Елена Булгакова
Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие любознательности у детей средней группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень - чудная пора!»
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта : «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень - чудная пора».
2. Кадры: воспитатели средней группы.
Публикация «Проект „Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта“ Осень» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Вид проекта : групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.
4. Цель, направление деятельности проекта : исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
5. Задачи:
образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие :
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
6. Краткое содержание проекта :
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- анализ поведения человека в природе осенью;
- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
7. Место проведения: МБДОУ № 130
8. Сроки проведения: сентябрь -октябрь-2017
9. Количество участников: 33 человек (из них 31 детей среднего дошкольного возраста, 2 воспитателя).
10. Возраст детей : 4-5 лет.
11. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни).
12. Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
- совершенствование экологической среды группы;
- праздник Осени;
-осенняя викторина.
План - схема работы с детьми по осуществлению проекта «Осень – чудная пора!»
(средний дошкольный возраст)
Образовательные области.
Виды детской деятельности.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Волшебное лукошко», «Кто где живет?», «Что растёт на ветках?», «Азбука леса», «Ветки и детки», «Времена года», «Что из чего сделано», «Во садули - в огороде", «Чей малышь», «Чей домик»,
Игра на прищепках «Кто где живет?»
Пазлы «Деревья и листья», «Домашние животные», «Овощи»
Лото: «Животный мир», «Фрукты, овощи, ягоды»,
Домино «Фрукты ягоды»
Деревянные пазлы - вкладыши: «Дикие животные», «Животные Африки и их детеныши»
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Познание
Сенсорное развитие : рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;
- занятия «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;.
- цикл наблюдений: «Соберем семена садовых цветов, «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в лесу?»
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», Н. Сладков "Осень на пороге", А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…», И. Бунин «Листопад» (отрывок).
Художественное- эстетическое творчество
Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», натюрморт «Фрукты».
Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи», «Подсолнухи» (природный материал).
Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Осенний ковер» (природный материал, «Ежик» (природный материал).
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени.
Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Осенняя викторина.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;
3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проект «Осень - чудная пора!» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, занятий.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле- это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».
Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?»
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:
ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА
«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?
Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: "А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” "Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.
А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
В ходе работы по проекту «Осень- чудная пора!» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы- взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям
Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.