Проект «Путешествие в мир народной куклы»

Елена Смирнова
Проект «Путешествие в мир народной куклы»

Проект «Путешествие в мир народной куклы»

едагогический проект «Путешествие в мир куклы»

Автор: воспитатель I категории Смирнова Елена Евгеньевна

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Итоговое мероприятие: Выставка кукол сделанных своими руками.

Актуальность.

В настоящее время очевидна необходимость восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Национальная культура становится первым шагом в освоении ребёнком богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих духовных ценностей.

Русская народная культура является уникальным явлением педагогического процесса; выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального характера. В ней находит свое отражение весь окружающий нас мир (природа, социальная жизнь, внутренний мир человека, она оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Проблема.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как играли с куклой и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мы теряем свою самобытность, духовность, а отсюда нравственные проблемы, которые повлияют и на жизнь будущих поколений. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Цель проекта:

Пробудить интерес детей к русской народной культуре через традиционную народную куклу.

Задачи проекта: для педагога:

1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;

2. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, посиделки, экскурсии;

3. Обучение технологии изготовления народных кукол;

4. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой;

5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу;

Задачи проекта: для родителей:

1. Сформировать у детей нравственно - патриотических чувств;

2. Приобщить детей к национальной культуре;

3. Дать знания детям о народной куле.

I этап: организационно-подготовительный:

1. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

2. Изучение теоретических основ и опыта педагогов;

3. Пополнение развивающей среды;

4. Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок)

5. Оформление альбома «Народная игрушка - Кукла»

II этап: Организация деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность:

1. Экскурсия в мини музей «Русская изба» на выставку кукол.

2. Рассматривание картин с иллюстрациями народных кукол и беседа по ним: «Русская народная кукла», «История возникновения куклы Счастье», «Традиции русского народа», «Календарные и обрядовые праздники русского народа»,

3. НОД: «Украсим дымковскую куклу». «Русский национальный костюм», «Платье для куклы Кати», «Экскурсия в мини музей кукол», «Украсим куклу», «Изготовление куклы Счастье», «Узоры для матрешки», «Снегурочка», «История возникновения народной куклы», «Путешествие в мир народной куклы».

4. Обследование кукол, составление описательных рассказов;

5. Ситуативные разговоры «Спор игрушек: какая игрушка главная?»; «Какие бывают куклы, «Что такое оберег?», «Кукла в национальном костюме».

6. Беседы о народных куклах; тема беседы: «Игры с куклами», «Как выглядели куклы раньше»

7. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Чтение художественно-литературных произведений.

1. Сказки “Василиса Прекрасная”

2.“Князь Данила-Говорила”

3. “Царевна в подземном царстве”

4. Индийская сказка про куклу

5. Норвежская сказка “Куколка в траве”

6. Потешки, пословицы о народной игрушке кукле;

7. Загадки.

• Игровая деятельность:

Игра на словообразование «Какая кукла», «Назови ласково»

Пальчиковая гимнастика «Левая и правая» «Игрушки» (автор Железнова Е. С)

Словесные игры «Тихо куколка…» (автор Железнова Е. С) ; «Хорошо, хорошо!» «Арина»

Русские народные игры - забавы: «Бубенцы», «Матушка – весна», «Платочек»;

Дидактические игры: «Подбери наряд», «Оденем куклу на прогулку, на праздник и т. д.» «Подбери пару», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», "Матрешки - подружки", «Собери матрёшек».

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у бабушки», «Прогулка с куклами», «Семья», «Дочки – матери».

• Продуктивная деятельность:

Лепка: «Снегурочка».

Аппликация: «Платье для куклы Кати».

Рисование: «Украсим дымковскую куклу», «Украсим куклу», «Узоры для матрешки», «Путешествие в мир народной куклы».

Конструирование: изготовление куклы «Счастье».

• Работа с родителями:

1. Оформление папки-передвижки «Народная кукла».

2. Изготовление альбома «Моя любимая игрушка».

3. Буклет для родителей с технологией изготовления куклы «скрутки»

4. Оформление детско-родительской выставки «Путешествие в мир кукол»

5. Мастер-класс «Кукла мала всем мила»

• Музыкальная деятельность:

1. Пение песен: «Ай качи, качи, качи», «Матрешки»

2. Русские народные потешки.

• II этап: Заключительный.

1. Выставка творческих работ детей.

2. Оформление родительского уголка.

3. Сборник потешек и пословиц.

4. Альбом «Кукла мала всем детям мила»

5. Выставка «Народная кукла»

6. План работы по теме проекта.

7. Мастер-класс для родителей.

8. Презентация проекта.

9. Фотографии.

• Ожидаемые результаты.

Для педагога:

1. Овладение знаниями о народных традициях, об истории возникновения куклы– оберег;

2. Освоение навыков технологии изготовления и выполнения народных кукол;

Для детей:

1. Овладение знаниями о народных традициях, об истории возникновения куклы– оберег;

2. Умение сотрудничать в процессе творческой работы

3. Освоение технологий изготовления народных кукол;

4. Обогащение опыта детей яркими впечатлениями о народной кукле.

Для родителей:

1. Проявление интереса к проектной деятельности совместно с детьми.

2. Помочь использовать знания о народных традиций и изготовление кукол в повседневной жизни;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

освоена технология выполнения;

изготовлено методическое пособие;

изготовлены образцы;

проведены мастер-классы;

в проекте создание экспозиции в группе.

Прикреплённые файлы:

puteshestvie-v-mir-narodnoi-kukly_3l1q3.pptx | 4112,38 Кб | Скачан: 321
 
Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах»Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект "Есть ли жизнь на других планетах". Паспорт.

Проект «Лето и мы» (подготовительная группа) .

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Путешествие в мир народной куклы»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 19:22
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Конспект наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста «Однажды летом мы узнали»
Ах лето, лето, лето - прекрасная пора. Когда можно отдыхать, развлекаться, творить и много интересного узнать. Например, что на Земле обитают миллионы...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое...
Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению»
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной...