Папки-передвижки

Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Елена Лаптева
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Актуальность.

«Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка». В. Г. Белинский.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, художественное творчество, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Публикация «Проект „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Постановка проблемы:

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России. В наше сложное время – время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные экраны и компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Цель проекта :

Воспитание и формирование творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры, через художественную литературу и художественное творчество.

Задачи проекта :

• формировать представления детей о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях, праздниках;

• знакомить детей с произведениями народно - прикладного искусства;

• Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность, художественное творчество;

Приобщить детей к народным играм.

Планируемый образовательный результат:

-Пробуждение интереса к истокам русской народной культуры, через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, сказках и знакомство с народно-прикладным искусством.

- Расширение кругозора детей через посещение музея.

- Широкое использование всех видов фольклора.

- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Основные формы работы с детьми:

I. Непосредственно-образовательная деятельность:

Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:

- «Знакомство с родным краем».

«Еду-еду к бабе к деду на лошадке в красной шапке»

- «В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей)

- «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни)

- «Знакомство с декоративно – прикладным искусством».

Художественное творчество детей : знакомство с народно-прикладным творчеством «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» .

Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

- «Городецкая роспись»

- «Роспись дымковских игрушек»

III. Игровая деятельность:

Дидактические игры:

- «Чей костюм», «Составь узор»

Подвижные народные игры :

- «Гуси-лебеди», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Ловишки».

Игры-драматизации:

- по русским народным сказкам : «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Теремок» и т. д.

IV. Знакомство с художественной литературой:

- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками); собрали библиотеку сказок.

Чтение русских народных сказок : «Теремок», «Гуси – лебеди» и т. д., стихов.

VI : Выставки:

- «Умелые руки не знают скуки». Поделки сделанные детьми совместно с родителями.

VII : Экскурсии:

- в краеведческий музей, местного Дома культуры. Библиотекарь Вера Ивановна Мельникова познакомила ребят с историей родного края и быта. Провела экскурсию по музею.

Завершающим этапом проекта стало знакомство с обрядовым праздником «Широкая Масленица»

Презентация

«Широкая Масленица»

Система работы с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

Совместные посиделки с родителями и детьми:

- «Я – семья – род – народ»

- «Русская народная песня» (колыбельная, частушки)

Проведение совместной выставки «Умелые руки не знают скуки».

Проведение родительских собраний на тему:

- «Приобщение детей к русской культуре и декоративно – прикладному творчеству»;

Консультации для родителей:

- «Народные игры»

- «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»

- «Русские народные праздники»

- «Русская народная игрушка»

Дальнейшее развитие проекта.

I. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

II. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

III. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.

Реализация данного направления работы стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны направляли свои усилия на возможности развития каждого ребенка, создания благоприятных условий приобщения к истокам русской народной культуры.

Список литературы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

2. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

3. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : М. : Просвещение, 1987-240с.

6. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М. : Изд-во "Российское педагогическое детство", 1999-208с.

7. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков. ,1996.-127с.

8. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1974-171с.

Публикации по теме:

Книжки-самоделки в группе раннего возрастаКнижки-самоделки в группе раннего возраста Книжки – самоделки в группе раннего возраста. Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется.

Консультация для воспитателей «Дети и поэзия» «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 20 марта 2015 в 10:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД