Марина Балабина
Проект «Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их
профилактика».
Автор проекта : Балабина Марина Васильевна
Воспитатель: МКДОУ д/с №411 г. Новосибирска
Краткая аннотация проекта
Проект посвящен выявлению предпосылок речевых нарушений и их профилактике у детей раннего возраста в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Данная проблема является одной из самых актуальных в отечественной дошкольной педагогике. Раннее выявление и профилактика причин, вызывающих речевые нарушения, способно предупредить появление также вторичных отклонений в развитии. Поэтому превентивное логопедическое воздействие представляется перспективным направлением логопедии.
Публикация «Проект „Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика“» размещена в разделах
Проект предполагает разработку и внедрение учебно-методических материалов в образовательную область «Речевое развитие» при выявлении предпосылок речевых нарушений и их профилактике. Результаты проекта могут быть использованы воспитателями ДОУ, логопедами, родителями.
Доминирующая в проекте деятельность - практико – ориентированная.
Предметно - содержательная область - межпредметный проект (логопед, воспитатели).
Характер координации проекта – неявный.
Характер контактов - среди работников ДОУ, родителей, детей.
Продолжительность проекта - долгосрочный.
Обоснование проблемы
Одно из важнейших направлений работы воспитателя - развитие речи. Ее необходимо развивать как средство общения и познания окружающего мира. Это обеспечивает своевременное и полноценное психическое развитие ребенка. Актуальность проекта связана с тем, что растет количество детей с нарушениями речи. В тоже время в условиях ДОУ общеразвивающего вида отсутствуют условия для оказания помощи всем нуждающимся.
У трехлетних детей имеет место задержка темпа речевого развития или дефект, связанный с различными патологиями. Однако в этом возрасте речевые нарушения сложно диагностировать. Поэтому важным является целенаправленное и систематическое наблюдение за речевой деятельностью ребенка, которое может выявить предпосылки речевых нарушений. В процессе обучения необходимо создавать условия, при которых дети могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к окружающим. Это диктует создание образовательного пространства, в котором применяются наиболее современные, в том числе информационные, технологии.
Такая обучающая и воспитывающая деятельность открывает новые возможности формирования положительной мотивации, максимального учета индивидуальных образовательных потребностей детей, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения занятий по речевому развитию.
Наименование проекта : «Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика».
Нормативная база разработки проекта :
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основная цель проекта - Разработка системы учебно-методических материалов для профилактики речевых нарушений детей раннего возраста.
Задачи проекта :
-Изучение теоретической и практико-ориентированной литературы по проблеме;
- Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
- Разработка методических материалов по профилактике речевых нарушений в обучающем и воспитательном процессах;
- Подготовка методических рекомендаций для педагогов и родителей ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Создание системы работы по профилактике речевых нарушений детей раннего возраста в ходе освоения образовательной области «Развитие речи»;
- Создание банка методических разработок, сценариев для проведения занятий по речевому развитию с применением современных технологий;
- Улучшение показателей речевого статуса детей раннего возраста;
-Создание системы сотрудничества с родителями.
Стратегия реализации проекта : использование ресурсной базы ДОУ, участие педагогов ДОУ в проекте; привлечение к проекту родителей.
Механизм реализации проекта включает в себя систематическое комплексное создание и внедрение УМК по ранней профилактике речевых нарушений в ходе обучающей деятельности в образовательной области «Развитие речи» и налаживанием партнерских отношений с родителями.
Формы и методы профилактической работы с детьми раннего возраста для реализации проекта.
Методы работы ориентируются на общепедагогические теории, подходы, методы, технологии наравне со специальными в рамках теории развивающего обучения. Методы воспитания и обучения - это способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной и образовательной цели.
Средства воспитания и обучения - система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
К средствам обучения и воспитания относятся:
1. Средства материальной культуры - игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и другие.
2. Средства духовной культуры - книги, предметы искусства, речь.
3. Явления и объекты окружающего мира - явления природы, растительный и животный мир.
Форма обучения и воспитания - внешнее выражение образовательного процесса. Формы воспитания и обучения делятся: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Одно из ведущих направлений педагогической деятельности - целенаправленное развитие речи младших дошкольников. Превентивное логопедическое воздействие определяют, как особое направление в логопедии последних лет (Е. Ф. Архипова).
Процесс обучения в детском саду - целенаправленный и организованный процесс, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, в определенных формах его организации, с использованием специальных методов и приемов.
Используя словесные методы, воспитатель формирует умение ребенка вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Он может задать вопрос, как ребенок понял сказанное, попросить повторить слово или несложное предложение. Тем самым развивается подражательная деятельность, обогащается словарь и уточняются лексические и грамматические значения слов. Все это, в конечном счете, приводит к развитию умения пользоваться речевыми средствами в общении.
В группах детей раннего возраста могут быть безречевые дети. Занятия проводятся небольшими подгруппами по 2-3 человека. Чтобы повысить мотивацию, занятия проводятся в игровой форме.
Наглядные методы предполагают рассматривание иллюстраций, демонстрацию предметов, о которых речь шла на занятиях. В настоящее время огромное поле деятельности в применении наглядных методов представляет использование информационно - коммуникационных технологий. Они позволяют расширить возможности комплексного применения всех методов. Совместный просмотр и обсуждение мультфильмов или презентаций может сопровождаться многократным и ненавязчивым повторением звуков, слов, предложений, запланированных на занятиях. Кроме того, лепка и рисование по использованным сюжетам способствуют развитию мелкой моторики.
Практические методы позволяют организовать неоднократное повторение речевых заданий. Игровой метод стимулирует моделирование различных ситуаций, в которых ребенок совершенствует свою речь. Таким образом, вся работа по развитию речи должна служить целям профилактики речевых нарушений.
В общеобразовательном детском дошкольном учреждении ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. Причем в каждой возрастной группе реализуется своя ведущая задача по развитию речи, которая отражает один из аспектов развития связной речи. Так, в первой младшей группе - это развитие разговорной речи: умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли посредством языка.
Во второй младшей группе ведущей задачей становится развитие разговорной речи на основе содержания литературных текстов, рассматривания картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить детей с правилами речевого этикета - формами вежливого общения. В связи с этим изменяются условия общения. В первой младшей группе воспитатель общается с двухлетним ребенком индивидуально. Во второй младшей группе воспитатель переходит к общению с коллективом детей. Такое общение требует воспитания у ребенка умения выслушивать других, не перебивая, чтобы высказаться. Все это предполагает совершенствование связной речи детей в каждой возрастной группе, посредством системы постепенно усложняющихся задач.
Все стороны работы по развитию речи, которая проводится с детьми раннего возраста, как на занятиях, так и вне их, объединяется целевой направленностью на решение основной задачи - развитие связной речи. Поэтому все методы по формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, обогащению словаря должны оказывать влияние на развитие связной речи, на умение строить связное высказывание.
Вторая задача по развитию речи - пополнение словаря детей. Деятельность педагога в этом направлении предполагает решение нескольких задач:
- обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;
- освоение семантической стороны слова на уровне понятия;
- развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.
Методика словарной работы с детьми строится в соответствии с принципом системности, который предполагает восприятие и познание предмета как целостной системы во взаимосвязи его свойств и качеств. В этом случае также используются наглядные методы (ребенок должен видеть предмет, которым обозначается слово) и практические (многократное повторение слова в игре, упражнениях, в ходе режимных моментов).
Организационная форма занятий. Дети младшей дошкольной группы имеют разный опыт и практику общения. Не все сразу идут на контакт с педагогом и другими детьми, не все одинаково понимают обращенную к ним речь. Поэтому занятия проводятся как с группой, так с подгруппами и индивидуально.
Индивидуальные занятия позволяют реализовать ребенку собственную траекторию развития. Он может преодолеть речевые недостатки в обстановке, которая является для него психологически комфортной. Воспитателю индивидуальные занятия дают возможность фиксировать достижения ребенка и намечать ближайшую зону развития.
В подгрупповых можно объединять детей примерно с одинаковым уровнем речевого развития. На фронтальных занятиях организуется совместная деятельность, которая способствует речевому развитию детей посредством общения.
Дошкольная педагогика обладает необходимым инструментарием для развития речи и профилактики речевых нарушений. Современная дошкольная педагогика является педагогикой развития. Она использует различные формы и методы обучения и воспитания. Прежде всего, это общедидактические методы: словесные, наглядные, практические. Они адаптированы как для общеразвивающей деятельности, так и специально к речевому развитию ребенка. Методы обучения и воспитания направлены на развитие связной речи ребенка, формирование пассивного и активного словаря, способствуют его общению со сверстниками и взрослыми.
Формы реализации проекта :
- Занятия по речевому развитию (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
- Чтение художественной литературы, рекомендованной для образовательной области «Развитие речи»;
- Организация инсценировок - драматизаций по произведениям детской литературы и лексическим темам;
- Беседы об окружающем мире со стимуляцией речевого общения;
- Игры, стимулирующие звукопроизношение.
В ходе проведения занятий предполагается проводить систематический мониторинг результатов наблюдений за достижениями детей в развитии речевых навыков.
Зарождение потребности в изменениях:
Выявление и изучение проблемы;
Изучение инновационных технологий в диагностике и профилактике речевых нарушений.
Разработка проекта :
Анализ условий для осуществления проекта; составление плана реализации проекта;
Оформление проекта в рабочий документ.
Реализация проекта :
Организация занятий по профилактике речевых нарушений с применением инновационных технологий;
Мониторинг обучающей деятельности по профилактике речевых нарушений; консультации с педагогами ДОУ и родителями.
Освоение проекта :
Создание банка учебно – методических и консультационных материалов; Анализ работы по профилактике речевых нарушений; анализ деятельности.
Подведение итогов проекта :
Анализ динамики уровня речевого развития детей раннего возраста;
Анализ повышения компетентности педагогов и родителей в профилактике речевых нарушений;
Принятие решения о внедрении системы ранней профилактики речевых нарушений.
Риски в реализации проекта : незаинтересованность педагогов ДОУ в сотрудничестве по реализации проекта; недостаточный уровень компетентности родителей для деятельного и эффективного участия в профилактике речевых нарушений детей.
Направления работы по профилактике речевых нарушений :
- работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
- формирование лексико-грамматических категорий наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование.
- развитие связной речи: пересказ текста с опорой на наглядность.
- формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.
- коррекционно-оздоровительное: использование игр для развития мелкой моторики рук.
Знания:
- содержания основных этапов онтогенеза психофизического развития ребенка;
- возрастной динамики становления речеязыкового механизма ребенка;
- этиопатогенеза;
- слухоречевых расстройств.
Методическая подготовка:
- Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее
методическому обеспечению;
-способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности.
Умения и навыки:
- умения в области исследовательской деятельности;
- умение использовать современные инновационные технологии;
- умение проектировать педагогический процесс.
Модель системы повышения компетентности педагога в области профилактики речевого развития детей раннего возраста.
Фронтальные:
- Курсы повышения квалификации
- Педагогические советы;
- Семинары;
- Консультации;
- Смотры-конкурсы;
- Деловые игры;
- Тренинги;
- Открытые занятия;
Подгрупповые:
- Методическое объединение воспитателей;
- Школа молодого педагога;
- Аттестационная комиссия;
- Обмен опытом.
Индивидуальные:
- Обучение в учебных заведениях;
- Аттестация;
- Обобщение опыта работы;
- Самообразование;
- Выступления на конференциях;
- Разработка коллективных и индивидуальных проектов.
Продукт проекта :
Создание банка учебно - методических материалов для проведения занятий в области «Речевое развитие».
Родительское собрание по проблеме речевых нарушений.
Публикации по проблеме «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста».
Выступление на педагогической конференции района.
Улучшение показателей речевого развития детей.