Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень

Елена Булгакова
Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень

«Развитие любознательности у детей средней группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень - чудная пора

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень - чудная пора».

2.Кадры: воспитатели средней группы.

3. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

5.Задачи:

образовательные:

- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Развивающие:

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

6. Краткое содержание проекта:

- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

- анализ поведения человека в природе осенью;

- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

7.Место проведения: МБДОУ № 130

8.Сроки проведения: сентябрь -октябрь-2017

9.Количество участников: 33 человек (из них 31 детей среднего дошкольного возраста, 2 воспитателя).

10. Возраст детей: 4-5 лет.

11.Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни).

12. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

- совершенствование экологической среды группы;

- праздник Осени;

-осенняя викторина.

План - схема работы с детьми по осуществлению проекта «Осень – чудная пора

(средний дошкольный возраст)

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Волшебное лукошко», «Кто где живет?», «Что растёт на ветках?», «Азбука леса», «Ветки и детки», «Времена года», «Что из чего сделано», «Во садули - в огороде", «Чей малышь», «Чей домик»,

Игра на прищепках «Кто где живет?»

Пазлы «Деревья и листья», «Домашние животные», «Овощи»

Лото: «Животный мир», «Фрукты, овощи, ягоды»,

Домино «Фрукты ягоды»

Деревянные пазлы - вкладыши: «Дикие животные», «Животные Африки и их детеныши»

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

- занятия «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;.

- цикл наблюдений: «Соберем семена садовых цветов, «Чем отличается ель от других деревьев осенью, «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в лесу?»

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», Н. Сладков "Осень на пороге", А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…», И. Бунин «Листопад» (отрывок).

Художественное- эстетическое творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», натюрморт «Фрукты».

Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи», «Подсолнухи» (природный материал).

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Осенний ковер» (природный материал, «Ежик» (природный материал).

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Осенняя викторина.

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе,поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Проектымогут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Обычно проектсостоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Проект «Осень - чудная пора групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, занятий.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детейскладывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними,когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле- это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия,в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?»

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли.Использовалось художественное слово:

ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:

Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым

И безвкусным, как вода.Говорил: "А я всегда

Очень сочный, мягкий, красный!” "Разошёлся ты напрасно, -

Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.

Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.

Даже самый маленький я всегда удаленький!»

По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

В ходе работы по проекту «Осень- чудная пора дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы- взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка,задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям

Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень
Публикации по теме:

Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы».Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы». "Каштан и сирень". Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Многие связи и отношения между природными.

Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы (окончание)Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы (окончание) Огород на подоконнике Большой интерес у них вызывает сезонная работа: высадка семян цветов, овощей для рассады, посадка лука на перо и т.

Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы» (продолжение).Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы» (продолжение). Мать-и-мачеха. Одуванчик. Мы организуем целевые прогулки к месту прорастания весенних трав. Дети рассматривают бутоны и цветки мать-и-мачехи,.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС Экологическое воспитание младших дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО «Растет то,.

Конспект экологического проекта «Мы-жители планеты» в средней группеКонспект экологического проекта «Мы-жители планеты» в средней группе Экологический проект «Мы – жители планеты» для среней группы «Почемучки» Автор проекта: воспитатель Янова Елена Михайловна 2017 год.

Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонамиРазвитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие экологического воспитания. Информационная карта проекта «Покормите птиц»Развитие экологического воспитания. Информационная карта проекта «Покормите птиц» Тема проекта: «Покормите птиц» Информационная карта проекта. Название проекта: «Покормите птиц» Вид проекта: групповой. По содержанию:.

Презентация экологического проекта для детей старшей группы «Покормите птиц зимой!» Экологический проект: «Покормите птиц зимой!». Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный.

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством инновационного проекта «Ине тiлi»Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством инновационного проекта «Ине тiлi» В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально. В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования Российской.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень
Опубликовано: 22 января 2018 в 19:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс в нетрадиционной технике по обрывной аппликации «Цветок»
Мастер – класс «Цветок» ребята подготовительной к школе группы выполнили в нетрадиционной технике – обрывной аппликации. Материал для выполнения...
Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика)
Федотова Елена Мастер-класс для педагогов "Волшебные пальчики" ( мелкая моторика) Дети, поступая в 1й класс, сталкиваются с рядом проблем с обучением....
Проект «Новогодняя сказка»
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель - Субботина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель - Кузнецова...