Получи документы

Проект «Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР»

Надежда Щекотько
Проект «Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР»

Вид проекта: Краткосрочный, тип - творческий.

Актуальность:

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости.

Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии:

- низкий уровень сформированности словаря

- нарушение звукопроизношения

- неверное употребление предложных конструкций

- изобилие аграмматизмов в речи

Публикация «Проект „Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР“» размещена в разделах

- низкий уровень сформированности связного высказывания.

Умелое владение речью – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит социальный статус ребенка, на протяжении всей жизни.

Одним из новых эффективных технологий развития речи ребенка является методика синквейн.

Проблема:

Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности при овладении лексико-грамматическим строем речи: дети плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения и пр. Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу в целом.

Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.

Объект исследования:Данный проект будет проводиться с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, а также с детьми с нормой развития речи.

Цель:совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

Гипотеза:Опыт работы с детьми подтверждает то, что раннее начало коррекции речевых нарушений и занятий по обучению грамоте способствует успешному преодолению ОНР и предупреждению вторичных нарушений.

Легче предупредить, чем исправить сформировавшееся нарушение.

В основу коррекционного воздействия положен принцип предупредительного подхода, разработанный профессором Р. Е. Левиной – это обязательная подготовка детей к обучению грамоте.

Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться знаниями построения предложений, составлением устных сочинений.

Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа направлена на уточнение и расширение и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Состав участников проекта: 8 детей, 8 родителей, педагоги.

Основные методы и приёмы:

Словесные: объяснение, рассказ, беседа, напоминание, оценивание.

Наглядные: рассматривание схем, рисунков, картин.

Практические: упражнения подражательно-исполнительного характера,

упражнения конструктивного характера, упражнения творческого характера.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование навыка составления мини-сочинений;

- автоматизация звуков;

- совершенствование грамматического строя речи;

- уточнение структуры предложения;

- совершенствование связных высказываний;

Развивающие:

- развитие связной речи;

- развитие синтаксической стороны речи;

- развитие зрительного внимания и восприятия;

- развитие ассоциативного мышления;

- развитие творческого воображения;

Воспитательные:

- воспитание речетворчества;

- духовности;

- самостоятельности;

- доброжелательности;

- инициативности;

- уважительного отношения друг к другу.

1. Подготовительный этап

1. Диагностика.

2. Консультирование родителей по итогам диагностики.

3. Консультация для педагогов «Синквейн в работе по развитию речи. дошкольников»

4. Анкетирование родителей «Работа с детьми по развитию речи в домашних условиях»

5. Консультация для родителей «Синквейн в логопедической работе с детьми»

6. Знакомство родителей и детей со структурой занятий

На подготовительном этапе после проведения диагностики детей и анкетирования родителей был разработан план необходимых мероприятий направленных на:

- пополнение и обогащение словарного запаса детей;

- развитие связного высказывания;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие ассоциативного мышления.

2. Основной этап

1. Знакомство детей с понятиями «живой» и «неживой» предмет, «слово, обозначающее предмет» «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета».

2. Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. В течение проекта.

3. Игры на установление правильного расположения картинок, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В течение проекта.

4. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок.

5. Игры на «воображение»,связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.

6. Ассоциативные игры.

7. Обучение детей составлению загадок в словарной работе.

8. Работа с родителями в обогащении словарного запаса детей.

9. Составление устных сочинений по лексическим темам.

10. Индивидуальная работа.

3. Заключительный этап

1. Диагностика детей.

2. Анкетирование родителей.

3. Открытое логопедическое занятие «Инновационные формы работы с детьми с ОНР».

Ожидаемые результаты:

Работа над созданием синквейна в логопедических группах для детей с ОНР дала следующие результаты в формировании устной речи:

- ускоренному накоплению словарного запаса;

- развитию грамматического строя речи;

- умению составлять ассоциативные предложения;

- умению составлять мини-сочинения.

Публикации по теме:

Проект «Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей» Проект:«Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей» I. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский,творческий,.

«Прогулка в зимний лес». Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них.

Автор публикации:
Проект «Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР»
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 21:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД