Маина Гусейнова
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Гусейнова Маина Керемалиевна.
"Источник способностей дарования детей
находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский
Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста
Тема проекта : «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Паспорт проекта :
Цель: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
4. Развивать творческое воображение.
5. Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога.
6. Совершенствование движений рук.
7. Консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития детей.
Вид проекта : групповой, игровой, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель; дети; родители.
Сроки реализации: учебный год (сентябрь-май).
I. Подготовительный этап.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы по данной теме.
2. Организация выставки пособий по развитии мелкой моторики рук.
3. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций
4. Подготовка методического материала по реализации проекта.
5. Оформление памяток, консультаций для родителей.
II. Основной этап реализации проекта.
Работа с детьми:
Перспективное планирование пальчиковых игр «Ум на кончиках пальцев».
Сентябрь
Пальчиковая игра: «Домик», «Замок» «Котик».
Массаж и самомассаж «Перчатки».
Игры с прищепками.
Октябрь
Пальчиковая игра: «Помощники», «Ягоды», «Сорока».
Массаж и самомассаж : «Игра с карандашами».
Игры с резиновыми игрушками.
Ноябрь
Пальчиковая игра: «Капуста», «Дом», «Сливы». Массаж и самомассаж: «Игра с бумажными шариками».
Игры с бусами.
Декабрь
Пальчиковая игра: «Белка». «Репка», «Пять пальчиков».
Массаж и самомассаж: «Игра с мячиками».
Игры с мозаикой.
Январь
Пальчиковая игра: «Молоток», «Это я», «Пальчики».
Массаж и самомассаж: «Игра с шишками».
Игры с конструктором.
Февраль
Пальчиковая игра: «Ну-ка, братцы, за работу», «Пальцы в гости приходили», «На полянке дом стоит»
Массаж и самомассаж: «Игра с орехами».
Шнуровка.
Март
Пальчиковая игра: «Дружная семья», «Повстречались», «Полетели птички».
Массаж и самомассаж: «Игра с карандашами».
Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек, камушек
Апрель
Пальчиковая игра: «Про грибы», «Ноги ходят по дороге», «Шарик».
Массаж и самомассаж: «Перчатки».
Игры с крупой.
Май
Пальчиковая игра: «Прогулка», «Дождик, дождик», «Лошадки».
Массаж и самомассаж: «Игры с грецкими орехами».
Игры с пуговицами.
Список используемой литературы:
1. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е. С. -М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
2. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -Автор – сост О. А. Зажигина-СПб:000 «Издательство «Детство – Пресс», 2014 – 96с. - (Кабинет логопеда).
Работа с родителями:
План работы с родителями.
№ Мероприятие Участники Сроки
1. 1. Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».
2. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики». Родители
Воспитатель
сентябрь
2. 1. Родительское собрание мастер-класс: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры».
2. Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры». Родители
Воспитатель
октябрь
3. 1. Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».
2. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук» Родители
Воспитатель
ноябрь
4. 1. Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
2. Рекомендации по проведению пальчиковых игр. Родители
Воспитатель
декабрь
5. 1. Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»
2. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы). Родители
Воспитатель
январь
6. 1. Памятка для родителей.
«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Родители
Воспитатель
февраль
7. 1. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. Родители
Воспитатель
март
8. 1. Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом». Родители
Воспитатель
апрель
9. 1. Родительское собрание. Тема: «Веселые пальчики». Родители
Воспитатель
май
Оснащение предметно-развивающей среды :
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
III. Заключительный этап.
Систематизация материалов, подведение итогов:
1. Проведение контрольного диагностического обследования в конце года.
2. Анкетирование родителей.
3. Итоговое занятие.
Ожидаемый результат:
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Результативность:
У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.
Вывод:
Подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут. Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры. С раннего возраста мы обязаны заложить ребенку то, что поможет ему развиваться дальше.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Список используемой литературы:
1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
2. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
3. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
4. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-96с. -(Кабинет логопеда)