Проект работы кружка «В стране Графо» по развитию мелкой моторики руки и подготовки детей к школе

наталья устинова
Проект работы кружка «В стране Графо» по развитию мелкой моторики руки и подготовки детей к школе

ПРОЕКТ РАБОТЫ КРУЖКА

" В СТРАНЕ ГРАФО" Тип проекта : коллективный, долгосрочный, комплексный (компоненты – информационно - творческий, практический).

Участники проекта: старший воспитатель, дети подготовительной группы.

Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год (октябрь - апрель).

Материальное обеспечение проекта: картина, написанная маслом, книги с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева, и Е. Чарушина, видеоматериалы по теме «Рисование штрихом», книга В. А. Грека «Рисую штрихом», альбом «Рисуем декор» ,изобразительные материалы: уголь, восковые мелки, сангина, тушь, ручки, карандаши простые и цветные, бумага белая и тонированная разных форм, размеров.

Форма организации: работа кружка 1 раз в неделю; проектная деятельность включает рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов, пальчиковые игры, игры – загадки «Где надо начинать?», «Как продолжим?» и т. д., составление композиций, рисунки - подарки, выставки детских работ. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой информации в книгах, интернете, СМИ и т. д.

Проблема: у детей недостаточно развита мелкая моторика рук, отсутствие знаний о жанре изобразительного искусства – графике.

Цель: развитие мелкой моторики руки, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Задачи.

Познавательные:

1. Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой, объяснить, чем отличается от живописи.

2. Познакомить детей со штрихом, уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов.

3. Познакомить с законом «композиции», «равновесия и контраста».

4. Обогащать представления детей об окружающей действительности.

Развивающие:

5. Формировать умения самостоятельно задумывать тему и реализовывать ее.

6. Развивать мелкую моторику руки.

7. Развивать память, образное и логическое мышление, воображение, творческие способности.

Воспитательные:

8. Воспитывать эстетические чувства, аккуратность, бережное отношение к материалам.

9. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве -

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров.

Актуальность проблемы.

«Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, тем он умнее».

В. А. Сухомлинский.

Сенсомоторное развитие ребенка имеет большое значение в интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Существует еще одна проблема. Специалисты подсчитали: сегодня около 70% детей не умеют грамотно писать, и эта цифра непрерывно увеличивается. Оказывается, ребенок с нормальным интеллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Чаще всего страдают базально-лобные отделы – они первые принимают информацию от органов чувств и передают ее дальше в высшие отделы центральной нервной системы. Если интенсивность этого процесса снижена, отделы коры головного мозга, обеспечивающие хранение и переработку информации, находятся в полуспящем состоянии. Именно это может стать причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроках.

«Дремлющие» отделы головного мозга когда-нибудь созреют, но, увы, может быть слишком поздно: ребенок упустит многое из школьного материала. Но гораздо хуже то, что из-за недостаточности мозговой деятельности страдают поведение, ловкость движений, усидчивость и даже физическое здоровье, не говоря уже о внимании и памяти. Поэтому главное – не упустить момент: мозг пластичен до 12 лет, и в этот период изъяны легко поправимы.

Как известно, психика развивается в деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать ребенку условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков умелости руки. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решаются сразу две задачи: косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, и идет подготовка к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Предварительная работа: анкетирование родителей детей подготовительной группы и обработка данных, определение и согласование времени работы кружка, изучение современных форм работы с детьми.

Содержание работы по проекту.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1. «Графика – вид изобразительного искусства»

Цель: познакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой, объяснить, чем отличается от живописи, формировать умение вести диалог.

Занятие 2. «Художник – иллюстратор Е. Чарушин»

Цель: познакомить детей со штрихом на примере иллюстраций Е. Чарушина, воспитывать эстетический вкус.

Занятие 3. «Путешествие в страну Графо»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение.

Занятие 4. «Трава под дождем»

Цель: учить детей выполнять прямые штрихи с разным нажимом, обогащать представления детей о природе,развивать мелкую моторику руки, воспитывать аккуратность.

НОЯБРЬ

Занятие 1 -2. «Узоры»

Цель: учить выполнять штрихи в чередовании – длинные - короткие, развивать воображение, мелкую моторику руки, воспитывать бережное отношение к материалам.

Занятие 3. «Далеко - близко»

Цель: учить выполнять паузы и просветы между штрихами, развивать память, воображение, мелкую моторику руки.

Занятие 4. «Заборчики»

Цель: учить выполнять изменяющиеся паузы - просветы, развивать память, воображение.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1. «Сосульки»

Цель: учить выполнять штрихи с постепенным удлинением и укорачиванием, развивать творческие способности.

Занятие 2 – 3. «Ветер»

Цель: учить выполнять меняющиеся наклоны штриха, развивать мелкую моторику руки, воспитывать аккуратность.

Занятие 4. «Море. Волна» (коллективная работа)

Цель: учить выполнять волнообразный штрих-зигзаг, продолжать учить координировать свои действия с партнерами.

ЯНВАРЬ

Занятие 1. «Шерсть»

Цель: учить выполнять штрихи в несколько рядов, развивать творческие способности, воображение, обогащать представления детей о животных.

Занятие 2. «Змея»

Цель: учить выполнять штрихи, двигаясь по кругу, развивать воображение, обогащать представления детей о разных видах пресмыкающихся.

Занятие 3 – 4. «Цветы»

Цель: продолжать учить выполнять штрихи, идущие от центра и по кругу, формировать умение задумывать тему работы и реализовывать ее.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1. «Кайма для коврика»

Цель: познакомить с законом «композиции», развивать творческие способности, воображение, воспитывать аккуратность.

Занятие 2-3. «Птичка»

Цель: закреплять умение применять закон «композиции», учить использовать в работе разные виды штрихов, развивать образное мышление, воображение.

Занятие 4. «Кайма и птички» (работы на выставку)

Цель: учить составлять композиции, развивать умение вести диалог, координировать свои действия с действиями товарища, воспитывать аккуратность.

МАРТ

Занятие 1. Игра – загадка «Чьи это глаза? Чьи это уши?»

Цель: учить детей рисовать элементы глаза, учить рисовать уши животных, используя разные виды штрихов, развивать воображение, обогащать знания детей о животном мире.

Занятие 2. Игра – загадка «Чьи это уши? Чей это нос? Чей это хвост?»

Цель: учить использовать разные виды штрихов при выполнении работы, развивать воображение, обогащать знания детей о животном мире.

Занятие 3. Игра - загадка «Кого я нарисовал»

Цель: познакомить детей с законом «равновесия и контраста», развивать творческие способности, воображение.

Занятие 4. «Кто гуляет на лугу» (коллективная работа)

Цель: учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности детей.

АПРЕЛЬ

Занятие 1-2. «Подарки»

Цель: учить задумывать тему работы и реализовывать ее, воспитывать желание радовать окружающих, аккуратность, бережное отношение к материалам.

Занятие 3-4. «Сказка для малышей»

Цель: учить задумывать тему работы и реализовывать ее, воспитывать желание радовать окружающих.

Презентация проекта : выставка «В стране Графо» в детском саду, презентация выставки для детей других групп, родителей.

Предполагаемые результаты.

В ходе решения проектных задач у детей могут быть сформированы следующие способности:

• Целеполагать (ставить и удерживать цели)

• Планировать (составлять план своей деятельности)

• Позитивно воспринимать и эмоционально откликаться на окружающий мир

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать, вести диалог)

• Творчески изображать предметы с помощью штриха

• Использовать в работе различные материалы

• Готовность руки к письму

Список используемой литературы.

1. В. А. Грек «Рисую штрихом», Минск,Скарына Страниц,1992г.

2. Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», Москва, «ТЦ Сфера»,2011г.

3. Т. И. Бобкова, В. Б. Красносельская «Художественное развитие детей 6-7 лет»,Москва, «ТЦ Сфера»,2014г.

4. Н. Алексеевская «Карандашик озорной», Москва «Лист»,1999г.

5. Материалы Интренет

Публикации по теме:

Проект «Подарки осени»Проект «Подарки осени» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Подарки осени». 2. Руководитель проекта: воспитатель младшей группы Царёва Татьяна Ивановна. 3.

Педсовет «Компьютер и детство». Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ ЦЕЛЬ:Повышение ИКТ-компетентности педагогов, через активное использование информационно-коммуникативных технологий и цифровых образовательных.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Проект работы кружка «В стране Графо» по развитию мелкой моторики руки и подготовки детей к школе
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 10:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

15 декабря. Международный день чая

Те, кто придумал Международный день чая, обладали изрядным чувством юмора, установив его на день «бостонского чаепития» – бунта американских колонистов против английской метрополии. Когда они побросали...

Проект «Солнышко»
Проект "Солнышко". СВЕТИТ СОЛНЫШКО ( муз. А. Ермолова, сл. В. Орлова) День открылся на заре Золотистым ключиком, Чтоб досталось на Земле Каждому по...
Фотоотчёт о конкурсе поделок из бросового материала «Отходам вторую жизнь»
НЕДАЛЁКОЕ БУДУЩЕЕ Человек идет скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису. Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах....
Дидактическая игра-лото по нравственно -патриотическому воспитанию детей...
Дидактическая игра – лото по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Достопримечательности Кургана»....