МААМ-картинки

Проект «Развитие межличностных отношений детей 3–5 лет (на материале народных игр)»

Мария Малахова
Проект «Развитие межличностных отношений детей 3–5 лет (на материале народных игр)»

Введение

Актуальность темы проекта. Развитие межличностных отношенийу детей 3-5лет является на современном этапе развития российского общества одной из важнейших проблем. В общении происходит обмен информацией, раскрывается и формируется характер ребенка, он овладевает различными социальными ролями. Способности правильно общаться – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со своими сверстниками.

Публикация «Проект „Развитие межличностных отношений детей 3–5 лет (на материале народных игр)“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) направлен на создание благоприятных условий для развития каждого ребенка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми, в том числе, через приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. При этом по-прежнему основным видом деятельности для них остается игра. Известный постулат гласит: «Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни» (Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина). Воспитательное значение народных игр трудно переоценить. Дети в них развиваются не только физически, но и учатся общаться в коллективе, приобщаясь, с одной стороны, к традициям, с другой стороны, к современным запросам многонационального российского общества.

Противоречие заключается в том, что в настоящее время исследователями подтверждена важность развития межличностных отношений у старших дошкольников; проведено достаточное количество исследований, посвященных изучению педагогического потенциала народных игр, но в практике работы дошкольных образовательных учреждений такой опыт учитывается не всегда. Данное противоречие и актуальность проблемы позволили обозначить тему исследования: «Развитие межличностных отношений детей 3-5лет (на материале народных игр)».

Цель проекта : теоретически обосновать и апробировать созданную картотеку на материале народных игр для развития межличностных отношений у детей 3-5 лет.

Объект проекта : развитие межличностных отношений у детей 3-5лет.

В соответствии с целью были определены следующие задачипроекта :

1. На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности развития межличностных отношений у детей 3-5лет.

2. Провести диагностику уровня межличностных отношений у детей.

3. Использовать картотеку на материале народных игр для развития межличностных отношений у детей 3-5лет.

Методологической основой в работе послужили: особенности развития межличностных отношений старших дошкольников (В. В. Абраменков, А. Арушанова, А. А. Бодалев, В. С. Мухина, Р. С. Немов); сущность, структура и место народной игры в теории детской игры (О. С. Газман, В. М. Григорьев, Л. Ф. Лесгафт,С. А. Шмаков, С. К. Якуб).

В работе были использованы следующие методы исследования:анализ литературы; организационный, в частности, сравнительный метод, с целью сопоставления полученных результатов уровня развития межличностных отношений); эмпирические (диагностические) : методика «Капитан корабля» Е. О. Смирновой; экспериментальный.

База исследования: ГБОУ ООШ №2 п. г. т. НовосемейкиноДОУ № 17 Красноярского района Самарской области.

2. Педагогический проект «Ребята, давайте жить дружно!» в условиях реализации ФГОС ДО

В нашей стране проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в основном в рамках педагогических и психологических исследований такими авторами, как: Киричук А. В., Кисловская В. Р., Коломинский Я. Л., Мухина В. С., Репина Т. А. В этих работах было доказано, что, на протяжении всего дошкольного возраста в детском коллективе эмоциональное состояние детей во многом зависит от характера взаимодействий ребенка со сверстниками своего возраста. Выделяются два основных подхода: концепция деятельностного подхода межличностных отношений (А. В. Петровский); концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М. И. Лисина) [6, с. 204].

Выготский Л. С. в своих исследованиях считал, что речь как средство общения приводит к тому, что приходится называть, связывать со словами наши внутренние состояния. Он говорил, что ребенок при переходе от одного возраста к другому, а именно дошкольного к школьному очень сильно меняется и становится более затруднительным в воспитательном отношении, чем был прежде. Это переходная ступень: ребенок уже не дошкольник и еще не школьник [7, с. 95].

Эльконин Д. Б. показал в своих работах, что в основе определенных симптомов лежит обобщение переживаний внутри личности [2, с. 95]. У ребенка возникает внутренняя новая жизнь, именно жизнь переживаний, которая не накладывается на внешнюю жизнь. Возникновение внутренней жизни – очень важный факт, теперь ориентация поведения будет внутри этой жизни ребенка [3, с. 165]. Прежде всего, надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения дошкольника: как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли он на себя роли.

В статье И. В. Дубровина «Ведущая деятельность и речь в дошкольном возрасте» поможет ответить на многие вопросы по нашей проблематике. Именно игровая деятельность, связанная, конечно, с использованием и применением разнообразных предметов, и проходящая в интенсивном общении со значимыми взрослыми, наибольшим образом являет собой ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте [1].

В статье Г. Репринцева «От развивающей игровой среды – к гармоничным детско-родительским отношениям» речь идет об игровой деятельности дошкольников. Как бы ни были заняты родители, бабушки, дедушки, многие из них, вспоминая свои игры, в которые они играли в детстве одобряют подобную игровую деятельность[8].

А чтоб конкретней разобраться в этом вопросе мы рассмотрим статью Е. Смирнова и Т. Лаврентьева «Общение дошкольников со сверстниками» [4]. Общение младших школьников со всем по-другому складываются, чем с взрослыми людьми. Они по-другому разговаривают друг с другом, смотрят, иначе ведут себя с другими детьми. Если говорить об особенностях общения дошкольников с другими детьми его возраста, то можно выделить несколько основных, это яркая эмоциональная насыщенность речи дошкольников, в процессе коммуникации присутствуют нестандартность и «нерегламентированность», также преобладает инициативные действия над ответами.

Тип проекта : долгосрочный педагогический с детьми 2 младшей группы по подготовительную группу.

Участники проекта : дети, родители и воспитатели группы «Звездочки».

Срок реализации: 2015-2017 год.

Ожидаемый результат: Положительная динамика уровня межличностных отношений у детей в группе «Звездочки».

Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации.

Созданы картотека игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини-библиотека для родителей.

3. Этапы проектной деятельности.

1. Подготовительный этап: январь 2015 –май 2015.

Сбор и систематизация необходимой информации, подбор практического материала;

Подбор художественной литературы, игр на развитие дружественных отношений, мультфильмов;

Повторение и разучивание новых песен, стихов.

- выбор темы и разработка педагогического проекта.

- разработать картотеку игр для развития межличностных отношений у дошкольников.

- организация развивающей среды.

- подготовить информационную копилку (консультации, анкеты, тексты) с целью обобщения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптированных умений дошкольников.

2. Основной этап - практический сентябрь 2015 – май 2016

Совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями

- подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.

-разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

- составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных.

- составление плана работы с генеративными детьми с проблемами в общении.

- активизация родителей для проведения игровых вечеров.

- апробирование методики игры.

- проведение консультации для родителей.

- использование картотеки в образовательном процессе в ДОУ.

- изготовление фотоальбома «Ребята, давайте жить дружно!»

3 этап – заключительный этап: сентябрь 2016-май 2017 год.

- подведение итогов работы с детьми (диагностики).

Подготовительный:

Подобрали художественную литературу, игры на развитие дружественных отношений, мультфильмы, песни о дружбе.

Основной:

Работа над проектом была построена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Планируется проведение методики «Капитан корабля» (автор Е. О. Смирнова) [5].

Цельюее использования были:социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений среди сверстников у детей 3-5 лет.

Во время индивидуальной беседы воспитателя с каждым ребенком ему показывался рисунок с изображенным на нем кораблем. При этом задавались следующие вопросы.

Представь себе, что ты – капитан корабля и отправляешься в дальнее плавание.

1. Кого из детей группы ты бы взял с собой?

2. Кого пригласил бы ты на корабль в качестве гостя?

3. Кого из детей группы ты ни за что не взял бы с собой в плавание и оставил на берегу?

В заготовленной заранее социометрической таблице фиксировались все выборы детей. Затем был осуществлен подсчет положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком. Также были учтены взаимные выборы, которые подсчитывались и записывались в социоматрицу. На основе полученных результатов была составлена карта групповой дифференциации (социоматрица). Интепретация полученных результатов осуществлялась таким образом. За каждый выбор ребенком начислялся 1 балл за сверстников, которых он выбирал.

Количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, подсчитывалось по следующим шкалам: шкала «Звезда» : дошкольник набрал от 5 и более баллов; по шкале «Предпочитаемый» – от 3до 4 баллов; «Принятый» – от 1до 2 баллов; «Отверженный» – 0 баллов.

Затем подсчитывалось количество детей, которые набрали определенное количество баллов. Каждого ребенок был отнесен к определенной шкале. Высчитывалось количество детей по каждой шкале и определялся уровень межличностных отношений в процентном соотношении.

Уровень благополучия взаимоотношений :

Низкий уровень – I – КВ=15 - 20%;

Средний уровень – II – КВ = 21 – 30%;

Высокий уровень – III – КВ = 31 – 40%;

Сверхвысокий уровень – IV – КВ = 40% и выше.

Ожидаемые результаты в ходе проведения методики.

В процессе использования данной диагностической методики предполагается выявление положительных и отрицательных выборов в группе, полученных каждым ребенком.

Создана, организованна и проведена картотека на материале народных игр. (Приложение 1).

Создастся в процессе проекта тематический альбом «Ребята, давайте жить дружно!» сбор фотографий, книг, загадок по теме проекта.

В рамках данного проекта с детьми будет проведен цикл мероприятий, на которых ребята познакомятся с понятием «Доброта», «Сочувствие», «Дружба». Планируется знакомство с произведениями детских писателей и поэтов о дружбе, проводятся беседы о том, что такое настоящая дружба, как ее распознать и как сохранить, а так же о том, какими должны быть настоящие друзья. Вместе с воспитателями ребята драматизируют отрывки из авторских сказок, слушают песни о дружбе, смотрят мультфильмы. Поют песенки о дружбе, разучивают танцы.

Заключительный этап: подведение итогов реализации проекта;

Ожидаемый результат проведенного проекта подразумевает, что в группе 2 младшей повысится уровень межличностных отношений дошкольников при использовании созданной картотеки на материале народных игр. Уменьшится количество ссор, драк, чувство зависти кдруг другу, и повысится уровень таких качеств личности как: доброта, сочувствие и дружба.

Конечным продуктом проекта будут тематический альбом «Ребята, давайте жить дружно!», картотека на материале народных игр о дружбе (Приложение 1).

Паспорт проекта (Приложение 2).

Заключение

Предполагаю, что реализация данного проекта приведет к положительной динамике следующих показателей:

- Активное вовлечение родителей в участие в проекте, через помощь в организации и проведении мероприятий;

- Сформировать умения у детей правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей, методом рефлексии;

- Сформировать первичные умения у детей замечать положительные качества другого человека и говорить о них, методом наблюдения.

- Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувства веры в себя, старается разрешать конфликты мирным путем.

- Применение правил общения детей друг с другом.

- Сформировать у детей понятия «Что такое Дружба».

Практическая значимость проекта заключается в том, что составленная картотека на материале народных игр может использоваться воспитателем дошкольного образовательного учреждения для развития межличностных отношений у детей 3-5лет. Целенаправленная работа по развитию эффективных навыков взаимодействия детей, обеспечивает не только положительное общение воспитанников, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.

Выводы:

Результатом осуществления проекта «Ребята, давайте жить дружно!»

стали:

-повышение уровня сформированностимежличностных отношений у детей, культуры и интереса к внутреннему миру другого ребенка;

-формирование у детей потребности в общении друг с другом, взаимопомощи, поддержки, а также к совместной деятельности.

Проект «Ребята, давайте жить дружно!» - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Взаимопроникновение видов деятельности друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция, даёт высокую результативность.

Список литературы:

1. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. – 3-е изд., стер. – М. : Изд. Центр «Академия», 2007. – 308 с.

2. Обухов Л. Ф., Эльконин Д. Б. Период детства. – М., 2008. – 152 с.

3. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. – М. : Просвещение, 1987, – 225 с.

4. Смирнова Е., Лаврентьева Т. Общение дошкольников со сверстниками». – М., 2010. – 53 c.

5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2005. – 25 с.

6. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника: хрестоматия: учебное пособие / Сост. – М: Академия, 2008. – 407 с.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь, – М., 2000. – 94 с.

8. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста // «Библиофонд»Электронная библиотека: статей, учебной и художественной литературы. Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=564979.

Приложение 1

Картотека народных игр на такие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания себя и других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения. Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

Горелки

Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги!

Другой вариант:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

Мороз - Красный нос

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т. е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз - Красный нос,

Всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить» : те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Малечина - калечина

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т. д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина"

сколько часов до вечера?

Раз, два. десять.

Золотые ворота

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра "Поводырь"

Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд. Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней - любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал - "Можно открыть глаза". Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются.

Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется.

Гуси

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями» :

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Так летите же домой!

- Нам нельзя:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

Яша

Эта игра - самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б. А. Рыбаков, а также упоминает и В. Я. Пропп). Водящий - Яша (т. е. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:

Сидит-сидит Яша

Под ореховым кустом.

Грызет-грызет Яша

Орешки каленые,

Милому дареные.

После этого происходит диалог:

- Чего Яша хочет?

- Жаниться хочу.

- Бери себе девка,

Котораю хочешь.

Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня - тот становится водящим.

У медведя во бору

Выбирают одного «медведем». Очерживают два круга. Одно место для «медведя», другой - дом для остальных участников. Все выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбигает из берлоги, а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

Мышеловка.

Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

"Салки" ("Пятнашки", "Ловитки", "Ловишки", "Ляпки", "Лепки", "Клецки", "Сало" и др.)

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников - от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.

По жребию или по считалке выбирают одного водящего - "салку". Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: "Я - салка!" - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется, тот становится "салкой" и объявляет, подняв руку вверх: "Я - салка!" Он начинает ловить играющих, а бывший "салка" убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности "Салок"

- "Салки с домом". Для убегающих чертится на площадке "дом", в котором они могут спасаться от "салки", но долго находиться там не имеют права.

- Салки "Ноги от земли". Спасаясь от "салки", играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении "салка" не имеет права их салить.

- Салки "Давай руку". В этой игре убегающий от "салки" кричит: "Дай руку!" Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.

- "Салки-пересекалки". Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим "салкой" и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, "Салка" должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, "салка" начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит "салка". Водящий ("салка") должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

Публикации по теме:

Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре Аннотация: Целью статьи является разработать проблему формирования межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Дошкольное.

Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,.

Конспект НОД «Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень» (старшая группа) ТЕМА: Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень». ЦЕЛИ: 1. Расширение и активизация словаря.

Открытое мероприятие по коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна»Открытое мероприятие по коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна» униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная.

Проект «Развитие творческих способностей на основе народных традиций» ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей на основе народных традиций" ПОДГОТОВИЛА: воспитатель МДОУ 20 г. Шуя Ивченко Елена Владимировна.

Психологические принципы воспитания межличностных отношений .

Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2) 1.2 возрастные особенности развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх Возрастные особенности - это качественно.

Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков " с использованием дидактических игр в коррекционной.

Тренинг по развитию межличностных отношений и сплочению детского коллектива Цель: формировать коллективистскую направленность (интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие межличностных отношений детей 3–5 лет (на материале народных игр)»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 13:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД