Лучший педагог года

Проект «Разноцветная зебра»

Лариса Судеева
Проект «Разноцветная зебра»

Проблема:увеличениеагрессивности, тревожности, неврозности детей дошкольного возраста.

Обоснование проблемы:

• частое эмоциональное напряжение детей

• частая смена настроения

• быстрая утомляемость

Цель проекта : изотерапия, каксредство сохранения и укрепления нервно-психического здоровья дошкольников.

Задачипроекта :

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств.

2. Стабилизация эмоционального состояния детей.

3. Облегчение процесса коррекции.

4. Экспериментирование с ощущениями и развитие способности к их восприятию.

Публикация «Проект „Разноцветная зебра“» размещена в разделах

5. Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.

6. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций у дошкольников.

Сроки проекта : октябрь – апрель 2015 г.

Участники проекта : дети, педагог – психолог, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: дидактические игры и пособия по данной теме.

Ожидаемый результат:

• Снижение эмоциональной тревожности

• Повышение самооценки

• Развитие коммуникативных навыков

• Развитие самосознания

• Улучшение детско-родительских отношений

• Закрепление положительных поведенческих отношений

• Снижение числа тревожных и агрессивных детей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

• повышение уровня профессиональной компетентности;

• определение объема материала, который будет адресован детям;

• изучение специализированной литературы;

• изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

II этап: творческий (основной)

1. Проведение диагностического наблюдения.

2. Подбор игр и упражнений по результатам диагностики:

• изготовление дидактических игр;

• составление картотеки пальчиковой гимнастики

• подбор музыкальных произведений

• составление картотеки упражнений и игр на релаксацию детей

3. Анкетирование родителей на тему: «Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»

4. Составление плана работы с детьми и родителями по данной проблеме.

5. Проведение консультации для родителей «Изотерапия».

6. Оформление папок-раскладушек для родителей по теме проекта :

• папка-раскладушка «Изотерапия»;

• папка-раскладушка «Практические советы для родителей «Нетрадиционная техника рисования»»;

• папка-раскладушка «Рисуем без кисточки»;

7. Проведение мастер-класса для родителей «Рисование жидким тестом».

8. Проведение мастер- класса для педагогов «Пейзаж кусочком текстиля».

9. Проведение консультации «Изотерапия в образовательном процессе»

10. Проведение выставки совместного творчества детей и родителей по теме: «Разноцветная зебра»

III этап: заключительный

1. Диагностика детей;

2. Самооценка, выводы.

3. Презентация опыта

4. Публикация

Актуальность проекта :

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.

При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов.

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они, то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают.

Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня?

Для гармоничного развития личности ребенка-дошкольника, для коррекции нервно-психического состояния, основываясь на коррекционно-личностный и деятельностный подход в развитии детей, наш детский сад уже второй год применяет в работе артпедагогические технологии, частью которых является арт-терапия.

Понятие «арт-терапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества.

Арт-терапия как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализацией на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, регулятивная, профилактическая.

Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т. д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов, опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими

Теоретическое обоснование проекта «Разноцветная зебра»

Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. Но я решила более углубленно остановиться на изотерапии.

Изотерапия предоставляет наиболее яркие возможности для самовыражения детей. В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.

Детский рисунок используется в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений.

Изобразительные способы и техники должны быть нетрадиционными.

Практическая часть

Исходя из нашей проблемы, в начале года психологом была проведена диагностика эмоционального состояния детей.

Результаты диагностикии наши наблюдения показали (диаграмма 1.) :

у 28% детей наблюдалась тревожность, быстрая утомляемость, 20% -агрессивность; 52%-спокойствие.

Для коррекции эмоционально-волевой сферы детей нами был разработан цикл изотерапевтических техник.

Составлен план работы с детьми по нетрадиционной технике рисования. В средней группе можно использовать следующие изобразительные техники:

1. Оттиск поролоном.

2. Оттиск печатками из ластика, пробок, яблоко, пальчиками, ватными палочками.

3. Восковые мелки + акварель.

4. Свеча +акварель.

5. Рисование мятой бумагой.

6. Рисование ладошкой.

7. Монотипия предметная.

8. Камкание бумаги (скатывание).

9. Ниткопись.

10. Набрызг.

11. Рисование сыпучими материалами и продуктами (соль, манка, пшено, песок).

12. Граттаж.

13. Эбру (рисование на воде).

14. Рисование с кусочком текстиля (ткани).

Также в комплексе работы с детьми применялась игровая терапия, музыкотерапия, релаксация, пескотерапия, которые позволяют детям выплескивать свою агрессию и расслабиться.

Помимо работы с детьми, также велась работа и с участниками процесса: с родителями и педагогами. Для родителей проводились консультации (приложение 2, изготовлены папки-раскладушки, родительницей Жариновой Е. А. проведен мастер-класс в технике «Эбру-рисование на воде» в домашних условиях, что рекомендуется гиперактивным детям. Для родителей мной проведен мастер-класс «Рисование жидким тестом». Для педагогов был проведен мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Рисование с кусочком текстиля (ткани)», консультация «Изотерапия в образовательном процессе».

Вывод в результате арт-терапевтической работы у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее.

Проведенная нами работа дала положительный результат. К концу года настроение детей улучшилось, уменьшилось число тревожных и агрессивных детей.

Практическая значимость проекта :

• Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использованиеизотерапии для снижения агрессивности и утомляемости детей.

• Разработка нетрадиционных техник рисования и дидактических игр;

• Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта :

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья детей дошкольного

возраста.

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами по нетрадиционной технике рисования.

Список литературных источников

1. Киселева М. В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб. : Речь, 2008.160с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.

3. Л. Д. Лебедева. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей. -СПб. : КАРО,2010.

5. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.

7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.

8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.

9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.

Информационные ресурсы

1. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

2. https://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_izo/5097-izo.html

3. https://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Безопасный переход «Зебра» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 г. Шебекино» Проект «Безопасный переход «Зебра» 2 младшая группа (совместно с родителями).

Проект «Осень разноцветная» Анализ проблемы: На прогулке с детьми мы наблюдали за погодой. Я обратила внимание детей на природу осенью. Даша спросила: «Почему меняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Разноцветная зебра»
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 17:57
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД