите познакомиться? Давайте присядем и послушаем этого интересного собеседника. Узнаем, кто он и зачем он пришел.
В. ведет разговор с господином ножом, используя ширму настольного театра.
Нож. Я – столовый нож. Вы уже знакомы, детишки, с моими сестрицами – Вилкой и Ложкой? (Да) А для чего они вам нужны? (Ответы) Правильно! Вилка и Ложка помогают вам есть, я тоже буду вам помогать. Посмотрите, похож я на сестренок? (Ответы детей. Взрослый обращает внимание на наличие ручки – она необходима, чтобы было удобнее держать нож в руке.)А ещё у меня есть лезвие. С одной стороны оно острое. Им можно резать мясо, хлеб, намазывать масло. Я помогаю людям с давних пор, хочу и с вами подружиться. Я привел к вам своих младших братишек. Эти ножи будут вам помогать, постарайтесь с ними подружиться (передает красивую коробочку с наборами ножей – для рассматривания и для работы). А мне уже пора! До свидания!
В. Потрогайте ножи, каждый свой. Какой он? Легкий или тяжелый? Теплый или холодный? Из чего он сделан? Посмотрите, у ножа есть ручка и острое лезвие. С ножом надо обращаться очень осторожно. Хотите сами сделать бутерброды? Проходите за стол.
После того как дети рассядутся, взрослый каждому ребенку дает чистый нож. Показывает, что кусочек хлеба нужно взять в левую руку, одним краем положить на пирожковую тарелку; правой рукой взять нож и размазать масло (кусочек масла на хлеб взрослый кладёт сам) по хлебу. Дети делают бутерброды. Воспитатель оказывает помощь. По окончании занятия устраивается чаепитие с бутербродами и приглашают малышей
Тема «Приготовление салата " Осенняя мозаика"»
старшая группа
Программное содержание: закреплять понятия "овощи", "фрукты", учить резать овощи, развивая при этом мелкую моторику рук; дать возможность детям побыть в роли взрослого.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Игра «Что, где растет? На столах лежат картины, на которых изображены сад и огород. У детей на столе разложены предметные картинки с овощами и фруктами. Дети классифицируют их по группам, что растет в саду, что на огороде.
Входит в гости домовенок Кузя с корзиной. В корзине находятся овощи и фрукты.
Домовёнок Ребята, что можно приготовить из овощей и фруктов? (ответы детей).Но, чтобы приготовить салат, нужно знать, что делать, как и в какой последовательности:
Чтобы приготовить какое-то блюдо, нужно тщательно вымыть руки с мылом;
Надеть фартуки и платочки;
Рассмотреть технологическую карту приготовления салата:
моем овощи, фрукты.
режем их на разделочной доске.
складываем кусочки в салатницу.
солим.
маслим.
блюдо готово.
А теперь начитаем готовить салат. В процессе уточняем правила пользования ножом. Дети делают, воспитатель рассказывает :
Ребята, как сказать правильно томат или помидор?
Помидор - это вот помидор, а томат - то, что в банке.
Томат - это плод, который в народе называют помидором. Все ученые люди называют помидор - томатом. Давным-давно томаты вообще не употребляли в пищу. Из-за их красной окраски (а они бывают красные, желтые, розовые и даже ярко оранжевые) люди думали, что они ядовитые. Потом их стали выращивать на окне, как цветок. И только потом люди догадались, что их можно есть.
Ребята, где могут расти огурцы? (на грядке, в огороде).
В Индии огурцы растут прямо в лесу, обвивая деревья, как лианы. Они вырастают огромные, с целый метр длиной. Один огурец возьмешь, и на всю зиму хватит. Вот и готов салат.
Какое название можно ему придумать? ("витаминный", "осенний", "листопад".)
В конце дети угощают салатом малышей и сами пробуют приготовленный салат.
Родительское собрание по теме: «Здоровое питание — здоровая семья»
Цель: углубить знания родителей об особенностях питания; помочь в осознании влияния правильного питания на здоровье детей; развивать коммуникативные навыки участников, умение высказывать своё мнение, анализировать его.
Ход собрания
Воспитатель (В.). Уважаемые родители! Хочу начать нашу встречу с мудрых слов известного философа А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
Самое ценное у человека — это жизнь, самое ценное в жизни — это здоровье. Сегодня мы поговорим о том, что вредит здоровью, какие вредные факторы окружающей среды влияют на наше здоровье, и как научиться их избегать.
Уважаемые родители, запишите, пожалуйста, на листочках то, что, по-вашему мнению, вредит здоровью.
(Родители в течение 2 минут записывают своё мнение и озвучивают его.)
Воспитатель фиксирует ответы на листе ватмана: стрессы, табакокурение, алкоголь, неправильное питание и т. д.
В. Я хочу предложить вам поговорить о том, как правильно питаться. (информация воспитателя)
Воспитатель предлагает родителям поиграть в игру «Магазин».
Двое родителей отправляются в «магазин» за продуктами питания ( названия продуктов написаны на карточках: кефир, яблоки, конфеты, сахар, сок, лимон, морская капуста, молоко, творог, мясо, рыба, шоколад, помидоры, грибы, черника, земляника).
В. Вы должны выбрать продукты, которые вам нравятся, затем пояснить свой выбор и значение употребления этих продуктов. (Ответы родителей.)
В. Уважаемые мамы и папы! Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение». Вам следует указать продукты, которые полезные для здоровья вашего ребё нка и почему вы так считаете:
Продукты леса: грибы, ягоды…
Овощи: капуста, огурцы, боб, фасоль, щавель…
Плодовые культуры: красная смородина…
Мясо: говядина, свинина…
Чипсы, кериежки, Чупа-Чупсы…
Сладости: мороженое, пирожное…
Ит. д.
В. А сейчас ответьте на мои вопросы.
Вопросы:
1. Назовите составляющие завтрака, обеда, ужина.
2. Как научить ребёнка любить полезные блюда?
3. Почему салат необходимо съесть в начале обеда?
4. Каким образом раскладываются столовые приборы во время сервировки стола для обеда?
5. Что должны знать и уметь ваш ребёнок? И т. д.
В. Мы дарим вам эти памятки, и пусть они помогут организовать здоровое питание в вашей семье. А сейчас я предлагаю каждой семье обменяться опытом по приготовлению вкусных и полезных блюд.
Родители обмениваются рецептами блюд.
В. Вот и подошла наша встреча к концу. Постарайтесь делать реальные шаги в правильной организации питания вас и ваших детей, чтобы сохранить здоровье.
Будьте здоровы