Елена Гринь
Проект природоохранной направленности «Река Барнаулка — боль и надежда»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель Гелажис Лариса Валерьевна
МБДОУ «Детский сад № 208»
г. Барнаул
Творческо-исследовательский проект природоохранной направленности
Тема. "Проблемы малой реки’’
Выполнили воспитанники старшего дошкольного возраста
руководитель проекта : воспитатель Гелажис Л. В
Аннотация:
Публикация «Проект природоохранной направленности „Река Барнаулка — боль и надежда“» размещена в разделах
- Барнаул. Детям о городе
- Проекты. Проектная деятельность
- Реки и озера
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Детско-взрослый творческо-исследовательский проект природоохранной направленности. Тема проекта : «Проблемы малой реки». Используется в ДОУ в образовательной деятельности как одно из направлений эколого-краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время во многих регионах является актуальным проблема измельчения и засорения рек и озёр. Одна из таких рек - Барнаулка протекает рядом с территорией детского сада № 208 в посёлке Борзовая Заимка города Барнаула. Дети каждодневно видят потребительское отношение взрослых к проблемам реки. Данный проект позволит дошкольнику ознакомиться, систематизировать полученные знания об экологической ситуации на реке Барнаулке Алтайского края, провести оценку экологического состояния окружающей среды. На основе полученных данных сделать вывод о состоянии экологической обстановки, предложить варианты улучшения экологической ситуации.
Авторский проект рассчитан на 1 месяц и предполагает полное погружение детей в проблему природоохранности.
Введение в проект :
Вода – одно из главных природных богатств человека.
Проблема воды – это проблема всего человечества. Чистой воды на Земле становятся всё меньше и меньше. Исчезают реки, озёра … После совместного похода с родителями в лес, проведя акцию «Очистим лес от мусора!», мы заметили, что берег реки завален бытовыми отходами. Мы с ребятами пришли к выводу : что надо помочь нашей реке стать чистой. Посоветовавшись, мы решили создать отряд «Зеленых» и всю работу реализовать в проекте «Проблемы малой реки»
Почему такое происходит, кто в этом виноват. У нас возникло желание изучить эту тему, разобраться в возникших вопросах. Несколько месяцев мы занимались изучением. Работа велась по направлениям, использовали метода исследования, обращались за помощью к родителям, изучали литературу.
Мы постарались найти ответы на все волнующие нас вопросы.
Загрязнение водоёмов.
Чистой воды на Земле становится всё меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако, это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют её различными отходами.
Проблемные вопросы
• Почему экологическое состояние реки Барнаулки ухудшилось в последние годы?
2. Влияет ли загрязнение и обмеление реки Барнаулки в пределах Борзовой Заимке на природу реки Обь?
Учебные вопросы
1. Почему обмелела, заилилась и заросла водной растительностью река Барнаулка?
2. Чем загрязнены берега и русло реки?
3. Каковы главные факторы изменения природы реки?
4. Какова степень загрязнения в черте поселка и за его пределами?
5. Что нужно сделать, чтобы улучшить экологическое состояние реки Барнаулки?
Новизна решаемой задачи:
Проблема обмеления и загрязнения реки волновала жителей района давно. На экскурсии детей было проведено визуальное исследование берегов и русла реки, измерение глубины, ширины, прозрачности воды возник проблемный вопрос: "Почему река такая мелкая и грязная?" Тогда-то и было решено найти причины изменения природы реки в результате хозяйственной деятельности человека, т. о. решение известной задачи было рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами с поиском путей решения проблемы.
Оригинальность методов решения задачи исследования:
• наш проект имеет новый подход к решению старой проблемы, нами использованы новые идеи: организовали и провели субботник по очистке берегов реки в черте поселка от бытовых отходов изготовление и расклеивание листовок, сбор материала для научной статьи.
Уровень проработанности исследования, решения задачи:
• Задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования; сегодня проходит отслеживание экологического состояния берегов реки Барнаулке силами детей и их родителей.
В течение обучения дети получили фундаментальные знания по экологическому образованию. На данном этапе работы считаю необходимым научить детей добывать знания самостоятельно, выделять в подобранной информации главное, делать выводы и представлять их другим так, чтобы изложенные факты вызывали интерес, а проделанная работа имела продолжение. Дети заинтересовались проблемой охраны реки и его обитателей, это было отмечено в ходе проведения экологических занятий, бесед и в свободной деятельности детей.
Решение данных вопросов реализуется в проектной деятельности, которая строится на значительном повышении интеллектуального и творческого потенциала.
Благодаря элементам игры в данном проекте, сам процесс работы становится увлекательным и интересным.
Путём совместного обсуждения детей родителей и воспитателей, будут выявлены проблемы реки Барнаулке, найдены ответы на вопрос: «Как ей помочь?».
Сам проект и его реализация должны расширить представления детей о реке Барнаулке, о его обитателях, о природе Алтайского края, вызвать интерес и бережное отношение к ней.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.
• Ожидаемый результат.
• Активизация экологического образования и воспитания среди детей и их родителя:
- системы экологических знаний;
- экологического мышления;
- культуры чувств;
- культуры поведения;
2. Переход от теории к практике: дети должны не только знать, что нужно беречь природу, но и пытаться ей помочь.
3. Формирование основ краеведения.
4. Систематизация проведения экологических акций в детском саде.
Последействие проекта.
• Продолжить экологическую работу, вовлекая в неё больше детей и их родителей.
• В рамках экологических недель проводить акции: «Берегите сосновый бор», «Берегите первоцветы».
Вывод: Все проводимые мероприятия с детьми и родителями помогут спасти речку Барнаулку от вымирания и поддержать красоту родного поселка Борзовая Заимка.
Актуальность:
Проект "Проблемы малой реки" возник не случайно. В последние годы усилилась проблема обмеления и загрязнения реки превратилась в одну из самых актуальных проблем. Проект имеет большой практический и научный интерес для детей и их родителей, живущих на территории протекания реки, не безразличных к судьбе своей малой Родины.
Цель проекта :
• Провести визуальные и мониторинговые исследования и оценить экологическое состояние реки Барнаулки и предложить пути его улучшения
Задачи проекта :
1. Развитие познавательного интереса, умения работать в микрогруппах,
2. Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
3. Ознакомление с основными экологическими проблемами.
4. Описать влияние загрязнения реки на окружающую среду.
5. Призвать детей и взрослых не загрязнять реку Барнаулку.
6. Выяснить, как люди охраняют реки от загрязнений.
Проблема обмеления и загрязнения реки волновала жителей района давно. На экскурсии детей было проведено визуальное исследование берегов и русла реки, измерение глубины, ширины, прозрачности воды возник проблемный вопрос: "Почему река такая мелкая и грязная?" Тогда-то и было решено найти причины изменения природы реки в результате хозяйственной деятельности человека,решение известной задачи было рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами с поиском путей решения проблемы.
Гипотеза: Если мы будем больше знать о речки Барнаулки, то мы сможем всем рассказать об этом, и дети будут её беречь и относиться к природе с уважением.
Предполагаемые результаты:- 1. Активизация экологического образования и воспитания среди детей и их родителя:
- системы экологических знаний;
- экологического мышления;
- культуры чувств;
- культуры поведения;
2. Переход от теории к практике: дети должны не только знать, что нужно беречь природу, но и пытаться ей помочь.
3. Формирование основ краеведения.
4. Систематизация проведения экологических акций в детском саде.
Средства реализации проекта :
• Физическое направление :
- Прогулки по берегу реки;
- подвижные игры:
• Социально-личностное направление :
- экскурсии;
- наблюдение;
- подбор и чтение художественной литературы;
- трудовой десант;
- совместное изготовление газет и листовок;
• Познавательное развитие:
- опытно-экспериментальная деятельность;
- детско-взрослый диспут «Как спасти нашу речку»
• Речевое развитие
- конкурс экологической сказки «река Барнаулка в XXII веке»;
- беседы
• Художественно-эстетическое направление :
- продуктивная деятельность художественно-эстетической и познавательной направленности;
Участники – дети, воспитатель, родители.
Этапы реализации проекта :
Этап Мероприятия Цели
Подготовительный
• Наблюдение за речкой Барнаулкой и ее санитарном состоянии, обсуждение проблемы загрязнения;
• Подбор и чтение художественной литературы о речке и ее происхождении;
• Рассматривание иллюстраций о реке Барнаулке. Пробуждение интереса к теме проекта.
Чтобы больше самим заинтересоваться и заинтересовать других этой темой.
Основной
• Провели экскурсию на речку Барнаулку;
• Организовали трудовой десант «Очистим речку от мусора».
• В опытно экспериментальной лаборатории провели опыты по очистке воды из реки Барнаулке;
• Вспомнили и зарисовали с детьми «Правила поведения в природе»;
• Прошел конкурс детских рисунков «Какую я бы хотел видеть речку Барнаулку в будущем»;
• Беседа «Мое имя «Волчья река»»;
• Проведение акции «Очистим нашу речку и спасем ее будущее»; расклеивание листовок.
• Провели конкурс экологической сказки «Река Барнаулка в 22 веке»;
• Совместная аппликация «Наша река».
• Диспут дети и родители «Как спасти нашу речку?»
Создание условий для развития умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.
Способствовать формированию познавательного интереса к окружающему миру.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность.
Пробуждать желание участвовать в совместных работах.
Заключительный
- Выставка детских работ по теме проекта.
- Интегрированное занятие «Спасём реку Барнаулку».
- Совместное с детьми изготовление стенгазеты «Спасем нашу речку».
Сравнение ожидаемого результата с реальностью.
Систематизация материала для издания научной статьи.
Приложение 1
Письмо – обращение к ребятам и жителям поселка Борзовая Заимка. «Помоги реке!»
Разрешите представиться. Я «Река» поселка Борзовая Заимка с красивым звонким названием – Барнаулка – что в переводе с монгольского языка означает «волчья река». Мне очень много лет, точно я даже не смогу сказать. Может 100, а может и больше. Раньше я была очень красивой, чистой, прозрачной. Я появилась, чтобы радовать людей. А сейчас жители села забыли про меня. Вода моя стала грязной, берега зарастают травой, деревьями, родники засорены. Люди перестали ходить купаться в мою воду. Дети не играют на моём берегу. Помогите мне, люди! Я умираю от грязных отходов, что бросают в мою воду, и хочу, чтобы все, наконец-то, оглянулись на меня и поняли, что я – гордость и краса села, в котором жили деды и прадеды нынешнего поколения. Чтобы они задумались, в каком виде они передадут меня своим детям и внукам! Спасите меня, и я буду дарить вам радость.
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги - мы ведь на планете не одни.
Приложение 2
Итоговое интегрированное занятие по проекту
«Спасем реку Барнаулку!»
Цели и задачи:
Создание условий для формирования экологической культуры старших дошкольников.
- развитие познавательного интереса к проблемам природоохранности;
- развитие творческих способностей, мелкой и крупной моторики, чувства ритма и воображения;
- развитие умения работать в команде.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- презентация: «История реки Барнаулки»;
- бисер, шаблоны рыб, деревьев, цветов, травы и т. д.
- пластилин, краски, бросовый материал (фантики, куски яркой материи, цветная бумага);
- макет реки;
Содержание:
Дети играют в игру «Капельки и река».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что твориться? Иду я в садик и вижу опять все берега нашей речки Барнаулке завалены мусором, бытовыми отходами, а в том месте где мы наклеили листовки не т не чего их сорвали. Вот беда, как же помочь нашей реке?
Беседа с детьми: Что можно еще сделать, чтобы люди перестали засорять реку? Выслушиваю ответы детей. Мы ведь с вами очищали берега реки и расклеивали листовки «Как спасти реку?» (Если дети не скажут, то второй воспитатель Оксана Николаевна предлагает собрать материал и отправить в газету «Звездочка наша». Взрослые прочитают и узнают о проблеме реки.
Если предлагает ребенок, то воспитатель интересуется, а что мы можем о реке интересного написать). Тут О. Н. Предлагает план сбора материала о реке Барнаулке, а она будет записывать и фотографировать).
План составления статьи:
1. История появления и ее географическое положение.
2. Ее обитатели: рыбы, звери, птицы, растительность.
3. Рассказ детей, что они сделали, чтобы река была чистой и красивой.
4. Наказ и призыв взрослым о бережном отношении к природе.
Воспитатель: Ну как все готовы. О истории появления реки Барнаулке, нам расскажут и покажут дети (Полина, Сергей). Рассказ детей сопровождается слайдами (презентация)
1 реб. Барнаулка - это река в Алтайском крае России, левый приток Оби. Длина то Зеркального озера до устья 207 километров. У реки есть 14 речек, которые в нее впадают. Питание река получает от грунтовых вод. В переводе с монгольского «Барнаулка – это Волчья река». Река протекает по ленточному бору, где раньше водились волки, волк считался священным животным среди жителей Алтая.
2 реб. Вода в реке цвета чая, потому что протекает вдоль ленточного бора и омывает корни растений. В давние времена река Барнаулка была полноводной
, шум был слышен в 100 метрах то берега. Волны поднимались до полутора метра высотой, мне по пояс. Раньше река была богата и разнообразна животным и растительным миром.
Вос: Уважаемая О. Н. вот какая история возникновения реки Барнаулки.
О. Н. Я все записала и сфотографировала.
Вос: Давайте расскажем О. Н. О растительном и животном мире реки.
У вас на столе лежат карточки с изображением рыб, животных, птиц, растительного мира. Определитесь о чем вы будете рассказывать, работаем парами. Вам необходимо собрать карточки, которые нужно для нашей реки. Кто бы хотел рассказать о животном мире, рыбах, птицах, растительном мире.
Дети выполняют задания :1 пара- рыбы, 2-животные, 3 -птицы, 4-растительность.
Слово вашей паре.
Вос: А почему вы не использовали эти карточки? (они не живут здесь)
Вос: Вы правильно справились с заданием, я предлагаю отдохнуть.
Звучит музыка, исполняется танец.
Дети сидят полукругом. Звучит музыка входит Водяной.
Водяной: Эх,эх,эх, горе у меня горе! Здравствуйте, ребята, я пришел к вам за помощью и советом, как мне быть, что делать? Я вас видел, как вы убирали берега реки от мусора, расклеивали листовки. Поэтому я обратился к вам за помощью.
Вос: Что случилось уважаемый Водяной?
Водяной: Я живу в вашей реке Барнаулке, с каждым годом люди мой дом засоряют, сбрасывают бытовые отходы. А в этом году, вообще жить стало не выносимо!
Вос: Водяной, а мы с ребятами помогали твоей речке. Правда ребята. Расскажите Водяному, что мы делали. Дети рассказывают (проводили трудовой десант, расклеивали листовки).
Вос: Да Водяной мы знаем, что это не помогло и взрослые так и продолжают засорять реку.
Водяной: Вот я и решил уйти жить в другую реку, а с собой забрать всю живность : рыб, птиц, животных.
Вос: Ребята, если Водяной уйдет, что произойдет с нашей речкой?
О. Н. Уважаемый Водяной, мы с ребятами сейчас готовим статью о реке Барнаулке в журнал «Звездочка наша», надеемся, что статья поможет решить проблему загрязнения и высыхания реки Барнаулке.
Водяной: Вот это здорово вы придумали, это наверно точно поможет. Я видел и листовки ваши, как вы убирали берега реки от мусора. Поэтому я к вам и пришел.
ВОс: Ребята, мне пришла одна замечательная мысль, а давайте мы Водяному расскажем и покажем, какая может быть наша река в будущем, если люди будут любить и охранять нашу речку.
Вос: Я предлагаю вот этот макет реки Барнаулке оживить. Проходите за столы и приступайте, а вы уважаемый Водяной смотрите, что может произойти с рекой, если люди будут ее любить.
Вос: Какая получилась река Барнаулка красивая, как много у нее обитателей.
Оставайся уважаемый Водяной, люди опомнятся, и будут оберегать реку от загрязнения. Даже повар нашего детского сада Калянова Инна Алексеевна сочинила песню про нашу Барнаулку. Вот послушай наших деток:
ПЕСНЬ БАРНАУЛКЕ
Сердцу милая речушка
Протекает по селу.
Только стала вдруг унылой,
Ничего я не пойму.
Обмелела очень-
Это все из - за погоды
Снега нет и нет дождей,
Это ведь каприз природы.
Что кругом ведь страшно нам
Это люди натворили
Мусор, хлам по берегам,
Все кругом по засорили.
Нет былых уж половодий,
Льдин огромных тоже нет.
Что случилось с Барнаулкой
Кто нам даст такой ответ.
Будем же любить природу
Во сто крат воздастся нам.
Пусть ответит каждый, каждый
Нет - ее я не предам!
О. Н. Ребята, замечательная статья получилась о реке Барнаулке, Её нужно срочно отправить в редакцию журнала «Звездочка наша».
Вос: А ты Водяной не расстраивайся, с рекой будет все хорошо, а мы с ребятами будем охранять нашу природу.
Водяной: Спасибо вам ребята пойду домой и расскажу своим обитателям реки, что нам помогут и не забыли … До свидания. А вот вам ребята от меня подарок экологическая игра. Любите природу и охраняйте ее. До свидания.