Эльмира Казакова
Проект работы учителя-логопеда с родителями «Ступеньки к чистой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ступеньки к чистой речи"
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста т. к. статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.
Публикация «Проект работы учителя-логопеда с родителями „Ступеньки к чистой речи“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известно, что родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. В связи с этим возникает необходимость взаимодействия логопеда, воспитателя и родителя. Тесное сотрудничество с семьёй является важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей.
Специфика логопункта состоит в том, что дети посещают занятия только 2-3 раза в неделю, преимущество имеют дети старших и подготовительных групп, средние и младшие группы остаются без специализированной помощи, поэтому помощь родителей в постановке и автоматизации звуков крайне важна. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Сотрудничество с родителями является одним из пунктов федеральных государственных требований к программе детского сада. В связи с этим, данный вид работы является частью мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.
Проблемно – ориентировочный анализ
Ежегодно в ДОУ проводится стартовая логопедическая диагностика с целью выявления детей, имеющих речевые нарушения.
В сентябре 2011 года было проведено первичное обследование речевого развития детей 4-5 лет. В диагностике приняли участие 28 детей.
Мониторинг звукопроизношения, фонематического слуха, лексического и грамматического строя, а так же связной речи показал следующие результаты:
У детей средней группы присутствовали нарушения двух-трех групп звуков, у детей с ОНР – пяти групп звуков, недоразвитие фонематического восприятия, низкий уровень словарного запаса.
Опрос родителей определил важнейшие направления в работе
педагога с семьей:
- организация совместных занятий детей и родителей
- использование интерактивных средств, направленных на повышение педагогической грамотности родителей.
Поэтому было принято решение в рамках реализации проекта «Ступеньки к чистой речи» организовать клуб «Речевичок»:
Цель проекта:
Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями.
Задачи: 1. Познакомить родителей с играми на формирование звуковой культуры речи, лексического и грамматического строя.
2. Тренировать фонематический слух у детей, расширять словарный запас.
3. Развивать зрительно-пространственную координацию, артикуляционную моторику, сенсомоторные процессы, внимание, мышление, память.
6. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.
7. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
8. Активизировать педагогический потенциал родителей.
Предполагаемые результаты
- Улучшение качества речи детей средней группы;
- Активное участие родителей в коррекционно-педагогической работе.
Возможные риски и пути их преодоления
Заболеваемость детей, психоневрологические
проблемы развития (Проведение профилактических мероприятий (закаливание, дыхательная гимнастика, консультация психоневролога с последующим лечением)
Низкий уровень развития ребенка (Индивидуальная работа, взаимодействие с психологом)
Низкая активность родителей в помощи реализации проекта (Максимальная мотивация: распространение информации о значимости занятий, последствия нарушений устной речи для школьного обучения)
Планирование работы по реализации проекта
Подготовительный этап
1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
2. Изучение начального уровня речевого развития;
3. Разработка системы совместных логопедических занятий с родителями, направленных на профилактику и коррекцию речевых нарушений, а также развитию речевых функций;
4. Подготовка материалов и оборудования;
5. Планирование взаимодействия с родителями:
- реклама занятий в клубе «Речевичок»;
- индивидуальные консультации по результатам логопедической диагностики;
Познавательно - развивающий этап
Проведение совместных занятий один раз в месяц, родители являются их равноправными участниками. Занятия включают следующие элементы, которым обучаются родители:
- логопедическую гимнастику (комплекс упражнений, готовящих речевые органы к постановке звуков);
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- гимнастике для глаз и для дыхания
- упражнения на развитие общей моторики;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- дидактические игры, направленные на развитие грамматических категорий;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения; - элементы массажа, самомассажа.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Занятия строятся на основе сюжета сказки или лексической темы, родители в процессе занятия находятся рядом с ребенком, помогают ему, что позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу и побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе.
Далее родителям предлагаются различные информационные материалы и выставки логопедических пособий в группе.
Результат: Результаты итоговой логопедической диагностики детей средней группы, которые занимались с родителями на совместных занятиях, показали улучшение качества речи на 25%, особенно улучшение прослеживалось в звуковой стороне речи.