Лучший педагог года

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»

Наталья Кузьмина
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр

Выполнила:

Кузьмина Наталья Львовна

Введение

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр“» размещена в разделах

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:

- дети, у которых речь совсем отсутствует;

- дети, которые говорят отдельными словами;

- дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.

А ведь к 2 годам в самостоятельной речи ребенка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу.

Давно известно, что с малышом необходимо общаться, начиная с самого его рождения. Однако многие родители, к сожалению, недооценивают этот факт, и поэтому дети, с которыми мало общаются, имеют отставания в речевом развитии. А ведь речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формирование личности и характера ребенка.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает, это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подборе наиболее действенных средств и методов общения. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Проблематика

Проблема - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностическое исследование по методике М. А. Панфиловой «Зайчик» показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук,

1. Основная часть

1.1 Концептуализация проекта

Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тошких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

Специалисты (Е. И. Аркин, Д. Б. Ельконин, А. Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

1.2 Целеполагание

Цель работы:

1. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи достижения поставленной цели:

1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

Гипотеза:

При помощи регулярных упражнений с помощью пальчиковой гимнастики к концу года должна сформироваться мелкая моторика

Участники проекта :

1. Воспитатель: Кузьмина Наталья Львовна;

2. Дети;

3. Законные представители детей.

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.

2.3. Ожидаемые результаты:

Дети:

1. Повысится уровень развития речи до 80%.

2. Дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры и упражнения в свободной деятельности.

Родители:

1. Повысится интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.

2. Станут активными участниками образовательного процесса.

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыковое содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

Затем проводилась индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка и формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

Система работы велась по следующим направлениям:

• В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

• Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

• Работа с родителями - консультации и беседы.

• Компьютерная презентация проекта для педагогического коллектива.

2.4. Реализация проекта

2.4.1 Этапы работы над проектом проекта :

I. Подготовительный этап:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме:

О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.

Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации;

- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.

- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др. ;

- выставки детских работ «Петушки», «Бабочки» и др.

II. Основной этап реализации проекта :

- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;

- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр :

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

родительские собрания: знакомство с проектом «Весёлые ручки»;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

III. Заключительный этап

Подведение итогов по проделанной работе, формулировка выводов:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции.

Мастер-класс «Создание игры на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Создание игры на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Когда я работала в младшей группе, где у малышей ещё плохо развита моторика рук, то возникла необходимость в создании вот такой игры. В.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук Гвозди. Одна рука – «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель ФИО: Багданова Юлия Александровна Образование (когда и какое учебное заведение.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью пособия «Лошадка»Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью пособия «Лошадка» У детей младшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается отставание в развитии общей, и особенно мелкой моторики. У детей слабо развита техника.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатели:.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»
Опубликовано: 26 ноября 2015 в 17:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД