Лучший педагог года

Проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»

Любовь Олеговна Семенова
Проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»

Составила: воспитатель Семенова Л. О.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Публикация «Проект „Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка“» размещена в разделах

Цель: Создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей, способствующих гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта :

1. Создание благоприятных условий для формирования личности ребенка, его индивидуального развития.

2. Создание единой системы работы администрации, педагогов, медицинского работника ДОУ и родителей по данному направлению.

3. Внедрение современных подходов по организации развивающей предметно-пространственной среды

Вид проекта : педагогический

Тип проекта : долгосрочный

Участники проекта : педагоги, родители

Сроки реализации проекта : октябрь 2015г. – август 2016г.

Обоснование актуальности проекта :

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Поэтому в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив решил разработать и реализовать педагогический проект ДОУ на тему «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка в соответствии ФГОС».

Теоретические основы проекта

Одной из успешных условий реализации основной образовательной программы является создание развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии с положениями стандарта, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, групп, а также территории для прогулок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи РППС должна основываться на принципах:

Принципы построения развивающей среды

Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребенка

Принцип активности

Принцип стабильности-динамичности

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов

в эстетической организации среды

Принцип открытости-закрытости

Принцип учета половых и возрастных различий детей

Принцип активности :

- это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды, её изменении, обогащении). Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Функции РППС ДОО

В соответствии с ФГОС ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна обладать следующими качествами:

Психологическая, физическая и функциональная безопасность;

Правильная возрастная адресация;

Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);

Функциональная (игровая) привлекательность;

Возможность организации коллективной деятельности;

Дидактическая ценность;

Развивающие возможности;

Эстетическая ценность;

Методическая обеспеченность;

Долговечность.

Реализуемые виды деятельности посредством РППС

Игровая

Коммуникативная Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная активность Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из различных материалов Трудовая

Ожидаемый результат:

- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного развития двигательной активности ребенка, формирования его личности;

- повышение профессионального уровня педагогов;

-целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.

Этапы реализации проекта :

I этап – Подготовительный

II этап – Основной (практическая реализация проекта)

III этап – Заключительный (подведение итогов, создание материалов по проекту)

I этап – Подготовительный

Октябрь 2015г. г. – Январь 2016г.

Задачи:

• Изучить научно-методическую литературу и документацию по данной теме

• Создать необходимые условия

• Сформировать творческую группу для планирования и внедрения работы (воспитатели группы, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, родители)

• Изучить мнения родителей по данному направлению

• Изучить и внедрить в практику инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды

• Разработать эскизы оформления помещения

Содержание 1 этапа:

• анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами

• изучение санитарно-технических норм и требований;

проведение совещания педагогического коллектива: определение цели и задачи проекта; создание творческой группы

• разработка проекта «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»

• изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

• разработка эскизов оформления центров по образовательным областям

• отбор лучших разработок для внедрения

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению данной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, разработаны эскизы оформления центров)

II этап – Основной (практическая реализация проекта)

февраль 2016 г. – май 2016 г.

Задачи:

• Повысить уровень компетентности педагогов

• Повысить компетентность родителей в данном вопросе

• Обеспечить преемственность в деятельности музыкального руководителя, воспитателей и родителей воспитанников.

• Разработать индивидуальные групповые проекты организации развивающего пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта

Содержание 2 этапа:

обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме: «Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС»

• педагогический совет «Подбор и размещение в групповых помещениях материалов и оборудования с учетом ФГОС»

консультации на темы: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения», «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы», «Развитие двигательной активности дошкольников» и др.

анкетирование педагогов: изучение их отношения к данной проблеме, наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

• организация консультативно - просветительской работы с родителями

• внедрение новых подходов к организации предметно - развивающей среды

• модернизация среды группы, создание компонентов единого индивидуализированного пространства

• оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности

• разработка проектов по организации предметно-развивающей среды

Ожидаемый результат:

Создание пространства, удовлетворяющего активным двигательным потребностям развития каждого ребенка;

Повышение уровня профессионального мастерства у педагогов;

Повышение компетентности родителей в данном направлении;

Улучшение предметно-пространственной среды детского сада.

III этап – Заключительный

июнь 2016г. -август 2016г.

Задачи:

• Соотнести результаты проектной деятельности с поставленными задачами и целью.

• Скорректировать проектную деятельность по результатам исследования.

• Оформить материалы проектной деятельности с целью дальнейшей трансляции.

Содержание 3 этапа:

• завершение создания предметно-развивающей среды в группах, отвечающей современным требованиям

• подведение итогов – определение задач для новых проектов

• защита проектов по организации предметно-развивающей среды

• оформление материалов по дизайн-проекту

• изготовление фотоколлажа «Было - стало» по предметно-развивающей среде в группе

• итоговая презентация проекта

Ожидаемый результат:

Данный этап является заключительным, он подводит итоги деятельности на всех предыдущих этапах.

На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта. Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Следующим этапом было проведение совещания педагогического коллектива, где определили цели и задачи проекта, создали творческую группу.

Затем творческая группа педагогов разработала проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка».

В ходе реализации проекта педагоги выступили в качестве дизайнеров, художников, мастеровых. Ими были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах.

Затем разработали эскизы оформления игровых уголков: уголок физического развития, речевой уголок с элементами зоны уединения. Остальные эскизы в стадии доработки.

Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ стала :

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Создание предметно – развивающей среды по образовательным областям :

Направление развития Оснащение

Физическое развитие.

Физкультурные уголки в каждой возрастной группе.

Уголок Айболита

Познавательно – речевое развитие Учебная зона

Уголки экспериментирования

Уголки книги

Зоны конструирования

Уголки природы

Мини - музеи

Зона настольно –печатных игр

Художественно – эстетическое развитие Уголки ИЗО

Музыкальные уголки

Уголок для ролевых игр

Уголки ручного труда

Социально- личностное развитие Уголки природы

Уголки безопасности

Уголки мальчиков и девочек

Уголок дл ролевых игр

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития инициативы и самостоятельностиРазвивающая предметно-пространственная среда как средство развития инициативы и самостоятельности «Развивающая Предметно-Пространственная Среда- это средство развития инициативы и самостоятельности». Создавая развивающую предметно-пространственную.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Консультация для педагогов: «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Подготовил: Кузнецова Е. В. (1 кв. категория).

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма,.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь.

Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника ВидеоПредметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника Видео Все дети разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной.

Предметно-развивающая среда. Уголок сенсорного развития.Предметно-развивающая среда. Уголок сенсорного развития. Здравствуйте, дорогие маамовцы! Хочу представить вам свой уголок сенсорного развития. Надеюсь, что мой скромный труд кому-нибудь пригодится.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок двигательной активностиРазвивающая предметно-пространственная среда. Уголок двигательной активности В жизни главное - здоровье И к нему с большой любовью Мы относимся всегда. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает.

Предметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речиПредметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речи Согласно Федеральному государственному Образовательному Стандарту,развивающая предметно-пространственная среда группы должна делиться на.

Тезисный доклад к презентации «Предметно-пространственная развивающая среда группы как ведущий фактор развития ребёнка». Выступление на районном методическом объединении «Внедрение инновационных технологий в ДОУ» октябрь, 2015 год. Уважаемые коллеги! слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 23:26
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД