Елена Панова
Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества
Проблема
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Почему наши дети плохо говорят? Это родители разучились с ними разговаривать. Основным "собеседником" современных детей стал компьютер. Огромная лавина иностранных слов угрожает нашему языку, а, значит, и культуре.
Актуальность.
Публикация «Проект „Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Приобщение детей к сказкам создаёт уникальные условия для развития речи. Различные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует познавательно-исследовательскую, коммукативную, игровую и др. деятельности ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Работа с детьми с ОВЗ, предполагает большое количество разнообразных практических действий (рассматривание художественной литературы, драматизации, обыгрывание сказок, использование театра теней и кукольного театра, т. п.)
Цель: создание благоприятных условий для овладения дошкольниками устной речью.
Гипотеза: приобщение детей к сказке помогает овладеть выразительной устной речью, проявлять инициативу, самостоятельность, любознательность, активность в общении со сверстникам и взрослыми, развивает воображение.
Задачи:
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. формы активности детей
- развивать компетентности в сфере положительного отношения к миру, к людям, к себе
- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми
- развивать крупную и мелкую моторику
- вовлечь родителей в проектную деятельность
Новизна.
Реализация проекта происходит в рамках требований ФГОС ДО, работа варьируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Основным принципом содержания проекта является коммукативно-деятельностный подход к развитию связной речи.
Практической значимостью может являться использование связной речи в общении со сверстниками и взрослыми, формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Этапы выполнения
проекта Задачи Мероприятия Механизмы
реализации Ожидаемые результаты
Подготовительный
Определить цели и задачи проекта, подобрать литературу по устному народному творчеству : сказки русского народа, авторские сказки и сказки зарубежных писателей. Диагностика речевого развития воспитанников на начало года.
Анкетирование родителей.
Корректировка комплексно – тематического планирования, интеграция произведений фольклора в НОД. Анкетирование
Интервьюзация
Анализ комплексно-тематического планирования по программе ДОУ, основанной на Примерной программе под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы», с целью выявления возможности интеграции произведений фольклора в НОД.
Дети владеют связной, грамматически правильной речью как средством общения и культуры.
Родители имеют практические и теоретические умения по развитию связной речи ребенка, как средства общения.
Владеют наиболее интересными методами формирования детской речевой активности в домашних условиях. РодителиВыяснить, насколько активно родители используют для развития детей сказки.
Основной Выполненить основные мероприятия, предусмотренные проектом :
формировать коммуникативные умения и навыки связной речи;
формировать у детей интерес к детским сказкам;
помогать расширить словарный запас детей;
дать возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в сказках;
способствовать развитию слуховой памяти;
воспитывать любовь к народному творчеству.
Установить контакта с семьей, для обеспечения единства в воспитании дошкольников.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группе:
- создание мини-музея «В мире сказок», в котором находятся русские народные сказки, сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей; сказочные персонажи и предметы; настольные игры по сказкам; настольный театр русских народных сказок; игры и упражнения по сказкам.
- организация выставки предметов народно-прикладного искусства и русских народных музыкальных инструментов;
- изготовление мнетаблиц для рассказывания сказок детьми
Взаимодействие с детьми в разных видах детской деятельности:
- организация развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации; рассматривание репродукций к сказкам,иллюстрации в книгах; знакомство с художниками – иллюстраторами; свободное и тематическое рисование, лепка, чтение сказок,
сочинение сказок и оформление книжек-малышек; вместе с детьми показали сказку малышам «Теремок»; поставили и показали сказку для детей всего сада «Под грибом» В. Сутеева; конкурс рисунков «По страницам любимых сказок!»; была организована экскурсия в музей «Русская изба», который находится в нашем детском саду; праздники-развлечения : «Пасха», «Рождественские посиделки»
Взаимодействие с родителями: родительские собрания: «Развитие связной речи у детей с ОНР»; вместе с логопедом оформлен стенд для родителей «Богатство родного языка»; конкурс рисунков: совместное творчество детей и родителей; конкурс поделок: совместное творчество детей и родителей «Изготовление книжек - малышек!»; детско – родительский проект «Мы любим сказки; литературная викторина по русским народным сказкам (дети и родители);
мероприятие «Вечер талантливых семей» (с презентацией). ли свои многочисленные таланты; индивидуальные беседы.
Взаимодействие с педагогическим коллективом:
Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (с презентацией);
Деловая игра «Ловкий грамотей» (с презентацией);
Деловая игра с воспитателями «Словесная мозайка» (с презентацией)
•
•
•
• Детско-родительский проект "В мире сказок"
•
•
•
•
•
•
•
•
• взаимосотрудничество с родителями
•
•
• изобразительная деятельность детей совместно со взрослыми
•
•
•
• дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,
• проведение подвижных игр; проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
• проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
• специальные игровые задания.
Формирование монологической, диалогической, связной речи ребёнка, влияние на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Результативный Обобщить результаты работы, проанализировать, сформулировать выводы.
Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.
Анализ, обобщение и распространение результатов проекта.
Анкетирование
Выступление на методических объединениях,
педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, рекомендации для педагогов ДОУ и пр. Разработка итогового мониторинга: диагностика речевого развития воспитанников; диагностика умственного развития детей
Список источников:
1. ФГОС ДО
2. Программа ДОУ