Получи документы

Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок»

Наталья Плешко
Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад комбинированного вида №116 "Лучик" Проект на тему :"Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок". Составитель: Плешко Н. Г. г. Курган, 2015 г.

Тип проекта : художественно- эстетический

По содержанию: ребёнок и взрослые

Публикация «Проект „Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок“» размещена в разделах

По характеру контактов: внутри группы

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный (6 недель)

Актуальность проекта :

В последние годы, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, возрастает интерес к русской народной сказке.

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присущая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Постановка проблемы:

Дети знают мало русских народных сказок.

Цели:

- развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей младшей группы через призму знакомства с русскими народными сказками

- формировать интерес к устному народному творчеству, помочь детям войти в мир сказок с использованием различных методов и приемов

Задачи:

• закрепить знание содержания сказок;

• сформировать желание быть похожими на положительных героев

• воспитывать интерес к сказкам;

• прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;

• побуждать детей разыгрывать небольшие сказочные произведения, развивать интонационную выразительность речи, умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;

Предполагаемые результаты:

• ребенок начнет проявлять устойчивый интерес к сказкам, адекватно понимать содержание сказочных образов, обосновывать их смысл и выражать свои переживания;

• у ребенка сформируются представления о русских народных сказках как о народной культуре с ее традициями и обычаями;

• дети научатся пересказывать и разыгрывать небольшие сказочные произведения, передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев;

Этапы работы над проектом

1. этап: Ориентировочный:

- аналитический обзор литературы по проблеме развития коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок;

- анализ предметно-развивающей среды в группе;

- выявление понимания и оценки детьми образов народных сказок и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театральной и игровой деятельности.

2. этап: Моделирующий:

- создание творческой группы родителей и планирование ее работы;

- ознакомление с проектной идеей родителей и их детей;

3. этап: Основной :

- знакомство родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению детей с национальной культурой посредством ознакомления детей с русскими народными сказками;

- обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к русским народным сказкам);

- создание предметно-развивающей среды в группе;

- внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс младшей группы № 5

Новизна авторского подхода заключена в:

Интеграция русской народной сказки в образовательные области в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Концептуализация проекта :

Оригинальностью нашего проекта является внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

Создание сказочно-игрового пространства («Сказочный мир», включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: мини- музей сказочных предметов «Сказочный сундучок», мини-библиотека «Русские народные сказки», театр в детском саду, совместное творчество детей и их родителей на тему: «Мир сказок глазами детей»).

«Сказочный мир» является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев русских народных сказок и воплощение их идей в разных видах деятельности (в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой).

План действия по реализации проекта :

1. Работа с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к русской народной сказке».

• Создали мастерскую сказок «Творческие ладошки» для встречи детско-родительского клуба с целью изготовления атрибутов к театральной деятельности детей;

Ресурсное обеспечение:

Во время внедрения проекта, для организации творческой деятельности детей было создано сказочно – игровое пространство «Сказочный мир», включающий в себя несколько универсальный центров в групповом помещении:

1. Мини-музей сказочных предметов : "Сказочный сундучок"

- сказочные экспонаты по мотивам русских народных сказок :

«Курочка – Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка»

- сказочные предметы : золотое яйцо, репка, колобок и т. д.

2. Мини – библиотека:

- русские народные сказки по программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой для 2-ой младшей группы;

3. Театр в детском саду

- пальчиковый театр;

- кукольный театр;

- настольный театр;

4. Совместное творчество детей и их родителей на тему: «Мир сказок глазами детей».

2. Формы работы с детьми:

Для достижения цели проекта, мы запланировали и провели 12 тематических мероприятий с детьми.

1. Беседа на тему:

«Любите ли вы ребята сказки

вовремя беседы мы формировали у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству, развивали умение вести диалог, слушать своего собеседника, делиться впечатлениями.

2. ВЕЧЕР СКАЗОК :

Чтение русских народных сказок :

«Заюшкина избушка»,

«Теремок»

«Волк и козлята»

«Три медведя»

приобщали детей к художественной литературе, формировали первичные ценностные представления о добре и зле, воспитывали чувства сопереживания героям сказок.

3. Пальчиковый театр «Рукавичка»

развивали умение детей выполнять движения с сопровождением стихотворного текста, побуждали к участию в театральной деятельности

4. Словесные игры:

«Угадай чего не стало?»

«Да-нет-ка», «Узнай и назови», Узнай по описанию», «Подскажи словечко», Скажи ласково», «Один, много», Отгадай и назови», «Кто как кричит?», «Чьи это слова?», «Отгадай сказку».

проигрывая игры мы развивали речевую активность детей, слуховой анализатор, внимание, память, обогащали словарный запас слов

5. Игра- драматизация по сказке «Теремок».

учили детей имитировать движения животных, развивали интонационную выразительность речи, побуждали к участию в театральной деятельности

6. Кукольный театр «Курочка Ряба»

старались вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности, развивали умение выполнять движения с сопровождением стихотворного текста

7. Сотворчество взрослых и детей: на данном мероприятии родители, участники детско-родительского клуба: «Творческие ладошки» изготавливали поделки для мини- музея «Бабушкин сундучок»

8. Пальчиковый театр «В гостях у сказки Репка».

формировали умение выполнять движения пальчиками с сопровождением стихотворного текста

9. Сотворчество взрослых и детей: Родители и дети, участники детско-родительского клуба: «Творческие ладошки» создавали рисунки для центра «Мир сказок глазами детей»

10. Настольный театр сказка «Колобок»

формировали умения детей осуществлять самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившийся сказки в настольную игру

11. Пальчиковый театр «Теремок»

развивали интерес детей к народному творчеству и театральному искусству, формировали умение выполнять движения пальчиками с сопровождением стихотворного текста

12. Как подведение итога и выявления результативности проекта было проведено Познавательное (итоговое) занятие «Путешествие по русским народным сказкам»

Целью занятия было: уточнить и закрепить знание содержания сказок, выявить умение разыгрывать небольшие сказочные произведения, передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев; умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.

На итоговом занятии присутствовала куратор нашей группы Людмила Геннадьевна, обсудив занятие, проанализировав этапы работы проекта мы сделали следующие выводы:

• Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной, повысился интерес к русской народной сказке, обогатился словарный запас. Дети знают сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в непосредственной образовательной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Ребята стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

Публикации по теме:

«Путешествие к героям русских народных сказок». Конспект итогового занятия Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию на тему: «Путешествие к героям русских народных.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников. Кружковая работа в детском садуРазвитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников. Кружковая работа в детском саду Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно.

Игра КВН «Мир русских народных сказок» МАДОУ ЦРР – детский сад №12 «Родничок» Тема – Игра – КВН «В мире русских народных сказок» Интеграция ОО – Познание, Коммуникация, Чтение.

Конкурс «Герои русских народных сказок»Конкурс «Герои русских народных сказок» В прошедшем 2014 году в начале декабря, в нашем детском саду вместо традиционного конкурса новогодних поделок, был объявлен конкурс "Герои.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Музыкальная фольклорная сказка на основе русских народных песен «Заинька-портной» для старшей и подготовительной групп Музыкальная фольклорная сказка на основе русских народных песен «Заинька-портной» для старшей и подготовительной групп. Составил музыкальный.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций» Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её.

Проект «По дорогам русских народных сказок» МБОУ РСШ филиал детский сад №11 «Ручеёк» Подготовила Воспитатель 1 кат. Авдеенко Н. Б. 2015 г. Актуальность проекта: • Дети тоже являются.

Силуэт. Герои русских народных сказок.Силуэт. Герои русских народных сказок. Цель: познакомить учащихся с понятием "силуэт", учить силуэтному изображению сказочных героев русских народных сказок, точно прорисовывая.

Творческий проект в старшей компенсирующей группе для детей с ОНР на материале русских народных сказок Цель: Внедрение в логопедическую работу театрализованной игры, как средства всесторон-него развития речи детей. Участники проекта: Дети,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок»
Опубликовано: 10 сентября 2015 в 20:56
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД