Светлана Шейкина
Проект «Растем спортивными — вырастаем здоровыми!»
▼ Скачать + Заказать документы
Результатом нашей работы должна
стать осознанная молодым поколением
необходимость в здоровом образе жизни,
в занятиях физической культурой и спортом.
Каждый молодой человек должен
осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех.
Владимир Путин
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : социально-педагогический, долгосрочный.
Образовательная область: физическое развитие.
Сроки реализации: 1 год.
Публикация «Проект „Растем спортивными — вырастаем здоровыми!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели, медсестра, социальные партнеры детского сада.
Место проекта : МБДОУ детский сад №2 г. Нижний Ломов.
Добрый день уважаемые коллеги! Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это возраст активного действия. Это возраст, когда каждый день приносит что-то новое. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов, от среды, в которой происходит его развитие.
Я хочу представить вашему вниманию мой самый удачный, по моему мнению, проект «Растем спортивными – вырастаем здоровыми!»
Что для меня значит удачный проект? Это, прежде всего личный успех каждого ребенка; создание для каждого из них «ситуации успеха», а также современной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования и воспитания.
Как возникла идея проекта? Иными словами, в чем его актуальность, новизна, практическая значимость?
Во-первых, проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Двигательная активность дошкольников является важнейшим компонентом их образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Поэтому в дошкольном возрасте должно уделяться как можно больше внимания искусству сохранения и укрепления здоровья, формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Кроме того, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, следовательно, поддержка инициативы семей в аспектах образования и развития детей в дошкольном учреждении помогает наиболее эффективно воздействовать на ребенка. И наоборот – часто именно ребенок, забота о его здоровье позволяет вовлечь в эту деятельность и его родителей.
Во-вторых, развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики правительства Российской Федерации. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.
В Указе Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» говорится: «В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения… принять меры по стимулированию различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Таким образом, эту работу можно и нужно начинать с детского сада.
Во-третьих, в Федеральном государственном образовательном стандарте определено содержание образовательной области «Физическое развитие», которое включает формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
В результате выборочного наблюдения за детьми, проведения диагностики уровня их физического развития, индивидуальной беседы с родителями я выяснила, что у меня, родителей и детей одна общая цель – создание условий для занятий спортом и активного физического развития детей. Кроме того, одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является поддержка инициативы семьи, физическое развитие детей, участие в проекте «Крошки ГТОшки».
Таким образом, изучение Национального проекта «Образование», Указа Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», Федерального государственного образовательного стандарта и других нормативных документов, а так же изучение опыта работы педагогов по данному направлению, возросшая активность детей и мотивация родителей подтолкнуло меня к внедрению в жизнь данный проект.
Цель проекта : формирование у участников проекта мотивации к занятию физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья; подготовка детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов первой ступени Физкультурно-спортивного комплекса норм ГТО.
Задачи проекта :
- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- совершенствовать здоровьесберегающее пространство;
- расширить и закрепить знания детей о спорте и его видах, об отдыхе и спорте;
- воспитать созидательное отношение к своему здоровью;
- укреплять интерес детей и родителей к физкультуре и спорту путем привлечения их к участию в оздоровительных мероприятиях.
- подготовительный,
- основной,
- заключительный.
Согласно каждому этапу составлен календарный план проекта.
Принципы работы по реализации проекта :
• Принцип активности и сознательности — обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
• Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса.
• Принцип «Не навреди» - все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
• Принцип доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Принцип оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья воспитанников.
• Принцип взаимосвязи с семьей - соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия.
Формы работы с детьми по данному направлению разнообразны:
1. Специально организованная деятельность:
• оптимальная организация режимных моментов;
• гимнастика (сюжетная, с предметами, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.);
• занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие);
• спортивные игры, эстафеты, ОРУ, основные движения;
• оздоровительный бег;
• бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
• закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);
• оснащение спортинвентарем, оборудованием, спортплощадки, спортивного уголка в группах.
2. Совместная деятельность с детьми: индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.
3. Самостоятельная деятельность детей: в спортивном уголке, на спортплощадке.
4. Диагностика показателей физического развития детей.
5. Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Механизмы реализации проекта :
Проект реализован через интеграцию физкультурно – оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Использовался комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в МБДОУ детском саду №2 г. Нижний Ломов, что отвечает современным ФГОС ДО к общеобразовательной программе, через систему индивидуальных и групповых форм деятельности с детьми. Участие детей, родителей и педагогов в подготовке спортивных соревнований, досугов, праздников и развлечений.
Ожидаемые результаты проекта :
• обновление и пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
• разработка методических материалов по теме (конспектов ООД, сценариев спортивных праздников, досугов и развлечений, консультаций для родителей и педагогов и другое).
• использование в образовательном процессе инновационных форм работы с детьми;
• использование условий социума для физического развития детей старшего дошкольного возраста;
• расширение сотрудничества детского сада с организациями города;
• повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;
• повышение показателей физического развития детей;
• увеличение числа воспитанников и родителей, вовлеченных в проект;
• увеличение количества детей, получивших значки при участии в проекте «Крошки ГТОшки»;
• рост престижа дошкольного образовательного учреждения.
Результаты проекта :
• снизилась заболеваемость;
• увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности;
• у дошкольников сформировано желание вести здоровый образ жизни;
• положительная динамика проявление у детей интереса к физической культуре и спорту у детей старшего дошкольного возраста;
• участие детей в команде детского сада в районных спортивных соревнованиях;
• положительная результативность в сдаче норм ГТО;
• активизировалось участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
• повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья.
Перспектива реализации проекта :
Разработка дополнительной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций по подготовке старших дошкольников к выполнению нормативов первой ступени Физкультурно-спортивного комплекса норм ГТО, создание копилки индивидуальных достижений воспитанников.