ЕЛЕНА КАЛУЦКИХ
Проект «Радужный мир детства»
Паспорт проекта
Тип проекта :
По доминирующему методу: познавательно - исследователь-ский.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный, двухнедельный.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Предмет проекта : развитие эстетического восприятия окру-жающего мира.
Сроки реализации проекта : с 6 апреля по 17 апреля.
Актуальность темы.
Публикация «Проект „Радужный мир детства“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Разноцветное коромысло над лугом повисло» (радуга) .
Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.
Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими как радуга.
Однажды, когда мы с ребятами гуляли на улице, мы увидели на небе радугу. Она была такая красивая. Они спросили у меня: Откуда все-таки берется радуга? Сколько в ней цветов? И могут ли быть другие цвета? Я посоветовала им провести исследование и все узнать самим.
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай по-пробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений и исследований позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзыв-чивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
Цель: Расширить и уточнить знания детей о таком природном явлении как радуга, как она выглядит и откуда появляется.
Задачи проекта :
Образовательные: -закрепить знание основных семи цветов радуги;
-формировать навыки исследовательской деятельности;
- объяснить детям как образуется радуга, почему имеет форму дуги, почему разноцветная и может ли человек сам получить радугу и как?
- использовать интегрированный подход в экологическом воспитании до-школьников через различные виды деятельности.
Развивающие: -развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, харак-терными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы;
-повышать любознательность детей.
Воспитательные: -воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, учить видеть красоту природы;
- вызвать эмоциональный отклик у детей по теме.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художе-ственно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – ком-муникативное развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемый результат:
Для детей: Приобретут новые знания и умения, ориентированные на развитие познавательных способностей;
Научатся проводить опыты и эксперименты для получения радуги;
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагогов: обобщение педагогического опыта; повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.
Продукт проекта : фото и видео материалы, описание опытов.
Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Участие специалистов в реализации проекта : организу-ет образовательные деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Этапы проведения проекта :
1 этап : Вводный.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Анкетирование детей и родителей.
2 этап: Подготовительный.
Подготовка материалов: стихотворения про радугу, картины и иллюстрации с изображением радуги. Разработка конспектов, создание развивающей среды.
Придумать сказку про радугу, включить в этот процесс родителей.
3 этап: Основной.
Выполнение проекта : проведение ОД, опытов, бесед, дидактических и по-движных игр, чтение художественной литературы.
Беседы по прочтенным произведениям и рассказам воспитателя, сочиняем собственный небольшой рассказ.
Рассматриваем картины и иллюстраций с изображением радуги.
Разгадывание и сочинение загадок про радугу.
4 этап: Заключительный.
Итоговая интегрированная ОД «Разноцветная дуга — это радуга».
Составление портфолио проекта.
Развлечение «Радуга – дуга».
План реализации проекта.
Направления Содержание деятельности Срок испол-нения
Работа с детьми Анкетирование детей.
6 апреля
понедельник
Сотрудничество с родителями Анкетирование родителей 6 апреля
Работа с детьми Рассматриваем картины и иллю-страций с изображением радуги.
Беседа "Откуда берется радуга? "
Чтение художественной литературы: С. Маршак "Радуга- дуга".
Дидактическая игра: "Собери раду-гу". 7 апреля
вторник
Сотрудничество с родителями Придумать сказку про радугу с детьми. 7 апреля
Работа с детьми Разгадывание и сочинение загадок про радугу.
Подвижные игры:" Кто быстрее", «Радуга, появись! Радуга, покажись!
ОД «Художественно – эстетическое развитие»(рисование) "Радуга- мост в сказочную страну". 8 апреля
среда
Работа с детьми Практическая часть
Эксперимент 1: Что такое радуга? – смешение цветов.
Эксперимент 2: Радужная пленка.
Эксперимент 3: Радуга появись.
Эксперимент 4: Радуга в пузырях.
Эксперимент 5: Радуга на диске. 9 апреля
четверг
Сотрудничество с родителями Изготовление наглядного материала для детей по теме: «Что у нас какого цвета?». 9 апреля
Работа с детьми Чтение художественной литературы: Н. Комовская "Радуга", Е. Благинина
Беседы по прочтенным произведе-ниям и рассказам, сочиняем соб-ственный небольшой рассказ.
Слушание веселой музыки, свобод-ная пляска детей. 10 апреля
пятница
Работа с детьми Красный день.
Дети в красной одежде с атрибута-ми собираются в музыкальном зале их встречает Красная шапочка.
Исполняется песня «Какого цвета лето?», движения по показу Красной Шапочки.
Красная Шапочка рисует на моль-берте красный цвет радуги.
Выставка красных предметов. 13 апреля
понедельник
Работа с детьми Оранжевый-жёлтый день.
В музыкальном зале детей встречает Апельсинка.
Звучит «Оранжевая песня» дети с Апельсинкой танцуют.
Апельсинка рисует на мольберте оранжевый и жёлтый цвета радуги.
Выставка оранжево – желтых пред-метов. 14 апреля
вторник
Работа с детьми Зелёный день.
Во время утреннего приёма в группе появляется Лягушка.
Танец «Буги-Вуги».
Лягушка рисует зеленый цвет на ра-дуге.
Выставка зеленых предметов. 15 апреля
среда
Работа с детьми Сине-голубой день.
Все дети собираются в музыкальном зале.
Под весёлую музыку вбегает коло-кольчик.
Танец «На полянке», дети выполня-ют движения по показу Колокольчи-ка.
Колокольчик рисует голубую, а за-тем синюю полосы в радуге.
Выставка сине – голубых предметов. 16 апреля
четверг
Работа с детьми Фиолетовый день.
В группу прибегает клякса.
Клякса рисует фиолетовый цвет.
Выставка фиолетовых предметов.
Дети вместе с героями исполняют песенки, разученные на радужной неделе : «Оранжевая песня», «Како-го цвета лето», танец «Буги-Вуги». 17 апреля
пятница
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. Большая энциклопедия дошкольника, М. : Махаон, 2004г.
2. Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум. - изд. -во «АСТ» - 1997.
3. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, М. : Педа-гогическое общество России, 2005г.
4. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду Самара : учебная литература, 2004г.
5. «Радуга цвета» : Известное и непознанное Сычева М. А. 2005г. Изд. Баро-Пресс.
6."Волшебная радуга" Е. Пермяк 2008г. Изд. Эксмо
интрнет- ресурсы:
https://allforchildren.ru/why/whatis32.php
https://moikompas.ru/compas/cvetoterapia
https://nnm.ru/blogs/horror1017/pro_radugu/.
Материально – техническое:
- подборка консультативного материала для родителей;
- разработка проекта, конспектов занятий, игр, опытов;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- оформление предметно-развивающей среды по теме «Радужный мир детства».