Лучший педагог года

Проект «Развитие познавательных процессов через игры с песком» для детей подготовительной к школе группы

Марина Гусева
Проект «Развитие познавательных процессов через игры с песком» для детей подготовительной к школе группы

Пояснительная записка.

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка

К. Д. Ушинский

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях, человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. Продолжительные исследования учёных последних лет доказывают, что дети способны к обучению с раннего возраста.

Публикация «Проект „Развитие познавательных процессов через игры с песком“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Новые стандарты образования побуждают педагогов дополнительного образования к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми. Педагоги дошкольного образования идут в ногу со временем и, в связи с вышесказанным, был сделан выбор темы моей работы «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком». Я уверенна, что данный вид занятий является актуальным, эффективным и перспективным. Ведь игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти, творческих способностей детей.

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Сегодня игра с песком или песочная терапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике.

В песочных играх есть мощный ресурс для развивающей и образовательной работы. Песочные игры помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Дети очень любят играть с песком. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка, который с помощью органов чувств воспринимает свойства объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение.

Исходя из вышесказанного, я определила цель и задачи.

Цель проекта : развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы, моторных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами песочных игр.

Задачи:

- развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;

- формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);

- развитие наблюдательности, творческих способностей детей, мелкой моторики рук;

- совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков;

- формирование у детей навыков игровых действий с песком;

- гармонизация эмоционального состояния детей.

Вид проекта :

1. По количеству участников: групповой.

2. По доминирующей в проекте деятельности : игровой, исследовательский;

3. По содержанию: естественно - научный, социально-педагогический;

4. По контингенту участников: дети дошкольного возраста (подготовительная группа).

5. По характеру контактов: в рамках группы.

Продолжительность проекта : долгосрочный (сроки реализации проекта-учебный год).

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели.

Задачи проекта по образовательным областям

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

1. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности.

2. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, соблюдать правила безопасного поведения во время игр с песком.

3. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость.

ОО «Познавательное развитие»

1. Развитие умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познания, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания (воссоздание, экспериментирование, моделирование).

3. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.

4. Стимуляция творчества у детей.

5. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства,

ОО «Речевое развитие»

1. Обогащать речь детей, учить обозначать результаты сравнения словами.

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (шесть ракушек, четыре геометрические фигуры и т. д.)

3. Развивать умение поддерживать беседу.

4. Учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать доказывать, объяснять.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать способность наблюдать.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, выделение характерных признаков, обобщение.

3. Формировать умение организовывать свое рабочее место, сохранять рабочее место в чистоте.

4. Совершенствовать изобразительные навыки, обогащать сенсорный опыт.

5. Развивать эстетические чувства, эмоции.

Научная новизна и отличительная особенность:

Новизной и отличительной особенностью данного проекта, является использование технологии «Игры с песком» не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развития познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.

Ожидаемые результаты проекта :

1. Сформированность у ребёнка игровых навыков, соответствующих возрасту, умение «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.

2. Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

3. Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.

4. Совершенствование навыков коммуникации.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Содержание работы Сроки

Изучение теоретической части развития вопроса. Разработка проекта, постановка цели и задач проекта. Июнь

Подбор наглядного, дидактического материала, игр согласно комплексно – тематического принципа планирования. Создание картотеки обучающих игр.

Июль-август

Основной этап

Тема Сроки Методический приём Цель

«День знаний»

4 неделя августа – 1 неделя сентября

4 неделя августа

Беседы, объяснение, показ Развитие сенсорных (предметно-действенных, освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);

Развитие детской самостоятельности и инициативы.

.

«Осень»

2-4 неделя сентября

1 неделя

сентября

Совместное создание карт безопасности Повторение с детьми правил безопасной работы с песком. Совершенствование изобразительных навыков.

2 неделя сентября

Игра «Что нового?»

Развитие произвольного внимания.

3 неделя сентября

Игра «Ребятушки-загадушки» Развитие логичности речи, сообразительности, игра учит определять предмет по его характерным признакам.

4 неделя сентября Игра «Ассоциация» Развитие речи и мышления.

«Мой город, моя страна»

1-2 неделя октября

1 неделя октября

Игра «Праздник в городе»

Развитие мышления, внимания, речи, определение пространственных направлений от себя.

2 неделя октября Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

«День народного единства»

3 неделя октября – 2 неделя ноября 3 неделя октября Задание «Нарисуй и зачеркни» Развитие слухового внимания, памяти и мышления.

4 неделя октября Игра «Да - нет, говорите»

Развитие внимания, мышления, речи.

1 неделя ноября Игра «Будь внимательным» Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

2 неделя ноября Игра «Лабиринты» Развитие у детей логики, мышления, внимания.

«Новогодний праздник»

3 неделя ноября – 4 неделя декабря

3 неделя ноября

Игра «Сладкоежки» Формирование зрительного контроля, развитие восприятия величины.

4 неделя ноября

Игра «Секретики» Совершенствование умения определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

1 неделя декабря Игра «Фантазия из песка» Развитие мышления и речи.

2 неделя декабря Игра «Там на неизведанных дорожках.» Развитие зрительного восприятия, мышления, развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.

3 неделя декабря Игра «Что исчезло?» Развитие памяти, наблюдательности.

4 неделя декабря Игра «Сказочники Песчаной страны»

Совершенствование умения детей составлять рассказы, развитие мышления и речи.

«Зима»

1 - 4 неделя января 1 неделя января Игра «Узор под диктовку» Развитие внимания, наблюдательности, ориентировки в пространстве.

2 неделя января Игра «Сочиняем рассказы и сказки» Развитие творчества, связной речи, памяти, мышления, внимания.

3 неделя января Игра «Песочные строители» Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

4 неделя января Игра «Веселые соревнования» Упражнение в согласовании движений пальцев рук со словами. Развитие у детей духа соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитание чувства сопереживания за своих товарищей, умения достойно побеждать и проигрывать.

«День защитника Отечества»

1-3 неделя февраля 1 неделя февраля

Игра «Сапер» Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, аккуратности.

2 неделя февраля Игра «Кратчайший путь» Совершенствование навыков измерения при помощи условной меры, развитие умения ориентировки на песочнице.

3 неделя февраля Игра «Кто быстрее?» Развитие мышления, памяти, закрепление образцов букв, учится составлять слова по образцу.

«Международный женский день»

4 неделя февраля –1 неделя марта 4 неделя февраля Игра «Угадайка» Развитие памяти, мышления, закрепление образцов букв.

1 неделя марта

Игра «Бусы для мамы» Развитие внимания, мышления, умение определять пространственное направление.

«Народная культура и традиции»

2-4 неделя марта 2 неделя марта

Игра «Кладоискатели» Развитие мышления и речи, совершенствовать умение определять пространственное направление.

3 неделя марта

Д/у «Веселые преобразования»

Развитие памяти, мышления, закрепление образцов букв.

4 неделя марта Игра «Ящик ощущений» Развитие тактильной памяти, внимания.

«Весна»

1-2 неделя апреля

1 неделя апреля

Игра-моделирование «Что такое горы» Дать представления о равнинах и горах, их образованиях с помощью моделирования; развитие любознательности.

2 неделя апреля Игра «Путешествие в сказочный город» Развитие образного мышления, воображения, речи.

«День Победы»

3 неделя апреля – 1 неделя мая

3 неделя апреля

Игра «Страна слов» Формирование умения составлять слова из букв, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

4 неделя апреля

Игра «Строители на сказочном острове» Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

1 неделя мая

Ре

Д/и «Решение логических задач» Учить детей находить по описанию местонахождение игрушки, повторять название цвета и геометрической фигуры.

«Скоро в школу»

2-4 неделя мая

2 неделя мая

Игра «Мое имя»

Формирование умения составлять слова, развитие зрительного восприятия, мышления и речи.

3 неделя мая Игра «Написание букв, слов на песке» Развитие памяти, мышления, закрепление образцов букв.

4 неделя мая

Д/у «Весёлые раскопки» Активизирование социально – эмоционального опыта детей путём расширения их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Заключительный этап

№п/п Форма работы Срок

1 Выступления на семинаре Апрель

2 Анализ и обобщение материала, составление отчётов Май

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте .

Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры для первой младшей группы Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» первая младшая группа. Введение: Раннее детство – особый период становления.

Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности у дошкольников через развитие детской инициативы В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы».

Формирование познавательных процессов, способов умственной деятельности у дошкольников через развитие детской инициативности В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы».

Материал из опыта работы «Роль сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов в коррекции речи и развитии познавательных процессов» В качестве одного из средств развития школьно- значимых функций выступает детская игра. Для дошкольников с различными нарушениями речи,.

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно.

Развитие познавательных, психологических процессов ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность Познавательное развитие Цель: «Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создать.

Презентация на тему «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше.

Развитие познавательных процессов у дошкольников при формировании элементарных математических представлений Цель: формировать элементарные математически представления Задачи: Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»: - закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие познавательных процессов через игры с песком» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 14:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД