МААМ-картинки

Проект «Растим патриотов России»

елена назарова
Проект «Растим патриотов России»

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет,

Россию любить и знать

Как важно не опоздать…

Уважаемые коллеги!

Сегодня вашему вниманию представлен проект «Растим патриотов России».

Проект – познавательно – творческий, долгосрочный, групповой.

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Растим патриотов России“» размещена в разделах

Выбранная тема очень актуальна, ведь в последние годы идет переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования в стране призвана обеспечить прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию России. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. К сожалению, молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. Но известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма у дошкольников, как систематической и целенаправленной деятельности, которая способствует формированию чувства любви и преданности своему Отечеству, уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.

Важное место в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников должны занимать события Великой Отечественной Войны и те люди, которые завоевали Великую Победу. Это связано прежде всего с тем, что общество и подрастающее поколение, обязаны еще при жизни ветеранов войны воздать им дань уважения и благодарности за жизнь нынешних россиян.

В организации и проведения работы по патриотическому и гражданскому воспитанию дошкольников важно учитывать, что Россия – это огромная, многонациональная страна, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию у детей дошкольного возраста национальной толерантности и терпимости.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на развитие личности ребенка – дошкольника как патриота и гражданина своей страны, своей малой Родины, как носителя национальной культуры, которое возможно при знакомстве с историей, традициями, обычаями своего народа, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, дошкольники лучше узнают самих себя, свои живительные корни. Это позволяет разумнее строить свою жизнь и окружающий мир вокруг себя.

Для того, чтобы достичь оптимальных результатов по нравственно – патриотическому и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста необходима целенаправленная деятельность, ориентированная на системный и комплексный подход, охватывающий все стороны формирования личности и общей культуры маленьких граждан нашей страны.

Цель данного проекта :

Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию всех видов деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать и обогащать знания детей о своей стране, истории, традициях и обычаях народов, населяющих ее территорию;

- учить отражать во всех видах деятельности свое отношение к окружающему миру.

Развивающие:

- развивать познавательную активность и речевую культуру, творческие, интеллектуальные и физические способности дошкольников;

- культивировать патриотическую, гражданскую позицию по отношению к окружающей действительности.

Воспитательные:

- воспитывать у дошкольников чувства любви и сопричастности к своей Родине, родному краю, городу, в котором они живут;

- воспитывать ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;

- пропагандировать необходимость нравственно – патриотического, гражданского воспитания в семье.

Данные задачи решаются с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, то есть при интеграции всех образовательных областей и через систематическую и планомерную работу во всех видах деятельности.

Предполагаемые итоги реализации данного проекта /гипотеза/

Мы предположили, что формирование нравственно – патриотических качеств, гражданственности у дошкольников будет более эффективно, если дети будут выступать активными участниками образовательного процесса и отражать собственный опыт и впечатления об окружающем мире, своей стране, родном крае через интеграцию всех видов деятельности.

Осуществление проекта предполагает четыре этапа.

Первый этап – организационный

Разработка проекта :

- определение проблемы;

- постановка цели и задач;

- подбор методической, дидактической, художественной литературы, практического материала;

- составление перспективного, тематического планов работы.

Второй этап – исследовательский

- выполнение проекта.

Третий этап – аналитический

- анализ поставленной цели;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов;

- составление рекомендаций.

Четвертый этап - презентационный

- познавательная, практическая значимость проекта, т. е. распространение данного опыта работы среди коллег.

При разработки и реализации проекта были задействованы следующие педагогические принципы:

• Принцип развития (отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности дошкольников).

• Принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы)

• Принцип природосообразности (свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям)

• Принцип доступности (предусматривает осуществление деятельности с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей).

• Принцип системности (достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной, развивающей, воспитательной и оздоровительной направленности с соответствующим содержанием)

• Принцип последовательности (заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательно-творческой деятельности).

Принцип наглядности (заключается в использование дидактического, методического, практического материалов, в систематическом применение средств ИКТ и ТСО).

Работа по нравственно – патриотическому и гражданскому воспитанию, в рамках данного проекта, проводилась в пяти направлениях:

Познавательное развитие – историко-культурное развитие дошкольников в процессе знакомства с символикой, гербом и флагом России и Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями нашей страны и родного края; оно осуществлялось в процессе проведения ознакомительных НООД, затем комплексных, заканчивающихся продуктивной деятельностью, в ходе наблюдений и экскурсий.

Речевое развитие – речевое образование детей дошкольного возраста проходило в процессе ознакомления с нашей страной и республикой, историческими достопримечательностями, названиями городов и улиц, символикой России и Мордовии. Осуществлялось в процессе проведения НООД, в свободной и совместной деятельности дошкольников и взрослых, используя при этом проведение бесед, рассказов, произведений художественной и поэтической литературы.

Социально – коммуникативное развитие проходило через формирования личности дошкольника как гражданина и патриота своей Отчизны, создателя культурных ценностей и традиций русского и мордовского народов.

Художественно - эстетическое развитие – осуществлялось на материале произведений художников и композиторов России и Мордовии, всех видов декоративно-прикладного и изобразительного искусств.

Физическое развитие осуществлялось через формирование ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и использование нравственно - патриотической и гражданской тематике в игровой деятельности дошкольников.

Формы и методы реализации проекта

Познавательное развитие. При ознакомлении детей с родной страной, традициями, обычаями народов, населяющих ее территорию, мы создали благоприятные условия, при которых у дошкольников расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, любовь к природе родного края, решаются задачи нравственно – патриотического и гражданского воспитания. В процессе целенаправленной и систематической работы по патриотическому и нравственному воспитанию, дети приобретают достаточно необходимый уровень знаний и умений через НООД по формированию целостной картины мира и коммуникации. Был разработан цикл конспектов НООД:

- «Защитники земли русской»;

- «Город, в котором мы живем»;

- «Великая наша Россия»;

- «С чего начинается Родина?»

и другие, которые имеют цель дать дошкольникам конкретное представление о родной стране на основе непосредственного восприятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей.

Речевое развитие. В своей педагогической практике по речевому развитию, наряду с традиционными, стараемся как можно больше использовать современные формы и методы воспитательной работы с детьми: викторины, аукционы, турниры знатоков, литературные гостиные, «часы общения» с применением ИКТ. Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важными средствами воспитания детей дошкольного возраста. Русская и мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию. Художественная литература и фольклор - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников, несут в себе черты народных традиций, а также содержат много информации о родной стране, крае, где мы живем, верованиях, культуре русского и мордовского народов. В рамках данного проекта, созданы картотеки по устному народному творчеству.

Социально – коммуникативное развитие. Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально значимым условиям формирования личности достойного гражданина, создателя культурных ценностей и традиций русского и мордовского народов является организация взаимодействия детского сада с учреждениями культуры. Для нравственно – патриотического и гражданского воспитания детей нами широко используется возможности музейной педагогики. В рамках педагогического проекта, посетили с дошкольниками Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 г. г., была проведена экскурсия в Мордовский республиканский краеведческий музей им. И. Д. Воронина. Библиотека им. С. Я. Маршака находиться недалеко от нашего образовательного учреждения, и поэтому мы уже несколько лет активно с ними сотрудничаем. На базе библиотеки проводились выставки книг русских и мордовских писателей и поэтов, литературные часы, викторины, часы поэзии, знакомство с новыми периодическими изданиями. Посещения библиотеки проходят один раз в месяц. Все эти занятия способствуют расширению кругозора детей, привитию любви к литературе, развитию творческих способностей.

Художественно – эстетическое развитие. Русское и мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является важнейшим источником формирования духовной сферы личности. В связи с этим знакомим детей с характерными особенностями различных видов росписей, их элементами, сочетаниями, композицией и цветосочетанием. Рассматривая иллюстрации в книге «Русский народный костюм» познакомили дошкольников с узорами, цветами, расположением, с богатством, вариацией русской народной одежды, классическими возможностями и своеобразием манер ношения. Большую помощь в ознакомлении с мордовским костюмом оказывает знакомство с творчеством художника Ф. В. Сычкова. Учим детей видеть и понимать содержание картин, чувствовать настроение художника. Интересно проходят занятия по ознакомлению детей с произведениями скульптора С. Д. Эрьзи. Одна из форм работы с детьми – продуктивно - творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Это позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему миру, к миру природы, воспитывать ответственность за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда. Посредством включения музыкальных произведений, оформление музыкального уголка, прослушивание песен, стихов о России и Мордовии, учим детей слушать, видеть, понимать, познавать, и любить свою культуру, традиции, чувствовать гордость за свою Родину. Проведение фольклорных праздников и развлечений стало традицией в нашем детском саду: «Фестиваль мордовской песни», «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «В гостях у бабушки Алдуньи», «Цвети мой край, Мордовия моя», «Свет мой, Родина моя!» и другие. На них обязательно приглашаются родители. Неоднократно гостями таких праздников был мордовский ансамбль «Торамо». Такие праздники проходят ярко, весело, интересно. Ансамбль дарит детям свои песни как на русском, так и на мордовском языках, прибаутки, колядки, народные игры.

Физическое развитие Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают НООД по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. При организации двигательной активности детей большое место отводится подвижным играм, спортивным упражнениям. Овладение ими имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Русские и мордовские народные игры широко использую как на НООД, так и в свободной деятельности. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают занятия по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. Фольклорные праздники стали традицией проведения их в нашем детском саду: «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «Цвети мой край» и другие. На них обязательно приглашаются родители.

Игровая деятельность. Создание предметно - развивающей среды в ДОУ, направленной на воспитание азов гражданственности и патриотизма у дошкольников – объективно решает весь комплекс образовательных, воспитательных, развивающих задач. Особое место в воспитании детей в духе народных традиций отводиться мини-музею по краеведению. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь собраны русские и мордовские народные костюмы, материалы по творчеству русских и мордовских художников, дети могут найти книги с произведениями русских и мордовских поэтов и писателей, альбомы с видами столицы нашей Родины, родного края и города. Ответить на вопросы: Как жили русские и мордва в старину? Как работали и отдыхали? Чем украшали быт? Оформлены игротеки сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр: «Народы Мордовии», «Государственные символы России», «Государственные праздники России», «Профессии», «Природно-климатические зоны Земли».

Трудовая деятельность. Огромную роль в формировании нравственных качеств дошкольника является трудовая деятельность, в которую привлекаются родители воспитанников. Каждый сезон дети и родители участвуют в «Трудовом десанте», где сажают деревья на игровом участке, подрезают кусты, убирают мусор весной и осенью. Совместно с дошкольниками и их родителями, проходят в детском саду различные конкурсы на лучшую ледяную постройку, поделку из природного материала и др.

Взаимодействие с родителями. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Эта работа осуществляется с целью создания единого образовательного пространства детского сада и семьи через следующие формы работы: родительские собрания, анкетирование, круглый стол, дни открытых дверей, фотовыставки, конкурсы поделок и т. д. Для информирования родителей, был организован стенд «Родителям на заметку», в котором прилагались консультации, уголок доверия «Вы спрашиваете, мы ответим», участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Особое место, в рамках данного проекта, занимает знакомство дошкольников с события Великой Отечественной Войны и теми людьми, которые завоевали Великую Победу. В современном мире стали забытыми события второй мировой войны. Дети не знают, какой ценой было завоевано их счастливое, беззаботное детство и мирное существование. За свободу и светлое будущее, за мирное небо в этой войне сражались люди разных национальностей, и неважно было, кто ты: русский, украинец, белорус, казах все они были одержимы одним желанием – ПОБЕДИТЬ! Поэтому, важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали значение слов «Родина», «свобода», «дружба», «Победа», «Флаг», «герб», «семья». Именно от любви к своей семье, уважения к своей малой родине, родному краю складываются основные понятия нравственно – патриотических чувств «Я – гражданин России», «Я горжусь своей страной».

Итогом реализации познавательно – творческого проекта стала выставка рисунков «Моя странаРоссия, презентация которой прошла в форме творческого вечера.

И в заключении хочется сказать, что на основе мониторинга, можно проследить, что уровень развития детей дошкольного возраста посредством формирования гражданственности и нравственно - патриотических ценностей значительно возрос. В результате проектной деятельности были получены следующие результаты:

- у детей проявляется интерес к окружающему миру, своей стране, родному краю;

- дети более активно приобщаются к истории, традициям, культуре своего народа, видят лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие;

- дошкольники отражают собственный опыт и свои впечатления об окружающем мире через интеграцию всех видов деятельности.

Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Агапова, И. А. Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Битютская, Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

5. Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе с дошкольниками // Дош. восп. ,- 2007 - № 9.

6. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.

7. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

8. Мартынова, Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты. – Волгоград: Учитель, 2012.

9. Медведева, Н. З. Инновационная образовательная модель «Начальная школа - детский сад». Программа развития, планирование занятий, ключевые дела. – Волгоград: Учитель, 2012.

10. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Мордовский республиканский институт образования. - Саранск, 2007.

11. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20 ноября 2008 года, г. Саранск / Сост. : Т. В. Самсонова и др. ; МО РМ, МРИО. -Саранск, 2009.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Растим патриотов» Доклад на тему: «Растим патриотов» (из опыта работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших.

Консультация для воспитателей «Растим патриотов» Консультация для воспитателей на тему "Растим патриотов" Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.

Образовательный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриотов» Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы.

Проект «Растим патриотов России» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Помоздинский детский сад №4 «Солнышко» Проект «Растим патриотов России» • По доминирующей.

Проект «Воспитываем маленьких патриотов» (учимся любить свой родной город). Проект средней срочности. Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Тип проекта:.

Растим патриотов. Анализ работы И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек.

Родительское собрание «Брейн-ринг» «Растим патриотов»Родительское собрание «Брейн-ринг» «Растим патриотов» Родительское собрание (Брейн-ринг). Тема: «Растим патриотов». Цель: повышение педагогической культуры родителей. Задачи: совместно с родителями.

Родительское собрание «Растим патриотов». Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей Дорогие родители! Сегодня у нас необычный день! Сегодня мы хотим показать, как изменились Ваши дети за этот учебный год! Они пришли в нашу.

Сюжетно-ролевая игра «Растим патриотов»Сюжетно-ролевая игра «Растим патриотов» Цель: Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки, пехотинцы); сформировать у них первые представления об особенностях.

Тематическое планирование месячника по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов России» МБДОУ Семьянский детский сад №7 «Белоснежка» Тематическое планирование месячника по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Растим патриотов России»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 08:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД