Екатерина Дорофеева
Проект «Предметно-развивающая среда во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ПРОЕКТА : «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
Авторы : Е. И. Дорофеева, К. А. Плагова
Место проведения: г. Кемерово МБДОУ № 189
Участники проекта : воспитатели, родители, дети.
Срок реализации: сентябрь- ноябрь 2016г.
Аннотация.
Одним из непременных условий влияния среды на развитие ребенка является участием взрослого. Именно взрослый обеспечивает ребенку развивающее общение, передовая социальный опыт и знание об окружающем мире. Социализация возможна только в процессе общения с взрослым. Организованная соответственно его возрастным и индивидуальным потребностям, она становится развивающей.
Публикация «Проект „Предметно-развивающая среда во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2017
Взаимодействуя с окружающей средой, ребенок не только познает свойства, качества, назначение предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игр. Воспитатель знакомит с доступными моделями общения, демонстрируя разнообразный «репертуар» коммуникативных средств, воспитывает доброжелательное отношение к другим: учит не отнимать игрушки, делиться, играть вместе, просить, благодарить, помогать, уступать. Благодаря правильно организованной предметной среде получают развитие социальные эмоции ребенка: забота, жалость, стыд, смущение.
Данный проект позволяет увидеть, что предметно-развивающая среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность.
Проект может быть полезен для методистов, педагогов дошкольных учреждений, родителей и применяться в ДОУ любого типа.
I этап – подготовительный
(поисково-аналитический)
Проблема.
Создание предметно-развивающей среды, которая будет привлекательна, доступна и информативна для всех и для каждого ребенка в отдельности.
Актуальность.
Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.
А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Цель проекта : Создать систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующую содержание развития его духовного и физического облика.
Задачи проекта :
1. Продумать необходимость обновления предметно-развивающей среды для развития детей 3-4 лет.
2. Довести до всех и вовлечь участников образовательного процесса в обновление развивающего оборудования.
3. Создать предметно-развивающую среду для образования детей.
4. Систематизировать оборудование и методический материал по видам деятельности.
5. Стимулировать дошкольников на разные виды деятельности.
6. Развивать у воспитанников любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат :
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов.
При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
• Полифункциональности среды : предметно-развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• Трансформируемости среды : это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
• Вариативности среды.
• Соответствия среды образовательной программе.
• Дистанции при взаимодействии: организация пространства для общения с ребенком «глаза в глаза».
• Стабильности и динамичности: обеспечивает сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
• Комплексирования и гибкого зонирования: построение межпересекающихся сфер активности.
• Открытости-закрытости: готовность среды к изменению, корректировке, развитию.
• Половых и возрастных различий детей.
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне и экспериментировании.
Среда должна являться средством реализации творческих умений и навыков ребенка.
Активное использование среды ребенком, ее познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
• обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
• формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
• Обеспечить легкую степень адаптации ребенка к ДОУ.
При создании предметно-развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Так же развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка.
Развивающая среда – это комфортность и безопасность обстановки, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможностей для исследования, обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.
II этап – практический
(организация деятельности в рамках проекта)
Формы проведения проекта
• Тематические родительские собрания
• Просмотр журналов, интернета, содержащих предметно-развивающую среду
• Экскурсии по ДОУ
III этап – презентационный
(презентация материалов проекта)
Учитывая требования ФГОС ДОО созданию предметно - пространственной развивающей среды и обеспечения условий для максимальной организации образовательного пространства, во 2 младшей группе МБДОУ №189 г. Кемерово оформлены следующие центры развития:
Центр сюжетно-ролевой игры.
Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни, гладильная доска, атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Гараж» ; куклы, наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски;
Центр физической культуры.
Оборудование и материалы: коврики, дорожки массажные, палки гимнастические; мячи, обручи, скакалки, кегли, кубики, платочки, шнур длинный и короткий, мешочки с грузом, ленты разных цветов, флажки,атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Центр изобразительного искусства.
Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин, стеки, салфетки из ткани.
Центр «Книга наш друг»
Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по образовательной программе, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
Центр сенсорного развития.
Оборудование и материалы: звучащие игрушки, клубочки, катушки, шнуровки и мозаики, способствующие развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.
Центр Театрализованной деятельности
Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие связной речи и творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); маски для разыгрывания сказок.
Центр природы
Задачи: экологическое воспитание и образование детей
Оборудование и материалы: комнатные растения- бегония, герань, фикус ; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Воспитатели организуют действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды, коллекционируют плоды растений, которые прорастают на территории ДОУ
Центр ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Оборудование и материалы: Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе : домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.).
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).
ЦЕНТР ПО ПДД
Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.
Оборудование и материалы: “Светофорчик ; Полотно с изображением перекрёстка; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; фигурки людей, транспорт. Художественная литература данной темы.
ПРИЕМНАЯ
В целях информированности и максимальной открытости воспитательно-образовательного процесса в приёмной группы оформлены информационные стенды. Проводится постоянная смена информационного материала, носящего рекомендательный характер для совместной деятельности родителей с детьми в условиях семьи по тематическим неделям. Регулярно организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей. Также имеются папки передвижки «Страничка здоровья», «Уголок безопасности», «Возрастные особенности».
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС ДО насыщенность среды группы общеразвивающей направленности 3-4 лет соответствует возрастным требованиям воспитанников, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, но недостаточно современного дидактического и игрового материала, трансформируемого игрового оборудования.