Получи документы

Проект «Приобщение детей к культуре народов Севера»

Карпань Алеса Николаевна
Проект «Приобщение детей к культуре народов Севера»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

муниципального образования город Нягань «Детский сад №3 «Теремок»

на 2019-2020 учебный год

ПРОЕКТ

«Приобщение детей к культуре народов Севера»

Составитель: воспитатель

А. Н Мадаминова

Нягань, 2019г.

Содержание

1. Введение

1.1. Актуальность темы.

1.2. Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре Севера.

2. Основная часть

2.1. Методы и этапы построения работы.

Публикация «Проект „Приобщение детей к культуре народов Севера“» размещена в разделах

2.2. Беседы.

2.3. Дидактические игры.

2.4. Народные игры.

Заключение

1. Введение

1.1. Актуальность темы

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

1.2. Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре

народов Севера ханты и манси :

В подготовительной группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях Югры, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:

приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

• формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов Севера;

• воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов ханты и манси является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить следующие задачи:

• изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

• собрать и систематизировать дидактический материал

• составить план, разработать занятия;

• систематизировать сведения о труде коренных жителей Севера;

• формировать уважение к традициям и обычаям;

• знакомить с устным народным творчеством;

• воспитывать любовь к родному северному краю;

• прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.

1. Основная часть

2.1. Использование разнообразных методов работы

Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Цель создания проекта– сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проектной деятельности, мои воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народов ханты и манси.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?»

Использование наглядного материала о жизни и труде северян помогает мне развивать у детей (логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.)

1.2. Беседы

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем крае и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Окси в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка- хантеечка - Окси». Я живу на Севере. На мне хантыйский костюм: платье – малеце с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - кисы. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями Севера; их трудом, обычаями, традициями и праздниками».

Знакомство детей с культурой я начинаю с подготовительной группы. В начале года знакомлю детей с коренными жителями округа их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Севера», «Север - Мой край родной», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на Севере».

Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их с коренными жителями, я обязательно включаю игровой момент – приход куклы Вако с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии коренных народов Севера. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены северяне. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Севера, «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера и т. д.

В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северянах. Вот пример рассказа Лизы Щ. : «Основные занятия коренных жителей Севера ханты и манси – это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом».

Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты и манси, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.

В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввела новые беседы: «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративно-прикладное искусство», «Символы округа», «праздники хантов и манси».

На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и речь.

Беседа о труде и жизни оленевода:

- Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях».

- Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха».

- Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть».

Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

Затем предлагала детям составить рассказ о труде оленеводов и об олене. Приведу в пример рассказы детей подготовительной группы:

• Лера А. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога. У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае. Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное».

• Вадим Ж. – о труде взрослых: «На Сервере живут ханты и манси. Они заботятся об оленях, пасут их, охраняют и защищают от волков».

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей Якутии: оленеводов, охотников, рыбаков. Детям неместного населения в дошкольном возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа.

На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество : сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых на Севере, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

1.3. Дидактические игры

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

• накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, развивать умение выделять сходство и различие между предметами;

• развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В подготовительной группе предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась урасу», на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. «Кто первый приведет оленей к стойбищу?» (закрепление знаний о жизни детей оленеводов, «Магазин игрушек».

Например, в игре «Магазин игрушек» дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. В магазине на полке стоят разные игрушки, среди которых игрушки северных ребятишек (лук, олешки из тальника, кукла). В начале игры, обращаясь к детям:

- У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их можете купить. Но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст ее вам.

В ходе игры я заметила, дети с интересом «покупают» игрушки, сделанные из природного материала (дерева, бересты). С «купленными» игрушками дети потом играют.

Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу.

Так же использую дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас», «Рыбацкая угадай-ка».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.

На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.

Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возростает интерес к культуре северных народов.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью, не замечая, что его обучают.

1.4. Народные игры

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К. Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».

Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры».

Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Далее использовала игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Невод» – бег парами, «Сокол и лиса» – бег, действие по сигналу, «Волк и жеребята» – бег и ловкость, «Ловкий оленевод» – меткость, глазомер, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость.

В подготовительной группе, учитывая то, что дети стали старше, движения детей более точными, а так же значительно увеличились волевые усилия при выполнении заданий, я предлагаю игры – состязания, среди которых особое место занимает «хапсагай» (борьба на ловкость, «куобах» (прыжки на двух ногах, «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге, перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, «Соколиный бой», «Бой быков», «Отара». Эти игры развивают в мальчиках силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.

Заключение

Таким образом, я сделала вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и эвенка, и якута, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.

В процессе обучения в проектной деятельности дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера»Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера» Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера» Цель: содействие формированию знаний детей о быте народов Севера. Игра занимает важное.

Картотека «Игры народов Севера» КАРТОТЕКА ИГР НАРОДОВ СЕВЕРА Систематизировала: Шебуняева Н. В. «Спасение бобров» Описание игры: отдельные бобры или самки (небольшая подгруппа.

Консультация «Приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья»Консультация «Приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья» Культура - это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Педагоги дошкольных.

Мастер-класса для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры» МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры» Тема: «Приобщение.

Приобщение детей к народной культуре и традициям народов ПоволжьяПриобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья h3]]муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №261" городского округа [/h3] Методическая.

НОД на тему «Культура и искусство народов Севера» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №6 «Ромашка» с. Рагули ПОДГОТОВИЛА: Воспитатель МК ДОУ.

Родительское собрание «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чернухинский детский сад № 16» Родительское собрание на тему: Приобщение.

Сценарий досуга «Игры и игрушки народов Крайнего Севера» для детей младшего и среднего возраста Сценарий досуга «Игры и игрушки народов Крайнего Севера» для детей младшего и среднего возраста Разработала Парфенова Ю. А. Провели Парфенова.

Сценарий досуга «Игры и игрушки народов Крайнего Севера» для детей старшего и подготовительного возраста Сценарий досуга «Игры и игрушки народов Крайнего Севера» для детей старшего и подготовительного возраста для проведения недели игры и игрушки.

Сценарий развлечения «Культура народов Севера» Сценарий развлечения «Культура народов Севера» Музыкальный руководитель – Садыкова Г. А. Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к культуре народов Севера»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 18:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД