Алла Пономаренко
Проект «Раздельный сбор мусора»
▼ Скачать + Заказать документы
Девиз проекта
«Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки»
Пояснительная записка:
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
По числу участников – групповой.
Сроки реализации:
6 месяцев (сентябрь 2019 - март 2020 г.).
Участники проекта :
Воспитатели, дети старшей и подготовительной подгруппы, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Раздельный сбор мусора“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Вы никогда не задумывались над тем, куда попадает весь мусор? Конечно, тема не самая интересная, но проблема переработки мусора очень важна. Точнее, не самой переработки, а её отсутствия.
Если верить цифрам, всё очень плохо: переработке в Российской Федерации подвергается только 4% отходов. В России не привита культура раздельного сбора отходов. Это - один из первых и важнейших шагов к переработке отходов, без которого проблему мусора в РФ не решить! Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Проблема мусора огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники МБДОУ «Грузсчанский детский сад» не исключенье. С 10 октября 2019 года в Белгородской области запустили мусоросортировочный комплекс. Пока это единственное производство такого уровня в России. По словам кураторов проекта, завод может принимать до 250 тыс. тонн мусора в год. Мы вместе с детьми решили «запустить» свой проект по сортировке мусора.
Цель проекта :
Формирование у детей представлений о целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО, переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей.
Задачи проекта :
Способствовать формированию представления об окружающей нас среде, желания стать другом природы, беречь и охранять ее.
Способствовать знакомству детей с причинами появления мусора и вторичном использовании ТБО, а также познакомить с процессом вторичной переработки бумажного сырья.
Вовлечь родителей воспитанников в проектную деятельность.
Предполагаемый результат:
Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах.
Ожидаемый результат по проекту :
• Для детей:
Бережное отношение детей к окружающей среде и вещам, осознание важности раздельного сбора мусора.
Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
Расширение кругозора детей через чтение экологических рассказов, сказок, стихотворений, разучивание стихотворений.
• Для родителей:
Совместное чтение экологической литературы.
Привлечение к сотрудничеству в проектной деятельности.
Проект состоит из трех этапов:
1 этап - Подготовительный. (Сентябрь).
Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта. Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.
2 этап - Основной. Практический. (Октябрь - Февраль).
Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по данной теме, выбор оборудования и материалов.
3 этап - Заключительный. (Март).
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление изученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Перспективный план мероприятий в рамках реализации проекта.
№ Виды деятельности Дата проведения Участники
1. Изучение тематики и формулировка проблемы. Сентябрь Воспитатели,
родители,
дети
2. Беседа «Помогите природе». Сентябрь Воспитатели, дети
3. Экскурсии по улицам нашего села. сентябрь - октябрь Воспитатели, дети
4. «Зеленый патруль» уборка территории. Октябрь Воспитатели, дети
5. Консультация для родителей «Как и зачем нужно сортировать мусор».
Октябрь Воспитатели, родители
6. Занятие “Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!” Октябрь Воспитатели, дети
7. Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу?». Ноябрь Воспитатели, родители
8. Экологическая акция «Мой чистый двор». Ноябрь Воспитатели, родители, дети
9. Выпуск экологической газеты «Мы за раздельный мусор». Ноябрь Воспитатели, дети
10. Акция «За раздельный сбор мусора».
Декабрь Воспитатели, родители
11. Занятие «Мусор – это хорошо или плохо?». Декабрь Воспитатели, дети
12. «Это же мусор!» - изготовление поделок из бросового материала Декабрь Воспитатели,
родители, дети
13. Занятие «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!» Январь Воспитатели, дети
14. «Дети за раздельный сбор мусора!» конкурс рисунков. Январь Родители, дети
15. КВН для родителей и детей «Что мы знаем о природе и ее охране» Февраль Воспитатели, дети, родители
16. Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги» Февраль Воспитатели, дети
17. Занятие «Земля – наш общий дом и мы его спасём». Март Воспитатели, дети
18. Круглый стол «Мы природе помогаем и себя оберегаем!».
Анализ о проделанной работы Март Воспитатели, родители, дети
Интеграция образовательных областей
Образовательная область Тема Задачи
Познавательное развитие.
Беседы: «Что для природы хорошо, а что плохо»; «Мусорная фантазия».
Воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы;
формирование навыков культуры поведения в природе;
расширение представлений о том, что в природе всё взаимосвязано.
Дидактические игры: «Сортируем мусор». Настольная игра «Что из чего сделано?».
Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых отходов. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора. Развитие познавательной активности детей в процессе познания экологических проблем; развитие умений наблюдать и самостоятельно делать выводы. Закрепление умения разумно использовать различные материалы.
Практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада».
Расширение представления детей о производстве бумаги, разных ее видах и свойствах.
Пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала; развивать воображение, сообразительность; формировать бережное отношение к природным ресурсам.
Художественно-эстетическое развитие, развитие речи.
Чтение экологических сказок («Зайчик и Медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору», «Сказка про хламище-окаянище», стихотворений (Я. Аким. «Наша планета», А. Усачев. «Мусорная фантазия», С. Михалков. «Будь человеком», разучивание стихотворений («Жили люди на планете»). Составление описательных и творческих рассказов по картинкам.
Формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире; развитие памяти, творческого воображения; воспитание чувства ответственности за свое поведение в окружающем мире; формирование коммуникативных навыков в ходе совместной речевой деятельности.
Рисование рисунков «Дети за раздельный сбор мусора!», оформление выставки, участие в конкурсе.
Воспитание бережного отношения к окружающему миру; воспитание умения работать в коллективе; развитие творческих способностей.
Социально-коммуникативное развитие.
Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты. Трудовые поручения: «Уборка группового участка». Дидактические игры: «Сортируем мусор».
Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!», Акция «За раздельный сбор мусора», Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу?».
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Результаты проектной деятельности :
Проект помог детям и родителям понять, что нельзя выбрасывать мусор бездумно. Бумагу, картон, пластмассу, стекло, жестяные предметы нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры, батарейки сдавать в пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, делать из бросового материала оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. На этом наш проект не заканчивается, в дальнейшем мы планируем участвовать с нашим проектом в конкурсе исследовательских работ.
Перспектива.
В дальнейшем планируем принять участие с этой темой в конкурсе «Я - исследователь».
О загрязнении.
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
(Л. Фадеева)
Список источников.
1. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
3. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
4. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru
https://www.maam.ru