татьяна музалевская
Проект «Путешествие в страну финансов» для детей 5–7 лет
ПРОЕКТ
«Путешествие в страну финансов»
Составила: воспитатель
Музалевская Татьяна Николаевна
ема проекта : «Путешествие в страну финансов»
Тип проекта : познавательно-творческий, долгосрочный, групповой
Участники проекта : дети 5 – 7 лет, родители, педагоги
Срок реализации проекта : 2 года
Публикация «Проект „Путешествие в страну финансов“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Актуальность. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Проект позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.
Цель проекта : формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Общеобразовательные: познакомить дошкольников с денежной сферой жизни,
-раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно-необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
-сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
-подготовить к принятию своих первых финансовых решений,
-заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
-научить соотносить понятие надо, хочу и могу,
-обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.
-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе,
-подготовить к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
-активизировать коммуникативную деятельность детей;
-стимулировать интерес к изучению мира финансов;
-сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
-способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успехов в жизни;
-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Формы работы с детьми:
сюжетно-ролевые игры;
тематические занятия
экскурсии;
презентации;
просмотр мультфильмов;
чтение художественной литературы;
решение проблемных ситуаций;
продуктивная деятельность;
мини-спектакли;
диалогические площадки;
беседы;
проекты;
викторины;
образовательное событие;
квест-игра;
Формы работы с педагогами:
- консультации;
- педагогический совет;
- самообразование;
Формы работы с родителями:
- мероприятия с детьми и родителями;
- родительские собрания, встречи; круглый стол;
- консультации и наглядная информация (памятки);
- анкетирование родителей.
-марафон-игра
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Педагоги:
Выступление на методическом совете.
Ознакомление с результатами работы и данными диагностики.
Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», выставка методической литературы и пособий по данной теме.
Дети:
Личностные результаты:
-разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
-чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
-знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
-понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
Практические результаты:
-освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
-научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
-освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи игрушки, канцтовары и пр., денежные средства и пр. ;
-заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Родители:
Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников».
Анкета для родителей: «Формирование азов финансовой культуры у дошкольников».
Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста: «Труд», «Деньги», «Покупаем. Потребности и желания», «Тратим разумно, сберегаем», «Долг. Ответственность», «Планирование», «Богатство и бедность».
Папки-передвижки: «Наша семья трудиться», «Мы идем в банк», «Мы идем за покупками», «Мы копим», «Занимаем и одалживаем», «Мы планируем».
Марафон-игра «Весёлый счёт».
Продукт проектной деятельности :
Изготовление лепбука «Дошкольникам о финансах»
Изготовление банкомата из картона
Альбом «Деньги разных стран мира»
Дидактические игры «Разноцветные кошельки», «Хочу и могу», «Каждой монетке свой кошелёк».
Настольная игра «Юный покупатель»
Этапы реализации проекта :
1этап – подготовительный: 3-4 недели сентября 2024г.
2 этап – основной: сентябрь 2024 года - май 2026 года
3 этап – заключительный: май 2026 года - презентация проекта
Информационная карта проекта «Путешествие в страну финансов»
Проект название : «Путешествие в страну финансов»
Цель проекта : формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
-познакомить дошкольников с денежной сферой жизни,
-раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно-необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
-сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
-подготовить к принятию своих первых финансовых решений,
-заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
-научить соотносить понятие надо, хочу и могу,
-обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.
-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе,
-подготовить к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
-активизировать коммуникативную деятельность детей;
-стимулировать интерес к изучению мира финансов;
-сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
-способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успехов в жизни;
-обеспечить психоло-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Актуальность Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Проект позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.
Сроки этапы и мероприятия реализации проекта :
01.09.2024 г. - 01.10.2024 г. 1 этап (подготовительный)
Создание условий для формирования финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Подбор учебно-методического материала для реализации проекта.
Определение цели и задач проекта.
Разработка плана мероприятий с детьми.
Организация развивающей среды: подбор пособий, музыкальных произведений, портретов композиторов, презентаций.
Приобретение оборудования: аудиотехника, информационный стенд, музыкальные инструменты.
01.09.2024 г. – 31.03.2026 г. 2 этап (основной)
Осуществление плана мероприятий по реализации проекта.
01.05.2027 г. – 31.05. 2026 г. 3 этап (заключительный)
Анализ деятельности и оценка результатов эффективности применения данного проекта.
Источники финансирования :
Бюджет 45000
Результаты реализации проекта - Создано образовательное пространство для формирования у детей финансовой культуры и азов финансовой грамотности.
-Повышен теоретический уровень и профессионализм педагога по формированию финансовой грамотности.
-Появился интерес у детей и родителей к применению финансовой грамотности в жизни.
-Сформированы начальные навыки обращения с деньгами, необходимость грамотно и бережливо относиться к ним.
-Принимают свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносят понятия хочу и могу.
-Сформировано понятие, что тратить нужно мудро, с пользой для себя.
-Освоены начальные навыки планирования расходов денежных средств.
-Сформированы нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
-Расширился словарный запас: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.
-Заложены основы для формирования гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе.
-Повышена компетентность родителей по формированию у детей финансовой культуры.
-Оснащение РППС учебно-дидактическим материалом.
Участники реализации проекта : воспитанники, педагоги, родители.
Члены проектной группы :
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Воспитатель
Педагоги
Заместитель по хозяйственной работе Функциональная ответственность:
Координатор реализации проекта
Исполнители
Исполнители
Приобретение учебно-дидактического материала
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия и направления Сроки исполнения Ответственный Планируемый результат
Подбор. Разработка и внедрение методического обеспечения для работы с детьми по формированию финансовой грамотности. сентябрь 2024г Зам. зав. по ВМР. воспитатели Программа Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. Л. Ю. Рыжановская «Азы финансовой культуры для дошкольников». Технология «Образовательное событие» Л. Логинова. Серия «Занимательные финансы». «Мини-спектакли», квест «Козни Бабы Яги». Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. Л. Ю. Рыжановская.
Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта Сентябрь каждого года воспитатель Выявленные интересы, запросы родителей, анкетирование, планирование образовательной деятельности
Подбор игр и упражнений, способствующих формированию финансовой грамотности. Апрель- сентябрь 2024 воспитатель Картотека игр и упражнений, способствующих формированию финансовой грамотности
Разработка и реализация образовательных практик по финансовой грамотности. Разработка плана по проведению итоговых мероприятий для детей и взрослых (образовательные события, выпуск пабликов и пр.) Апрель-сентябрь 2024 воспитатель Технологические карты
Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности в совместной деятельности воспитателя с детьми
и самостоятельной деятельности детей.
Тема «Без труда нет жизни на земле»
Диалогическая площадка «Труд - основа жизни», игра-соревнование «Мои домашние обязанности».
сентябрь 2024 воспитатель Пришли к совместному выводу Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо семьи, близких, друзей, домашних питомцев. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. Существуют виды домашнего труда.
Ситуационные задачки «Работать и зарабатывать». Игра «Вот так заработали!», фотовыставка.
сентябрь воспитатель Сформировано понятие: работать означает трудиться за вознаграждение. Решение интеллектуальной задачи: Зарабатывать- получать вознаграждение за выполненную работу.
Конкурс проектов : «Все работы хороши, выбирай на вкус». Викторина «Угадай профессию», загадки о профессиях. Работа в группах, игра «Что создается трудом». октябрь воспитатель Сформированы знания о профессиях. Понятия: продукты труда, товары и услуги.
Творческое занятие по выбору детей октябрь воспитатель Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, рисуем.
Занятие - ситуация «Что будет, если люди перестанут трудиться?» ноябрь воспитатель Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, рисуем ситуацию, находим ответ на вопрос: «Что будет, если люди перестанут трудиться».
Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ноябрь воспитатель
Закрепляем понятия: трудиться, работать, зарабатывать
Тема «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
Занятие - ситуация «Как придумали деньги?» Презентация «История создания денег». Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся декабрь воспитатель Сформирован необходимый минимум экономических знаний: о деньгах, их значении для общества, о труде взрослых, о семейном бюджете.
Мастерская: Изготовление денег для игры в магазин. декабрь воспитатель Атрибуты для игры в «Магазин»
Решение социально-коммуникативной ситуации: Где живут деньги? Как они попадают к нам?
Экскурсия в банк.
Игра «Копилка» (в условиях семьи)
Игра в «Банк». январь 2025г воспитатель Сформированы знания о разных способах хранения денег, аккуратное обращение с деньгами, обозначить основные места хранения денег дома и вне его.
Тема «Покупаем, продаем, обмениваем»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»,
Интерактивный мини-спектакль «Желания Волчонка – Зубастика». январь воспитатель Различаем разницу между желаниями и потребностями. Разбираем цепочку товар- стоимость-цена.
Мастерская по изготовлению товаров: рисуем, клеем, вырезаем, лепим. февраль воспитатель Товары для ярмарки.
Утренний круг: проблемная ситуация: Где можно приобрести различные товары и услуги. февраль воспитатель Формировать знания о торговых предприятиях.
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». Игра «Дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Как старик корову продавал» обсуждение. Изготовление табличек, карточек для игры. март воспитатель Сформированы понятия «Выгодно- невыгодно». Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, что может реклама.
Развивающий диалог с родителями «Семейный бюджет и расходы семьи». март воспитатель Сформировано понятие семейный бюджет, источники дохода: заработная плата, пенсия, стипендия. Расходы бывают: обязательные, необязательны, бережливость, умение экономить.
Игровая ситуация: «Что можно подарить другу, если нет денег». апрель
2025 воспитатель Развивать культуру общения, доброжелательного отношения к друзьям.
Образовательное событие «Русская ярмарка». апрель воспитатель Дети имеют представление что такое товар, цена, труд, профессия, банк, доход, расход, монета, купюра, бюджет.
Викторина «Знатоки финансов». май воспитатель
Закрепить представление что такое товар, цена, труд, профессия, банк, доход, расход, монета, купюра, бюджет.
Тема «Тратим разумно, сберегаем. Экономим»
Занятие «Бережливый человек всегда богаче». Викторина «Разумные траты сказочных героев» май воспитатель Сформировано понимание, что деньги нужно тратить разумно. Воспитывать бережное отношение к труду и деньгам.
Игра «Открываем бутербродную». Закупаем продукты, разрабатываем меню со всеми видами бутербродов, рассматривание иллюстраций. Готовим рекламу. Сентябрь 2025г воспитатель Поддержать интерес и уважение к трудовой деятельности, познакомить с различными видами бутербродов, определять их стоимость.
Тема «Учимся занимать и отдавать долги»
Занятие. Чтение рассказа В. Осеевой «Долг».
Диалогическая площадка. «Занимаем и одалживаем», ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить» сентябрь воспитатель Сформировано понятий «одалживать», «занимать». Занять- взять что-то взаймы на время, одолжить-дать что-то взаймы на время. Папка-передвижка «Занимаем и одалживаем».
Диалогическая площадка. Обсуждаем русские пословицы о долге: «Долг платежом красен», поговорку «Долги к земле придавили». октябрь воспитатель Сформировано понимание, что долг нужно отдавать вовремя. долг-это серьёзное обязательство, невыполненные обещания –это тоже долг. Воспитание ответственности
Тема «Учимся планировать»
Дидактические игры: «Все по плану!», «План покупок», «План на следующий день». октябрь воспитатель Сформированы основы планирования. Планирование может стать хорошей привычкой, которая позволит осуществлять планирование жизни.
Решение ситуационных задач, игра «Наши цели» читаем, беседуем. Оформление тематического стенда «Наши цели». ноябрь воспитатель Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Стенд «Наши цели»
Вечерний круг: «Сделал дело –
гуляй смело». Обсуждение, ситуационные задачи, диалогическая площадка ноябрь воспитатель Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки.
Образовательное событие «В стране монеток». декабрь воспитатель Сформировать умение определять потребности, соотносить желания и возможности
Тема «Богатство и бедность»
Чтение рассказа «Как Валюша бабушке сон покупала». Читаем, обсуждаем, разбираем ситуационные задачи. декабрь воспитатель Помочь детям выяснить, что не всё продаётся и покупается. Памятка для родителей «Богатство и бедность».
Диалогическая площадка «Жадность». Читаем и обсуждаем пословицы и поговорки, решаем ситуационные задачи. январь 2026 воспитатель Сформировано понятие, что такое жадность и почему это плохо для человека, жадность бессмысленна, у неё нет границ, жадному человеку всегда всего мало.
Творческое задание: изображаем щедрость и жадность при помощи художественных средств. Прочитать стихотворение «У меня подъёмный кран», «Мне купили самокат», «Жадина» К. Зискина. январь воспитатель Сформировано понятие о таких качествах как жадность и щедрость, дать им моральную оценку. Творческие работы детей.
Работа с родителями «Использовать знания в жизни»
Экскурсия в сберегательный банк города с детьми: показать работу банкомата, февраль родители
Формирование знаний у детей откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат.
Изготовление атрибутов для игры «Банк» февраль воспитатель Атрибуты для игр.
Совместное создание копилок, оформление выставки копилок. «Самая лучшая копилка». март родители Опыт накопления денег.
Квест «Козни Бабы-яги» март воспитатель
дети Формирование первичных экономических представлений.
Изготовление дидактических игр совместно с родителями «Разноцветные кошельки», «Хочу и могу», «Каждой монетке свой кошелёк». апрель 2026г воспитатель, родители Дидактический материал по формированию финансовой грамотности
Совместная с родителями и детьми Марафон - игра «Весёлый счёт» май воспитатель Возможность применения имеющихся знаний по финансовой грамотности
Повышение уровня знаний у родителей в вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников
Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников»
Анкета для родителей: «Изучаем финансовую грамотность в семье» По плану воспитатель Повышение уровня знаний у родителей в вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников
Круглый стол: «Зачем детям нужно изучать финансовую грамотность» По плану воспитатель Обеспечение единства подходов по формированию у дошкольников финансовой грамотности в условиях детского сада и семьи
Консультация: «Ребё нок и карманные деньги: советы родителям» «Экономическое развитие дошкольника» «Как правильно выбирать и покупать товар», «Планирование покупок».
«Формируем у детей разумные потребности»
«Научите детей считать деньги» По запросу родителей воспитатель Повышение уровня знаний у родителей в вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников
Открытое занятие по развитию финансовой грамотности детей. По плану воспитатель Вовлечение родителей в образовательный процесс
Совершенствование РППС
Изготовление лепбука «Дошкольникам о финансах» май 2025г воспитатель Познакомить с терминами, с пониманием для чего нужны деньги, как с ними нужно обращаться.
Настольная игра «Юный покупатель»
октябрь 2025г воспитатель Дать элементарные понятия о деньгах, купле-продаже, умение ориентироваться в цене товара, развивать умение принимать самостоятельные решения.
Изготовление банкомата из картона январь 2025г воспитатель Получение знаний о профессиях работников банка, моделирование жизненных ситуаций.
Альбом «Деньги разных стран мира» апрель 2025г воспитатель Сформировать представление о том что в каждой стране есть свои деньги.
Дидактические игры «Разноцветные кошельки», «Хочу и могу», «Каждой монетке свой кошелёк». апрель 2026г воспитатель Расширение представлений о деньгах, бюджете, товарах, услугах, определять разницу между понятиями «хочу» и «могу».