Лучший педагог года 2022

Проект «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности«

Ирина Малых
Проект «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности«

Актуальность.

Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами:.

И охранять природу - значит охранять Родину".

М. М. Пришвин

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, сопереживание способствует развитию всесторонне развитой личности.

Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.

Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В уголке природы есть мини- лаборатория, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т. д.)

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от "простого к сложному" на протяжении запланированного временного промежутка.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходят в несколько этапов.

Вид проекта : долгосрочный (8 месяцев).

Тип проекта : познавательно-информационный, практико-ориентированный.

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель: Формирование активной позиции во время проведения экспериментирования, развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира, воспитание интегративного качества : «Любознательный, активный». Формирование знаний о свойствах и состояниях предметов и явлениях природы.

Задачи программы:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

5) расширение кругозора детей

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем – подготовительном дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства : язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Приобретают опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

. Ожидаемые результаты.

Для детей.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• У детей сформировано представление о взаимосвязи природы и человека.

• Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

• Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей : познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

• У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

• Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Для педагогов.

• Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий

и новых форм работы по детскому экспериментированию.

• Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Продукт проекта : КВН «Мы - экспериментаторы»

Этапы реализации проекта.

I этап: Подготовительный (сентябрь) :

1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

2. Разработка перспективного плана работы с детьми.

3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

5. Анкетирование родителей.

6. Разработка перспективного плана работы с родителями.

7. Оформление консультативного материала для родителей.

II этап: Основной (октябрь-апрель) : Реализация проекта.

III этап: Заключительный:

1. Мастер - класс «Волшебство на кухне.»

2. КВН «Мы - экспериментаторы»

Работа с родителями.

Сентябрь Анкетирование родителей: выявить отношение родителей к

поисково – исследовательской активности детей.

Беседа: «Роль семьи в развитии познавательной активности

ребенка».

Октябрь Беседа: «Опытно –экспериментальная деятельность в жизни

старших дошкольников

Папка – передвижка «Ребенок-маленький исследователь»

Ноябрь Наглядное оформление в уголке для вас родители: «Опыты.»

Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

Декабрь Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического

развития».

Январь Рекомендации на дом: «Экспериментирование и наблюдение во

время прогулок»

Февраль Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных

пап и любопытных дошколят».

Март Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Апрель Беседа: «Как организовать эксперименты дома

Май Мастер - класс «Волшебство на кухне.»

КВН «Мы - экспериментаторы»

Октябрь.

Эксперименты с песком и глиной.

«Экскурсия в лабораторию" : Уточнить представления о том, кто такие ученые; познакомить с понятиями «наука», «гипотеза». Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 41

Эксперимент 1. «Песчаный конус»

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка» :

Эксперимент 3. «Волшебный материал», «Где вода?» - Картотека

Эксперимент 4 : «Ветер», «Своды и тоннели», «Песочные часы» -

Познакомить детей со свойствами песка; Развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов - Картотека «Игры с песком»

Ноябрь.

Эксперименты с бумагой.

«Путешествие в прошлое бумаги" : Познакомить детей с историей бумаги, ее современными видами, активизировать речь детей, развить ретроспективный взгляд на бумагу - О В. Дыбина стр. 24,51

«Свойства бумаги и картона» : «Ящик ощущений» с разными видами бумаги; Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; Познакомить с разными видами бумаги, выяснить, как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. ; Учить работать в коллективе - О. В. Дыбина стр. 53,55.

«Как изготавливают бумагу" : Познакомить с производством бумаги, научить отличать вещи, сделанные из бумаги - Конспект

«Береги природу» : Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью - картотека " Правила поведения в природе"

Коллективное оригами из бумаги «Сказочный лес» : Формировать всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами; Учить детей различными приемами работы с бумагой: сгибание, складывание, надрезание, склеивание.

Декабрь.

Эксперименты с водой

«Какая бывает вода» : Уточнить представления детей о воде; развить умение работать по алгоритму; разгадывать элементарный кроссворд - Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 43

Эксперимент 1. Какой формы вода?

Эксперимент 2. Какого цвета вода?

Эксперимент 3. Вода – растворитель:

Эксперимент 4. Фильтрование воды.

Эксперимент 5.«Холодная вода тяжелее, чем теплая»

Эксперимент 6 : «Круговорот воды в природе».

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы, умозаключения;;

Воспитывать экологическую культуру, аккуратность при работе - Картотека «Игры с водой»;

Фокусы с водой.

Январь.

Эксперименты с воздухом.

«Воздух» : Расширить представления детей о воздухе; закрепить умение пользоваться весами, познакомить с историей возникновения воздушного шара - Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 59

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Эксперимент 2. «Живая змейка»

Эксперимент 3. «Реактивный шарик»

Эксперимент 4 «Подводная лодка»

Эксперимент 5. «Сухой из воды»

Эксперимент 6. «Свеча в банке»

Эксперимент 7. «Почему не выливается?»

Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов - Картотека «Игры с воздухом»

Февраль.

Эксперименты с твердым материалом.

«Твердое тело» : Развивать способности сравнивать похожие вещества на ощупь, по внешнему виду. И. Э. Куликовская Н. Н. Совгир стр. 49

«Дерево умеет плавать» : Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между способом использования и его свойствами. О. В. Дыбина Стр. 28

«В мире металла» : Познакомить со свойствами металла; научить находить металлические предметы - О. В. Дыбина стр. 79

«В мире пластмассы» : Познакомить со свойствами и качествами пластмассы; воспитать бережное отношение к вещам; развить любознательность - О. В. Дыбина стр. 35,62

Март

Эксперименты с тканями

«Коробочка с хлопком», «Волшебные нити» : Познакомить с происхождением, производством тканей, созданием хлопчатобумажных тканей; воспитать уважение к людям труда - О. В. Дыбина стр. 58,61

«Наряды куклы Тани» : Познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); Побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. О. В. Дыбина стр. 57

«Ткани от Матроскина», «Знакомьтесь -это капрон" : Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, закрепить, что одежда из определенной ткани может иметь разное назначение - О. В. Дыбина стр. 64,65

Эксперимент «Ткани» : Формировать знания о свойствах тканей, качестве и характеристике. Картотека «Опыты с тканями»

Апрель.

Экспериментирование с почвой.

Эксперимент 1 : «В почве есть воздух»

Эксперимент 2 : «В результате вытаптывания ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше»

Эксперимент 3 : При сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух»

Эксперимент 4 : «Загрязнение почвы»

Эксперимент 5 : "Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Воспитывать интерес к неживой природе - Картотека «Опыты с почвой»

Май.

Итоговые занятия.

Мастер-класс «Волшебство на кухне» : Познакомить родителей с опытно - экспериментальной деятельностью детей. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми дома. Формировать у родителей знания о значении опытов для развития ребенка; Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность - Конспект

КВН «Мы - экспериментаторы» : Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством; Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация); Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. Конспект.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности«
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 15:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 февраля. День зимнего пейзажа

 Каждое время года красиво по-своему, и у каждого свой пейзаж. Царственная величественная красота зимы воспета писателями, поэтами и художниками. Зимние пейзажи строгие и лаконичны, они хранят в себе...

1 февраля. Всемирный день чтения вслух

1 февраля книголюбы и книгочеи во всём мире отмечают Международный день чтения вслух. Праздник этот придумала общественная организация LitWorld – для того, чтобы подчеркнуть, как важно в процессе чтения...


Горячие темочки