Получи документы

Проект программы по формированию интереса к здоровому образу жизни у детей 6–7 лет средствами художественной литературы

Ирина Найда
Проект программы по формированию интереса к здоровому образу жизни у детей 6–7 лет средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Проект программы по формированию интереса к здоровому образу жизни у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.

Пояснительная записка

С каждым годом растает % детей, имеющих те или иные отклонения в здоровье среди дошкольников. Это связано с массой отрицательных явлений современной жизни : экологическим неблагополучием, тяжелыми социальными потрясениями, массовым распространением алкоголизма, курения, невысоким уровнем развития института брака и семьи, наркомания, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому необходимость в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни растает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Публикация «Проект программы по формированию интереса к здоровому образу жизни у детей 6–7 лет средствами художественной литературы» размещена в разделах

Огромное значение в разработке подходящих условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система дошкольного образования. По мнению ряда ученных, таких как: С. Ф. Васильев, А. Ф. Аменд, О. В. Морозова, М. Л. Лазарев, Т. В. Поштарева, З. И. Тюмасева, О. Ю. Толстова, и др., забота об укреплении здоровья ребенка – это проблема не только медицинская, но и педагогическая. Поэтому правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьёй дает возможность формированию здоровья и здорового образа жизни. Интерес авторов к поставленной проблеме не случаен.

А в, свою очередь, художественная литература сопровождает человека с самого начала его жизни. И в дошкольном возрасте закладывается начальный фундамент, на который будет опираться ребенок всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Дети старшего дошкольного возраста способны более детально осмысливать выразительные средства языка, суть литературного произведения, осознавать некоторое своеобразие художественной формы, выражающей содержание. Они также могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого из этих жанров.

Поэтому дошкольной образовательной организации и семье необходимо дать ребенку дошкольного возраста те знания и умения, а также заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И сделать это необходимо как можно раньше.

Данная программа разработана на основе работ выше упомянутых психологов, лингвистов и педагогов с учетом обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста. Она не повторяет и не заменяет компонент базовой программы "Ознакомление дошкольников с художественной литературой", а дополняет общеобразовательную программу.

Цель программы - формирование у детей 6-7 лет здорового образа жизни средствами художественной литературы

Задачи программы :

1. Развить у ребенка понятия: «здоровый образ жизни», «здоровье», «закаливание», «физическая культура»; дать понять ребенку, что здоровье - это общечеловеческой ценность и основа развития человека, реализация его преобразующей роли в мире.

2. Сформировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании для достижения чувства «мышечной радости», оптимизма, психологической устойчивости в современных условиях.

3. Познакомить с высокими жанрами и видами литературы (воспитание разностороннего читателя).

4. Активизация и обогащение словарного запаса дошкольников.

Принципы реализации программы.

1. Доступность:

- учет возрастных особенностей детей и их индивидуальные особенности;

- адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенность подачи материала от простого к сложному;

- ежедневное повторение усвоенных правил и норм.

3. Динамичность:

- интеграция программы в разных видах деятельности.

4. Дифференциация:

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым дошкольником.

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в различной форме работы с детьми 6-7 лет. Педагогический анализ знаний у детей : 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Важность данной программы является тесное сотрудничество с родителями дошкольников, их непосредственное участие в реализации ее.

В результате реализации программы ребенок :

должен иметь представления:

• о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», осознание им смысла и значения здоровья для жизнедеятельности.

• о физической культуре и закаливающих мероприятиях как об основных факторах, формирующих здоровье человека.

должен уметь:

• правильно использовать физическую культуру, ее разнообразные средства, закаливающие мероприятия в повседневной жизни, а также иметь потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании.

Для реализации программы в дошкольной образовательной организации должны быть созданы следующие условия:

• музыкально-физкультурный зал, имеющий современное оборудование;

• физкультурный уголок в каждой групповой комнате. Пособия, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.

• спортивная площадка (на участке дошкольной образовательной организации,

• уголок релаксации в каждой групповой комнате;

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

утренняя гимнастика (ежедневно);

прогулки с включением подвижных игр;

музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);

пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

оздоровительный бег (ежедневно);

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

разные виды гимнастики на соответствующих занятиях;

эмоциональные разрядки, релаксация;

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

спортивные досуги, развлечения, праздники (2 раза в месяц).

ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босо хождение);

Ежедневно на занятиях ставятся задачи по формированию эмоционально-образного восприятия произведений разных видов и жанров, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве, а также решение задач по физическому развитию детей и формирования здорового образа жизни.

Ознакомление с каждым жанром помимо указанных выше общих задач решает и конкретные, и связанные с тематикой произведений. После рассказывания произведения проводится беседа и разнообразные творческие задания.

Художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Вот поэтому рассказывание художественной литературы может быть использовано как одно из средств в разных видах деятельности (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой, объединяющих их в целостном образовательном процессе. Следовательно, кроме непосредственно образовательной деятельности реализация программы предполагается в других видах детской деятельности.

Содержание работы непосредственной образовательной деятельности

Разделы Содержание Использование художественного слова Формы работы с детьми Ожидаемый результат

Самопознание • Мой организм.

развить знания детей о названиях и местоположениях разных органов чувств и частей тела, а также различать понятия здоровье и болезнь. Потешки «Водичка - водичка, умой мое личико», «Расти, коса, до пояса», «Теплою водою», «Лейся, чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком»

• В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Э. Фарджен «Мыльные пузыри»

С. Капутикян «Хлюп-хлюп»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»

О. Нэш «Микроб»

Беседы педагога с детьми:

•развивать культурно-гигиенические навыки;

•правильная организация питания.

•проведение выставок и марафонов • Дети называют органы и части тела; чем отличается здоровый человек от больного.

Гигиенические нормы и профилактика заболеваний • Гигиена тела. Кожа, ее функциональное назначение. Уход за ней, а также волосами и ногтями.

• Гигиена полости рта. Развить общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.

• Гигиена двигательной активности.

Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена и охрана органов зрения, слуха.

• Профилактика инфекционных заболеваний.

Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Положительные» и «Отрицательные» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях и способах профилактики • Е. Серов «Стирка»

• М. Яснов «Я мою руки»

• Н. Кан «Наша зарядка»

А. Акулин «Людоеды»,

В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»,

В. Беспалов «Голубая льдинка»,

С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»

Потешки «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?», «Мне уже четыре года», «Завяжу потуже шарф», «Наша Маша маленькая», «Дождик, дождик, кап, кап, кап», «Этот пальчик хочет спать», «Вот они сапожки»

В. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е. Благиниа «Как у нашей Ирки»

Х. Беллок «Носорог»

А. Кондратьев «Зеркало» • Физическая культура;

• Динамический час.

• Праздники, развлечения.

• Беседы педагога с детьми

• выпуск брошюр, плакатов;

• анкетирование;

интервьюирование. • должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, держать в чистоте игрушки в группе и дома.

• должен иметь навыки чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, вовремя лечить кариес, знать необходимость прививок.

• соблюдать режим дня в детском саду и дома, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.

Питание, здоровье • Питание — это основа жизни.

Главные пищевые источники, путь пищеварения. учить об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Этикет.

• Гигиена питания.

Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой. • К. И. Чуковский «Федорино горе»

• Н. Найденова «Наши полотенца»

• К. И. Чуковский «Мойдодыр»

• С. В. Михалков «Мимоза»;

рассказы Н. Коростылева, С. Козлова; • Беседы педагога с детьми

• Чтение худ. литературы (аудиокниги)

• Просмотр телепередач

• Акция «Здоровый образ жизни»

подготовка наглядного материала. • должен соблюдать элементарные правила режима питания, уметь пользоваться столовыми приборами.

• должен научиться мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением.

Культура потребления медицинских услуг • Обращение с лекарственными препаратами.

Ценность и вред медикаментов. Осторожное обращение с медикаметами, которые хранятся дома. стихотворения Ю. Тувима,

Э. Мошковской, Г. Сапгира,

С. Прокофьевой, Л. Мезинова,

Ф. Алхазовой и др • беседы медицинской сестры, врача.

Проведение тематических мероприятий по ЗОЖ «В гостях у Доктора Айболита». • должен знать, что применять лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей, не пробовать неизвестные таблетки.

Основы личной безопасности, профилактика травматизма • Безопасное поведение на дорогах.

Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.

• Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность при игре с острыми предметами. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.

Оказание первой медицинской помощи при ссадине, царапине.

• Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальные ситуации, связанные с «чужим» человеком.

Правила поведения при пожаре.

Вызов экстренной помощи и их номера: 01, 02, 03, 04, службы спасения (112, 911) • Тютчев Ф. И. «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика»,

В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,

С. Афонькина «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?» • Показ наглядного материала;

• Чтение худ. литературы;

• беседы о ЗОЖ;

• рассказы из личного опыта;

• должен уметь оценивать ситуацию на дороге, переключаться на самоконтроль; распознавать опасные зоны на улице, возможность получение травмы, ожога, избегать их.

• применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде.

• уметь оказывать первую медицинскую помощь себе и другим при простых травмах; распознавать негативные реакции животного, насекомого.

должен знать 3 модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно».

• Уметь выполнять последовательность в действиях по эвакуации при возникновении нестандартной ситуации. Владеть навыками по само спасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Формы работы по формированию здорового образа жизни в различных видах деятельности

Виды деятельности Формы работы

Игровая деятельность - Дидактические игры по сборникам:

А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду;

Л. В. Артемова. Окружающий мир в детских мирах дошкольников;

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду;

- сюжетно - ролевые игры "Книжный магазин", "Почта", "Библиотека", "Типография" и другие;

- настольно - печатные игры;

- игры - шоу.

Познавательная деятельность - Экскурсии в библиотеку, типографию, книжный магазин;

- беседы о книге, чтении (какие раньше были книги, как "делают" книгу, какие бывают книги и т. д., о людях, чьи профессии связаны с книгой, о бережном отношении к книге;

- встречи с работниками библиотеки, поэтами, писателями;

- игры - эксперименты "Из чего можно сделать книгу?", "Из какой бумаги можно сделать книгу?" и т. д. ;

- беседы, направленные на воспитание адекватной оценки прочитанного произведения.

Речевая деятельность - Словесно - речевые игры по сборникам:

Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи;

А. К. Бондаренко. Словесные игры в детском саду;

- литературные минутки (ежедневное чтение по 10-15 минут по желанию детей);

- беседа - пятиминутка "Что читаем?";

- сказочная лаборатория (словесное творчество) :

сочини рекламу книги;

придумай продолжение сказки;

устное письмо литературному герою;

салат из сказок;

- пресс конференция (задай вопрос литературному герою);

- экскурсия по произведениям (экскурсоводы дети);

- составление лингвобанка;

- сочинение стихотворений;

- составление рассказов:

по иллюстрациям;

из личного опыта "Обо мне и обо всем";

- литературные викторины;

- литературные игры :

поле чудес;

о, счастливчик;

КВН.

Театрализованная деятельность - Драматизация сказок, рассказов, стихов;

- постановка спектакля по произведению;

Музыкальная деятельность - Сочинение сказок на музыкальные произведения;

- "рисование" музыкальных произведений словами.

Большую значимость имеет интегрированный подход в формировании здорового образа жизни : привлечение разных специалистов и родителей.

Этапы работы с семьей

№ п/п Этапы Задачи

1. Подготовительный

(ознакомительный) Побудить интерес родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни.

2. Просветительский Развития содержания и образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с реализуемой программой развития.

• открытие клуба по формированию здорового образа жизни

• подбор методических и практических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды в ДОО;

• распространение положительного опыта семейного воспитания;

• подбор художественной и методической литературы по здоровому образу жизни в библиотеке.

3. Совместной деятельности с семьей. • формирование взаимопомощи ДОО с семьей в воспитании и на занятиях с детьми;

• создание семейного клуба;

• показать положительную роль отца в воспитании детей;

• проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и их детей;

• обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности.

Формы работы с семьей

№ п/п Формы Виды

1 2 3

1. Интерактивная • анкетирование;

интервьюирование;

• дискуссия;

• круглые столы;

• консультации специалистов.

2. Традиционная • родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;

• семейные спортивные соревнования;

• акция «Здоровый образ жизни»;

• вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

3. Просветительская • использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей;

• организация клуба по формированию здорового образа жизни;

• выпуск бюллетеней, информационных листков;

• стенд «Здоровье с детства»;

• уголок в группах.

4. Государственно - общественная • создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».

ВЫВОДЫ:

1. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – всестороннее гармоничное нравственное и физическое развитие дошкольников.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

В данной работе была полностью раскрыта роль художественной литературы во всестороннем и в физическом развитии ребенка – дошкольника.

2. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что 30% участников эксперимента имеют низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, 47.5% - средний уровень, и только у 22.5% детей наблюдается высокий уровень.

3. Разработан проект программы «Формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет с использованием художественной литературы».

Также разработаны практические рекомендации для воспитателей дошкольной образовательной организации и педагогов дополнительного образования по формированию здорового образа жизни у детей.

Следовательно, цель и задачи исследования выполнены.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. С целью формирования здорового образа жизни средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста воспитателям ДОУ рекомендуется искать пути решения данной проблемы. Один из возможных путей является разработка программы по формированию здорового образа жизни у детей.

2. Необходимо подбирать перечень книг и аудиокниг для книжного уголка по проблеме физического воспитания дошкольников.

3. Целесообразно проведение интегрированных занятий по воспитанию здорового образа жизни у детей.

4. Рекомендуется проводить работу с семьей, с целью привлечения в разнообразные виды деятельности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

5. Примерная тематика консультаций для родителей:

• консультация по теме «Роль родителей в организации художественного чтения для детей дошкольного возраста»;

• анкетирование для родителей - «Роль книги в физическом воспитании»;

• семинар-практикум «Использование книги в формировании здорового образа жизни»;

семейная гостиная:

- «Домашний театр»;

- «Мама, папа и я – спортивная семья»;

- «Мойдодыр – наш друг»;

- «Надо, надо умываться…»

6. Примерный перечень форм работы с детьми :

o Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни.

o Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий.

o Организация в группах уголков здоровья.

o Организация экскурсий в дом спорта, на стадион, в библиотеку и т. д.

o Использование видеоматериалов по формированию здорового образа жизни

7. Организация развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Приобщение к здоровому образу жизни на основе сотрудничества детей и взрослых Цель: обеспечение собственного непрерывного профессионального образования, которое позволит найти такие подходы и методы формирования нравственных.

Информация из опыта работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков к здоровому образу жизни Формирование основ здорового образа жизни у детей младшей группы «Семицветик» ведется согласно рабочей программы. ОО «Физическое развитие».

Конспект занятия по формированию привычки к здоровому образу жизни «Малыши-крепыши» в первой младшей группе МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Конспект занятия по формированию привычки к здоровому образу жизни «Малыши-крепыши» в 1 младшей группе.

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Пилипенко ОксанаПлан по самообразованию "Приобщение детей к здоровому образу жизни"Цель: способствовать формированию привычек здорового.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. М. Н. Рыбкина Т. И. Никольская Детский сад № 45 Адмиралтейского района.

Проект по здоровому образу жизни «Здоровый малыш» в первой младшей группе (фотоотчет)Проект по здоровому образу жизни «Здоровый малыш» в первой младшей группе (фотоотчет) с 2–3 лет. Актуальность проекта. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку.

Проект по здоровому образу жизни в 1 младшей группе «Мы растем здоровыми» Актуальность: Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье ценный дар, данный человеку.

Статья. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни. Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Творческая презентация «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни» «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» Так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект программы по формированию интереса к здоровому образу жизни у детей 6–7 лет средствами художественной литературы
Опубликовано: 5 июля 2017 в 12:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект программы по формированию интереса к здоровому образу жизни у детей 6–7 лет средствами художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Найда (УИ 544506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД