Лучший педагог года

Проект «Путешествие с цветными палочками» в средней группе

татьяна фомина
Проект «Путешествие с цветными палочками» в средней группе

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : долгосрочный. Участники проекта : дети средней группы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательное развитие

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Публикация «Проект „Путешествие с цветными палочками“ в средней группе» размещена в разделах

Одна из универсальных технологий - палочки Кюизенера, их также называют цветными числами, счётными палочками, цветными палочками, цветными линеечками. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Игры - занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА :

1. Определить педагогические основы проблемы формирования и развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.

2. Создать условия для возникновения у дошкольников потребности в саморазвитии творчества, самопознания и самооценки через практическую деятельность.

3. Формировать проектно - исследовательские умения и навыки дошкольников.

4. Разработать наглядные материалы, оказывающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей среднего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

4. Осваивать прямой и обратный счёт.

5. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

6. Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше - меньше на., пользоваться знаками сравнения.

7. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания.

8. Научить делить целое на части и измерять объекты.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

10. Познакомить со свойствами геометрических фигур.

11. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

12. Развивать логическое мышление, внимание, память.

13. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: По итогам реализации проекта дети должны научиться:

1. легко справляться с задачами интеллектуального содержания, используя поиски различных средств достижения цели;

2. осознавать поставленную цель и предвидеть результат;

4.

3. анализировать, сравнивать, доказывать, делать умозаключения;

4. овладеть коммуникативными способностями в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Знакомство с Палочками Кюизенера.

2. Использование дидактических игр: «Цветные коврики», «Играем с цветом», «Подбери цифру», «Цветные числа», «По порядку становись!», «Больше - меньше» и т. д.

3. Разучивание комплексов упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз, физкультминуток.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Целесообразно организовывать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера :

1. вне занятий - наличие наборов палочек в предметно - развивающей среде группы (учебная зона);

2. в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек, моделирование);

3. на занятиях (комплексных, интегрированных, обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности.

Комплект цветных чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением 1кв. см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор призм не произволен, а связан с определённым соотношением по величине.

В семейство «красных» входят числа кратные 2: число 2 обозначается розовым цветом; число 4 обозначается красным цветом; число 8 обозначается вишнёвым цветом.

Семейство «синих» состоит из чисел кратных 3: число 3 обозначается голубым цветом; число 6 обозначается фиолетовым цветом; число 9 обозначается синим цветом.

Число 6 кратное 2 и 3 является результатом сочетания красного и синего цветов.

Числа кратные 5 обозначены оттенками жёлтого цвета : число 5 обозначается жёлтым цветом; число 10 обозначается оранжевым цветом.

Число 10 кратное 2 и 5 является результатом сочетания красного и жёлтого цветов. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком белого цвета.

Число 7 обозначается чёрным цветом.

Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Однако она не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребёнка, а также уровни развития детей.

Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т. д. Когда дети наиграются можно обратить внимание на цвет палочек : выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, жёлтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета, высокие или низкие домики.

Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками нужно хорошо известными нам приё мами: для матрёшки в красном сарафане выложить красную дорожку, а для матрёшки в жёлтом сарафане - жёлтую. Для большого медведя строим широкую вишнёвую дорожку, а для маленького мишутки - узкую голубую. Таким образом воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.

Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть «единичкой», голубую палочку «троечкой» и т. д.

Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми раннего возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему. А потом. Со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т. е. создать схему.

Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.

Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

1. Игра «Цветные коврики»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры.

Дети берут одну какую - либо палочку (например, жёлтую) и составляют её из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают «коврик».

- Цветом : жёлтый - это белый и красный; красный и белый; розовый и голубой; голубой и розовый; белый, белый, белый, белый и белый.

- Числами: пять - это один и четыре; четыре и один; два и три; три и два; один, один, один, один и один.

- Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами) : 1 и 4; 4 и 1; 2 и 3; 3 и 2; 1,1,1,1 и 1. Можно использовать знаки + и =.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. Первый коврик будет меньше, чем второй. По мере усвоения материала используются числа от 1 до 10.

2. Игра «Играем с цветом».

Цель: Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям из палочек сделать красивые орнаменты. Сначала детям диктуется порядок действий, например: - построим паровоз из разноцветных вагонов (голубой вагон, розовый вагон, голубой, розовый и т. д.);

- построим у дома красивый забор (жёлтая палочка, синяя палочка, две красных, синяя, жёлтая и т. д.).

Позднее предлагается алгоритм действий в виде рисунка или схемы.

3. Игра «Измерение с помощью палочки - мерки».

Цель: Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.

Ход игры.

Предложить детям измерить длину карандаша с помощью голубых палочек : длина карандаша четыре голубых палочки. А длина другого карандаша - три голубых палочки. Детям задают вопрос: «Какой карандаш длиннее, короче?» Соответственно дети усваивают закономерность: число 4 больше числа 3, а число 3 меньше числа 4.

Возможно, что длина карандаша четыре голубых палочки и остаётся ещё отрезок, на котором умещается одна розовая или две белые.

4. СРИ «Магазин иг рушек».

Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать игровые умения детей, регулировать контакты в совместной игре. Расширять знания детей о профессии продавца.

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть детям в «магазин». «Товаром» могут быть игрушки, карандаши, поделки и т. д. дети вместе с воспитателем оборудуют игровое пространство: расставляют товар, определяют цену (карточки с цифрами). Затем выбирают продавца.

Дети по очереди подходят за покупками. Покупатель выбирает себе покупку и расплачивается палочками Кюизенера. Например, кукла стоит 5 рублей - ребёнок соотносит цифру с числом, число со значением палочки (он может расплатиться жёлтой палочкой, голубой и розовой, красной и белой или пятью белыми палочками). Так же поступают и с другими покупками.

5. Подвижная игра «По порядку становись!»

Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт детям палочки значением от 1 до 10, одну берёт себе. Под музыку дети бегают по группе. Когда музыка прекращается, дети становятся в ряд. При этом воспитатель уточняет: «По порядку становись!» или «В обратном порядке становись!» воспитатель играет вместе с детьми, можно создать проблемную ситуацию, встать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания и по мере необходимости исправляют ошибки.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА :

Необходимо использовать методы и приёмы, которые позволяют обеспечить мотивацию занятий:

1. Для того, чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приёмы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.

2. Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).

3. Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).

4. Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их уверенность в себе.

5. Предлагаемые игры - занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.

6. Не травмирующая оценка. В младшем возрасте - только положительная, подкрепляющая стремление ребёнка что - то сделать или узнать. В среднем и старшем - сравнение результатов деятельности ребёнка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей.

7. При использовании в работе «цветные числа» позволяют воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребёнку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно - ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.

Публикации по теме:

Дидактическая игра с цветными палочками и звонкомДидактическая игра с цветными палочками и звонком Авторская дидактическая игра с цветными палочками и звонком. Цель игры: развитие внимания, логического мышления, умение составлять.

Работа с цветными счетными палочками КюизенераРабота с цветными счетными палочками Кюизенера Как нравится детям ими заниматься Хочу сегодня поделиться как детям нравиться заниматься цветными счетными палочками Кюизенер С ребятами.

Долгосрочный проект «Путешествие по континентам» в средней группе • Проект «Путешествие по континентам» • Автор: Мумбер Елена Викторовна • Воспитатель АНО ДОРР «Медвежонок» • Средняя группа №12 "Совята".

Фотоотчёт «Как мы рисовали осенние листья ватными палочками» в средней группеФотоотчёт «Как мы рисовали осенние листья ватными палочками» в средней группе Занятие проводилось в свободное время в средней группе. Листопад, Листопад! Птицы жёлтые летят Может, и не птицы это Собрались в далёкий.

Фотоотчёт «Как мы играем в логические игры с цветными счётными палочками Кюизенера»Фотоотчёт «Как мы играем в логические игры с цветными счётными палочками Кюизенера» Логические игры математического содержания вызывают у детей познавательный интерес,способность к творческому поиску. Одним из принципов знакомства.

Конспект НОД по рисованию ватными палочками в средней группе «Ветка сирени»Конспект НОД по рисованию ватными палочками в средней группе «Ветка сирени» Цель: Расширять знания и представления детей об окружающем мире. Задачи: Познакомить с внешним видом сирени. Учить рисовать сирень, передавая.

Конспект занятия по рисованию ватными палочками «Одуванчик» в средней группеКонспект занятия по рисованию ватными палочками «Одуванчик» в средней группе Уважаемые коллеги! Продолжаю цикл публикаций по нетрадиционным техникам рисования. Сегодня Вашему вниманию предлагаю Конспект по рисованию.

Конспект занятия с цветными палочками Кюизенера в средней группе «Построим цыплятам домики»Конспект занятия с цветными палочками Кюизенера в средней группе «Построим цыплятам домики» Программные задачи: Образовательные: - Закреплять представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; - Закреплять представления.

Рисование ватными палочками в средней группе «Цветущее дерево»Рисование ватными палочками в средней группе «Цветущее дерево» Нетрадиционное рисование в средней группе «Цветущее дерево» ЦЕЛЬ. Закрепить умение детей рисовать дерево. Задачи продолжать учить детей.

Проект в средней группе «Путешествие в Чукоккалу» Тип проекта: познавательный. Участники: воспитанники средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы. Срок реализации проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Путешествие с цветными палочками» в средней группе
Опубликовано: 12 апреля 2022 в 09:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД