МААМ-картинки

Проект «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Татьяна Фокина
Проект «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Российское законодательство регламентирующее

защиту прав детства (ребенка).

«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». И. В. Гете.

Цель: Систематизация и обобщение нормативно-правовой базы регламентирующие систему образования

Задачи: 1) Изучить международные и Российские документы по правам детей

2) Сделать выводы на основании изученных документов

Публикация «Проект „Правовое обеспечение профессиональной деятельности“» размещена в разделах

Актуальность темы: Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье.

Проблема защиты прав ребенка существовала в России во все времена, К сожалению, она не решена полностью и сегодня. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально - экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались прежде всего на семьях и детях.

Сегодня защита прав ребёнка в современной России относится к числу наиболее актуальных вопросов, ведь ребёнок - это особая, со своими интересами, социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества.

Будущее любого государства - дети, которые нуждаются в особой защите в современном мире. Законодательство Российской Федерации в качестве несовершеннолетних рассматривает всех лиц моложе 18 лет. По мнению многих специалистов в Российской Федерации необходимо усилить законодательное регулирование в области охраны прав несовершеннолетних. Ориентиром должны быть в первую очередь международные акты и федеральное законодательство в сфере регулирования прав ребенка.

Ожидаемый результат: Изучение законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав ребенка. Права ребёнка тесно взаимосвязаны с отношением к ним со стороны государства, с уровнем политического режима и социальной жизни государства. Права ребёнка должны быть обеспечены эффективными механизмами и процедурами, которые гарантируются и защищают их нарушения. Эти права ничего не стоят без соответствующего механизма и структур, которые обеспечивают их реализацию.

Российское законодательство регламентирующее

защиту прав детства (ребенка).

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своём подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. А ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.

С наступлением XXI века во всём мире проблема правового воспитания стоит особенно остро. Так как современная социально-экономическая ситуация особенно остро отражается на детях.

Россия встала на путь становления правового государства, (и своей правовой культурой на данный момент не может похвастаться, а в цивилизованном демократичном обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей. Поэтому работники образования должны сами обладать правовой и педагогической культурой и внести свою лепту в педагогическую компетентность родителей, в результате которых взрослые и дети должны осознать, что каждый человек имеет права и обязанности.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях. Можно выделить 4 уровня.

1 уровень – международный. К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся :

Декларация прав ребенка (принятая ООН в 1959г.)

«Провозглашение» - носит характер «нравственного ориентира». Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989г.)

На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право : на воспитание; на развитие; на защиту; на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Особо следует отметить выдвинутые Конвенцией требования к образовательным процессам. Образование согласно требованиям Конвенции должно быть направлено :

- на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;

- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

- воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;

- подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;

- воспитание уважения к окружающей природе.

Согласно Конвенции, учебно-воспитательные структуры обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.

Резюме к статьям Конвенции о правах ребенка :

- каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 6);

- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 1);

- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

- дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение (ст. 23);

- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принятая 30 сентября 2000г.)

2 уровень – Федеральный. К нормативно-правовым документам РФ относятся:

• Конституция РФ

• Гражданский кодекс РФ (раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).

• Семейный кодекс РФ.

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

- право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54);

- право ребенка на защиту (ст. 56);

- меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

- немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

• Уголовный Кодекс РФ.

Предусматривает ответственность:

- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

- за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

3 уровень – законодательные акты РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный Закон об образовании № 273 вступил в силу 1 сентября 2013 года, открыв новую эру взаимоотношений в области обучения подрастающего поколения и взрослых граждан. Данный законодательный акт соответствует актуальным процессам и требованиям системы образования, которая со времени принятия закона стала намного эффективнее и цивилизованнее.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (принят 12 сентября 2008 г.).

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», принят этот ФЗ. Он выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная президентская программа «Дети России» (Утверждена указом президента 18.08.2004г.). Целью федеральной программы "Дети России" является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.1.3049-13

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

4 уровень нормативная документация ДОУ

• Устав образовательного учреждения.

Нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания. Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения.

• Положение о родительском комитете.

• План работы на учебный год.

• Положение о порядке приема детей в ДОУ.

• Положение о кружковой работе.

• Порядок проведения оздоровительной работы.

• Договор ДОУ с родителями (законными представителями)

• Положение о порядке проведения экспериментальной работы.

• Договор о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг.

• Положение о родительском собрании

• Положение об уполномоченном по защите прав ребенка

Защита прав ребенка в административном порядке

осуществляется правоохранительными органами

и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

· предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК, ограничении в родительских правах (ст. 73 СК, об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);

· предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);

· непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);

· внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);

· опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК, а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ").

Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежащее исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

· предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

· осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

· организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

· подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний, по запросу суда и т. д.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка.

А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями.

К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности.

Это привело к усилению межведомственных барьеров и усилило борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка - закрепленная в ст. 56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка - 20.11.1989 г., являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ.

Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет-универсальна - единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции).

Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нормативно-правовое обеспечение защиты прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Нормативно-правовое обеспечение.

Проект «Обеспечение дорожной безопасности» Ключевые слова: Правила дорожного движения; безопасность; сотрудничество с семьями детей; предметно- развивающая среда. Аннотация: В материале.

Обеспечение двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня Презентация для родителей на тему: "Обеспечение двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня" 1 слайд Движение.

Презентация «Портфолио моей профессиональной деятельности» Я отдаю детям тепло свое души, свои знания, приобщаю их к сотворчеству. Стараюсь понять чувства каждого ребенка и в каждом ребенке увидеть.

Портфолио профессиональной деятельности Моё педагогическое кредо: «Живи, учись, не стой на месте». «Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы.

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя ФИО: Гневышева Лариса Минигалиевна Образование: 1. Нижнетагильский педагогический колледж №1, специальность «Дошкольное образование», квалификация.

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя ФИО педагога Лесникова Елена Владимировна Место работы МАДОУ д/с «Улыбка» Занимаемая должность воспитатель Отчетный год 2015-2017 учебный.

Проект «Обеспечение реализации единства трех языков: русского, башкирского и английского» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7”Азамат” комбинированного вида городского округа город Кумертау.

Проект «Правовое воспитание дошкольников» Проект «Правовое воспитание дошкольников» Подготовили: Грачева Е. В, Виноградова Ю. Н. Паспорт проекта Актуальность.

Самоанализ профессиональной деятельности за 2014–2017 гг В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 13:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фокина (УИ 779775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД