Получи документы

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи» (23 фото)

Мария Муравьёва
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»

Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад.

Проект

«Приобщение детей к русской народной культуре»

«Русские народные обычаи»

Подготовил:

воспитатель Муравьёва Мария Александровна

Публикация «Проект „Приобщение детей к русской народной культуре, Русские народные обычаи“» размещена в разделах

Проектная работа «Приобщению детей к русской народной культуре» в старшей группе.

Вид проекта:среднесрочный.

Время реализации: 2016-2017г.

Участники проекта: воспитатель группы:Муравьёва М. А.

Актуальность: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Проблема: Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Стоит задуматься,а достаточно ли мы сделали,для того,чтобы дети научились понимать свою родную культуру,свой народ. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

Задачи проекта:

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Гипотеза

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание развития его духовного и культурного облика по данной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материал не только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но и самостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.

Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников с предметами быта и старинного русского костюма);

вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции,семейные традиции, климатогеографические особенности;

полифункциональность (обеспечение всех составляющих не только воспитательно-образовательного процесса,но и совместной деятельности,кружковой работы и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);

интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды (музеи,костюмы,наглядности, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка по данной теме;

трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы,в соответствии данной темы,оформление выставок,проведение праздников не только в здании,но и на улице);

Этап 1. Теоретический. План.

1. Информационный и рекламный блоки.

2. Проведение опроса - анкетирование.

3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм для всех возрастных групп.

Этап 2. Подготовительный. План.

1. Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русского быта и игрушки,подготовка декораций,костюмов и головных уборов.

2. Составление планов работы для всех возрастных групп.

3. Взаимодействие детского сада и социума : школа, библиотека, родители.

Этап 3. Практический. План.

1. Дни открытых дверей.

2. Встречи за круглым столом с родителями.

3. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.

4. Занятия, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.

5. Совместные экскурсии в школу, библиотеку, в ДДТ.

Этап 4. Заключительный, План.

1. Подведение итогов.

2. Обобщение опыта работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду».

3. Викторины для детей и педагогов.

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

- В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;

- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;

- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;

- В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;

- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;

- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;

- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:

- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;

- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

- Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;

- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;

- «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.» становится ближе, понятнее детям.

Приоритетные направления деятельности:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Результатами проведенной работы являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Необходимые условия реализации проекта.

-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.

-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.

-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.

Развивающая среда в реализации проекта. Уголок русской старины.

Реальные предметы народного быта и интерьера.

Декорации русской избы.

«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.

«Сборники произведений устного народного творчества».

«Коробка ряжения» в народный костюм.

Информационные плакаты и выставки.

Фотоотчёт

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Все, что связано с народной культурой, человек должен узнавать и постигать напротяжении всей жизни.

Мы собрали мини-музей деревянной матрешки

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»

Устраивали выставку народного быта.

В своих занятиях, беседах мы использовали разные виды фольклора (сказки, песенки, Запевки, заклички, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) Рисовали и делали поделки.

Фото «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»
Проект - фото
Фото №1 Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад Фото №2 Проект Приобщение детей к русской Фото №3 Народная культура фольклор народной культуре

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В приобщении детей к народной культуре должны занимать место народные праздники и традиции.

Фото №4 Проектная деятельность Русские народные традиции и обычаи Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка ноябрь

. Для ознокомления с русскими народными обычаями и обрядовыми праздниками, с народной игрой, играми на русских народных инструментах, очень полезно знакомить детским фольклором. Мы обыгрывали игры с младшей группой «Веселая масленица»

Фото №5 Проектная деятельность Проектная работа Приобщению детей к русской народной культуре в старшей группе

«Чаепитие с самоваром»

Фото №6 Вид проекта среднесрочный

«Масленичные гуляния»с конкурсами и чаепитием с блинами на улице.

Время реализации г Участники проекта воспитатель группы Муравьёва М Такое знание и понимание возможны только тогда когда органически освоена русская культура когда понято и осмысленно прошлое далёкое и близкое Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее выстраивая его фундамент в настоящем Связаны прошлое настоящее и будущее в личности каждого человека в творческой деятельности каждого народа

Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации с разными видами декоративного искусства,смотрели презентации.

Фото №7 Если эти связи рвутся то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом

Проводили экскурсию в птичий двор «Труд русского человека раньше и сейчас»

Фото №8 Проблема Любовь к родному краю родной культуре родной речи начинается с малого с любви к своей семье к своему жилищу к своему детскому саду

Изготавливали атрибуты костюмов. Устраивали костюмированные праздники и выступления.

Фото №9 Стоит задуматься а достаточно ли мы сделали для того чтобы дети научились понимать свою родную культуру свой народ

Посещали нашу старую библиотеку,где нам устроили экскурсию в «Музей старины» и рассказали о прошлом нашего села.

Фото №10 В нашем современном мире во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков Фото №11 Дети практически не посещают музеи предметы старины сохранились в единичных экземплярах люди не проявляют интерес к истории своей деревни не могут различать народные промыслы

Участвовали во всероссийских конкурсах рисунков и поделок.

Поэтому то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края Наша основная цель как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле заложить важнейшие черты русского национального характера порядочность совестливость способность к состраданию и др Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям испытать удовольствие от своих чувств эмоций даст возможность самовыражения Из деталей быта из народных праздников и традиций произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины

Литература

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М. : Айриспресс, 2003 г.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Пресс, 2004 г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004 г.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004 г.

5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005 г.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Конспект занятия по речевому развитию и музыке «Капустные вечерки» (приобщение к истокам русской народной культуре) Конспект интегрированное занятие по речевому развитию и миру музыки «Капустные вечерки» Разработала: Алгунова Л. М. п. Псебай..

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к народной культуре через ручной трудПриобщение детей к народной культуре через ручной труд В течении прошедшего учебного года я вела кружок ручного труда «Мастерилка». Поделки мы делаем из различных материалов: соленое тесто, различные.

Презентация «Приобщение детей к русской народной культуре» Презентация опыта работы воспитателей первой квалификационной категории ГБОУ Школа № 1373 Лукьяновой Марии Сергеевны, Серовой Натальи Анатольевны.

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре «Русская горница». Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре «Русская горница». Сообщение к презентации 1 слайд. Тема выступления: Проект.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры» Информационная карта проекта Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,.

Проект «Приобщение к народной культуре»Проект «Приобщение к народной культуре» Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 18:53
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД