Лучший педагог года

Проект «Легенды и сказки бурятского народа»

Баирма Лудуповна Бабуева
Проект «Легенды и сказки бурятского народа»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Могойтуйский детский сад «Дюймовочка»

ПРОЕКТ

«Легенды и сказки

бурятского народа»

Преподаватель дополнительного образования:

Бабуева Баирма Лудуповна

Стаж работы – 27 лет

Категория – первая квалификационная

пгт. Могойтуй, 2020

Проект «Легенды и сказки бурятского народа»

Аннотация

Публикация «Проект „Легенды и сказки бурятского народа“» размещена в разделах

Современное общество является многонациональным и мультикультурным. В системе работы дошкольного учреждения вопрос формирования толерантного отношения у детей к представителям других национальностей является приоритетным. Для формирующейся личности разнообразие этнических сообществ и культур в перспективе должно превратиться из фактора, препятствующего диалогу между представителями различных культур, в средство взаимного понимания и обогащения. В системе работы ДОУ необходима целенаправленная работа по реализации следующих задач:

- ознакомление детей с многообразием вариантов жизненного уклада разных народов;

-воспитание толерантности, любознательности;

- использование различных форм сотрудничества, коммуникации;

- приобщение к культурным ценностям.

Проект «Легенды и сказки бурятского народа» знакомит с историей и культурой бурятского народа, прививает толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, любовь к природе родного края.

Актуальность

Этническое воспитание на современном этапе является весьма актуальным и вызвано необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры.

Культура бурятского народа, как наиболее древняя, неотделима от культур всех национальностей, живущих здесь. Идеи добра и торжества справедливости, свойственные бурятскому фольклору, как и фольклорам всех народов мира, перешли в легенды и сказки.

Они привлекают ясностью идеи и одновременно своей глубиной, остротой сюжета, образностью языка и подлинным гуманизмом.

Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение существенная черта его мировосприятия: вера и торжество добра и справедливости.

Чтобы ребенок вырос носителем культурного наследия и традиций своего народа важно воспитать в нем ценностное отношение к художественной литературе через ознакомление с устным народным творчеством.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагоги - специалисты.

Продолжительность проекта : 1 год.

Цель проекта : Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.

Задачи проекта :

образовательные:

формировать у детей старшего дошкольного возраста целостную картину мира, ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, обогащать словарь детей понятиями и терминами бурятского народа;

развивающие - развивать самостоятельность и творчество в разных видах художественно-творческой деятельности на основе бурятского фольклора; формировать познавательную активность в постижении замысла произведения, в развитии психических процессов, эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию сказок и легенд бурятского народа;

воспитательные - воспитывать интерес к устному народному творчеству бурятского народа, художественной литературе, уважение к культурно-историческим ценностям региона, его жителям. А также воспитывать эстетическую чувствительность к красоте литературной речи, образности художественного языка, в результате чего формируется эмоциональная и мотивационная сфера дошкольника.

Работа по ознакомлению детей с бурятским фольклором предполагает ожидать следующие результаты:

- при ознакомлении с произведениями бурятского народа дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

Принципы реализации проекта

1. Принцип энциклопедичности.

2. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

6. Принцип наглядности.

Этапы реализации:

1 этап. Организационно – подготовительный

- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

- определение цели и задач проекта;

- подбор литературы;

- сбор информации из различных источников по теме;

- создание развивающей среды в группе.

Работа строится по трем направлениям:

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с воспитателями.

Планирование и содержание работы

Работа с детьми

Содержание

Задачи

- Чтение сказок и легенд («Девочка-луна», «Снег и заяц», «Сказки про Будамшуу»);

- Прослушивание записей сказок и легенд, просмотр мультфильмов («Волшебный клад» 1950г, Охотник Федор» 1938 г, «У старости – мудрость» 1991.)

Тематическая выставка в книжных уголках в группах, приобщение к социально-нравственным ценностям через произведения, обогащение читательского опыта, развитие творчества и средств языковой выразительности;

Выставка детских работ в разных видах продуктивной деятельности:

- Рисование «Священное озеро Байкал»;

- Лепка из пластилина «Ангара - дочь Байкала»;

- Лепка животных по сказкам

Закрепление навыков самостоятельного воплощения своего замысла в работах, навыков передачи своих эмоций и чувств с помощью художественных средств;

Развитие творческих способностей

- Разучивание песен и танцев бурятского народа

Обогащение представлений о фольклоре бурят через музыкальные произведения

Беседы по сказкам : Обсуждение прослушанных текстов;

Обогащение содержания общения взрослого с ребенком;

Обогащение содержания общения детей со сверстниками;

Развитие образности детской речи;

Развитие коммуникативных навыков, способностей развития речи;

Углубление интереса к рассказыванию;

Формирование личностных качеств: доброты, справедливости, честности, трудолюбия и смелости

Экскурсия с детьми в краеведческий музей, отдел «Бурятская культура» Знакомство с бытом бурят;

Формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, сопоставлять

Выставка рисунков детей с родителями «Как я отдыхал на Байкале»

Личностное развитие ребенка как представителя социума

Беседа «Тайга - наша кормилица» Формирование у детей экологически правильного поведения на природе

Работа с родителями

Популяризация педагогических знаний по направлениям: -домашние чтения и обсуждения по содержанию сказок и легенд бурят;

- знакомство с устным народным творчеством, с бытом и культурой бурят в путешествиях и экскурсиях;

- посещение театральных постановок по бурятскому эпосу;

- посещение национальных праздников и участие в них.

Взаимодействие с воспитателями

Правильно построенное взаимодействие воспитателей детского сада с детьми и их семьями способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Поэтому взаимодействие с родителями предполагает популяризацию педагогических знаний по направлениям.

2 этап. Основной

Продукт проектной деятельности :

Выставка рисунков детей с родителями на тему «Сказки и легенды бурят».

Организация выставки книг, сказок и легенд.

Форма презентации:

Оформление выставки - стенда «Сказки и легенды бурятского народа».

Викторина «Добро, справедливость и дружба в бурятском эпосе».

3 этап. Заключительный

Отзывы родителей и детей по результатам внедрения проекта.

Приложение 1

Список мультфильмов для просмотра детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта :

- «Сказки и легенды бурятского народа».

- «У старости – мудрость» (по мотивам бурятских народных сказок). 1991 г. Продолжительность 10 минут.

- «Охотник Федор». 1938. Продолжительность 12 минут.

- «Волшебный клад». 1950 г. Продолжительность 20 минут.

Приложение 2

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

В рамках реализации проекта «Легенды и сказки бурятского народа» просим Вас ответить на следующие вопросы:

Знаете ли Вы бурятские легенды и сказки?

Рассказывал ли ваш ребенок сказки, которые услышал в детском саду?

Что вынесли Вы и Ваш ребенок из просмотра мультфильмов и чтения сказок бурятского народа?

Как Вы думаете - нужно ли знакомить детей с культурой и бытом народов Сибири?

Для чего, по - вашему мнению, это необходимо?

Приложение 3

Развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Легенды и сказки бурятского народа»

Занятие 1.

Тема: Сказка «Снег и заяц».

Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.

1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.

2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.).

3. Развитие мелкой моторики.

4. Воспитание чувства эмпатии. Сказка «Снег и заяц».

Краски, кисти, бумага.

Выставка книг: «Сказки и легенды бурятского народа».

1. Рассказ о легендах и сказках бурятского народа.

2. Чтение сказки «Снег и заяц».

3. Беседа-обсуждение.

- о чем эта сказка, все ли понятно?

- какие эмоции вызывает сказка?

- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.

4. Рисование понравившегося героя.

5. Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?

Расскажите эту сказку родителям. Спросите - знают ли они бурятские сказки и легенды?

Занятие 2.

Тема: «У старости - мудрость».

Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.

1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.

2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.).

3. Развитие мелкой моторики.

4. Воспитание чувства эмпатии.

1. Мультфильм «У старости-мудрость».

2. Пластилин - для лепки животных по мультфильму.

3. Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».

4. Мультимедийное оборудование.

1. Вступительное слово. Рассказ о легендах и сказках бурятского народа.

2. Просмотр мультфильма «У старости - мудрость».

3. Беседа - обсуждение.

- о чем этот мультфильм, всели понятно?

- какие эмоции он вызывает?

- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.

4. Лепка из пластилина понравившегося героя (или на выбор какое- либо животное).

5. Обсуждение результатов труда. Объясните свой выбор. Расскажите об этом герое, какой он?

Расскажите об этом мультфильме родителям. Спросите - видели ли они бурятские мультфильмы?

Занятие 3.

Тема: Сказка «Девочка и луна».

Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.

1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.

2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.)

.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Воспитание чувства эмпатии.

1. Сказка «Девочка и луна».

2. Краски, кисти, карандаши, бумага.

3. Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».

1. Вступительное слово. Беседа о сказках, впечатлениях о предыдущем мероприятии.

2. Чтение сказки «Девочка и луна».

3. Беседа – обсуждение:

- о чем эта сказка, все ли понятно?

- какие эмоции вызывает сказка?

- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.

4. Рисование понравившегося героя

.

5. Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?

Расскажите эту сказку родителям. Спросите - знают ли они бурятские сказки и легенды?

Занятие 4.

Тема: «Охотник Федор».

Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.

1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.

2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.)

3. Развитие мелкой моторики.

4. Воспитание чувства эмпатии.

1. Мультфильм «Охотник Федор».

2. Карандаши, краски, краски, бумага.

3. Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».

4. Мультимедийное оборудование.

1. Вступительное слово. Впечатления о предыдущем мероприятии.

2. Просмотр мультфильма «Охотник Федор». Беседа - обсуждение.

- о чем этот мультфильм, все ли понятно?

- какие эмоции он вызывает?

- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.

3. Рисование понравившегося героя (или на выбор какое - либо животное)

.

4. Обсуждение результатов труда. Объясните свой выбор. Расскажите об этом герое, какой он?

Расскажите об этом мультфильме родителям. Спросите - видели ли они бурятские мультфильмы?

Занятие 5.

Тема: Сказки про Будамшуу.

Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.

1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.

2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.).

3. Развитие мелкой моторики.

4. Воспитание чувства эмпатии.

Сказки про Будамшуу.

Краски, кисти, карандаши, бумага.

Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».

1. Вступительное слово. Впечатления о предыдущем занятии. Понравились ли сказки родителям и т. д

2. Чтение сказок про Будамшуу.

3. Беседа-обсуждение:

- о чем эта сказка, все ли понятно?

- какие эмоции вызывает сказка?

- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.

4. Рисование понравившегося героя.

5. Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?

Расскажите эту сказку родителям. Попросите почитать другие бурятские сказки. Нарисуйте понравившегося героя.

Публикации по теме:

«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России Легенды и сказки Древней Японии". Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в "Год Японии в России". Соавторы: Минчукова.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Творческий проект «Праздники моего народа»Творческий проект «Праздники моего народа» Творческий проект «Праздники моего народа» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта: музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Легенды и сказки бурятского народа»
Опубликовано: 1 марта 2021 в 11:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД