Разия Айтушева
Проект «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 140» г. Оренбурга
ПРОЕКТ
«Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории
Айтушева Разия Пахчановна
Актуальность проблемы
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Публикация «Проект „Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры“» размещена в разделах
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:
1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.
2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
3. Пособия должны быть внешне привлекательными.
4. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм :
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :
• игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
• настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
• словесные игры (без наглядного материала).
Участники проекта : воспитатели, воспитанники второй младшей группы и их родители.
Сроки реализации проекта : 14 марта 2016 г – 08 апреля 2016 г.
Цели и задачи организации проекта
Участники проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта
Дети Повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.
1. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.
2. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.
3. Совершенствовать разговорную речь.
4. Обогащать словарь.
5. Формировать грамматический строй речи.
Педагоги Создание условий для развития речи детей посредством дидактической игры - Изучить информацию, подобрать литературу;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию речи детей посредством дидактической игры;
- Построить работу с родителями по изготовлению дидактических игр в домашних условиях вместе с детьми.
Родители Пополнение знаний родителей о значении дидактических игр в развитии речи детей - Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям
- Заинтересовать родителей в создании дидактических игр по развитию речи детей в домашних условиях вместе с детьми
Условия реализации проекта
Подготовленность воспитателей, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении.
Наличие литературы по созданию дидактических игр по развитию речи для детей.
Взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников.
Формы реализации проекта :
• Выставка групповых настольно-дидактических игр по развитию речи детей.
• Оформление папки передвижки по теме «Роль дидактических игр в развитии речи у детей».
• Семинар –практикум для педагогов «Значение дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
• Домашнее задание для родителей «Изготавливаем дидактические игры для развития звуковой культуры речи».
• Консультация для родителей «Разговорные игры».
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Деятельность детей Деятельность педагогов Взаимодействие с семьей
Вводный Демонстрация дидактических игр для младших дошкольников Вводная беседа с детьми о дидактических играх Обсуждение на родительском собрании содержания проекта
Планирование деятельности Формирование желания у ребенка играть в дидактические игры по развитию речи Составление плана работы над проектом, распределение заданий между воспитателями группы, обсуждение с родителями детей пошагового выполнения заданий Обсуждение тематики изготовления дидактических игр
Осуществление проекта Помощь мамам и папам в изготовлении дидактических игр дома Беседы при осуществлении режимных моментов, проведение дидактических и подвижных игр, изготовление макетов с детьми Создание дидактических игр в домашних условиях вместе с детьми, заинтересовывать и научить детей играть, инсценировать сказки с детьми дома
Презентация проекта Участие в выставке домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
Участие в выставке домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
Участие в выставке домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
Подведение итогов Дети в конце проекта стали чаще использовать дидактические игры по развитию речи и с большим интересом и успехом играть в них.
Родители познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию.
Итог консультации – практикума – создание родителями в группу новых игр по развитию речи, активное использование развивающих игр дома с детьми.
Темы индивидуальных маршрутов детей
Имя ребенка Предлагаемые проблемы Тема мини-проекта
Ева Б. Удовлетворение интереса в изготовлении дидактической игры «Дружные соседи» «Дружные соседи»
Артем С. Удовлетворение интереса в изготовлении масок героев сказки «Репка». Инсценировка сказки в домашних условиях вместе с родителями. «Репка»
Злата Х. Удовлетворение интереса в изготовлении масок героев сказки «Заюшкина избушка». Инсценировка сказки в домашних условиях вместе с родителями. «Заюшкина избушка»
Последовательность работы с детьми
в рамках реализации проекта
Мини-проект Евы Б.
Тема: Дружные соседи
Проблема: удовлетворение интереса к изготовлению дидактической
игры «Дружные соседи» вместе с родителями.
План индивидуального маршрута ребенка
Срок Деятельность ребенка
Формы реализации проекта
14.03.2016г -18.03.2016г Помощь родителям в подборке картинок для изготовления дидактической игры Совместная деятельность взрослого и детей.
21.03.2016г – 28.03.2016г Оформление дидактической игры «Дружные соседи»
Помощь маме в раскладывании деталей игры по окошечкам.
Последовательность работы с детьми
в рамках реализации проекта
Мини-проект Артема С.
Тема: Репка
Проблема: Удовлетворение интереса в изготовлении масок героев сказки «Репка». Инсценировка сказки в домашних условиях вместе с родителями.
План индивидуального маршрута ребенка
Срок Деятельность ребенка
Формы реализации проекта
17.03.2016г – 23.03.2016г Помощь родителям в изготовлении масок героев сказки «Репка» Совместная деятельность взрослого и детей.
06.04.2016г Участие в инсценировке сказки «Репка» в домашних условиях вместе с родителями.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Последовательность работы с детьми
в рамках реализации проекта
Мини-проект Златы Х.
Тема: Заюшкина избушка
Проблема: Удовлетворение интереса в изготовлении масок героев сказки «Заюшкина избушка». Инсценировка сказки в домашних условиях вместе с родителями.
План индивидуального маршрута ребенка
Срок Деятельность ребенка
Формы реализации проекта
25.03.2016г – 30.03.2016г Помощь родителям в изготовлении масок героев сказки «Заюшкина избушка» Совместная деятельность взрослого и детей.
03.04.2016г Участие в инсценировке сказки «Заюшкина избушка» в домашних условиях вместе с родителями.
Совместная деятельность взрослого и детей.