Проект развития речи в первой младшей группе

Валентина Перницкая
Проект развития речи в первой младшей группе

Проект

«Развитие речи дошкольников»

Выполнила воспитатель 1 младшей группы:

Перницкая В. Г.

Актуальность проекта

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Зачастую, развитие связной речи не соответствует возрасту.

Паспорт проекта

Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.

Продолжительность проекта: 1 год.

Цель:

• Обеспечение своевременного и эффективного развития речи, как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Развитие фонематического слуха, развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Задачи:

• Формировать структурные компоненты системы языка – фонетический, лексический, грамматический.

• Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции – развивать связную речь, две формы речевого общения – диалог и монолог.

• Определить основные методы, используемые в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

• Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей.

• Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы по развитию речи.

• Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, способствующей становлению и развитию связной речи дошкольников.

• Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

Принципы:

•комплексность использования методик по развитию речи, соответственно возрасту детей;

•систематичность и последовательность;

•индивидуально – дифференцированный подход.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной;

3 этап – заключительный (подведение итогов).

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка;

Развитие фонематического слуха, развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Для родителей:

• активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по развитию речи детей.

Для педагогов:

•создание благоприятной развивающей среды в группе;

•повышение профессионального мастерства педагогов в изучении, разработке и применении методов по развитию речи детей;

•создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта Сроки этапов проекта Задачи этапов проекта

I этап

(подготови-тельный) Сентябрь-2018 г 1. Выявить уровень развития связной речи детей.

2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов

4. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

II этап

(основной) Октябрь-

2018 г

Май-

2019 г 1. Пополнить развивающую среду группы.

2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Познакомить детей с различными методами по развитию речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

III этап

(заключи-тельный) май- 2019 г 1. Провести диагностику развития речи у детей.

2. Организовать открытый просмотр драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников других групп.

3. Обобщить опыт работы.

Методы и приемы развития речи

Наглядные методы

(непосредственные, опосредованные) Непосредственные - экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов.

Опосредованные - применение изоб-разительной наглядности.

Словесные методы Использование наглядных приемов: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Практические методы Применение различных дидактических игр, игр-драматизаций, инсценировок, дидактических упражнений, пластических этюдов, хороводных игр.

Репродуктивные методы Воспроизведение детьми речевого материала, готовых образцов.

Продуктивные методы Построение детьми собственных связных высказываний.

Методические приемы развития речи Словесные приемы - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции.

Игровые приемы – словесные, наглядные

Работа с родителями

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмной группы.

• Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, беседы о развитии мелкой моторики «Играем с пальчиками».

• Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования развития речи детей.

• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов).

• Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Показ открытых занятий по развитию речи.

• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

В течение года

Прогноз

1. Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.

2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

3. Обогащение развивающей среды группы.

4. Повышение культурного уровня дошкольников

Критерии оценки результативности проекта

1. Диагностика детей группы

2. Анкетирование родителей

3. Фото- и видеоматериалы

4. Анализ проведенных мероприятий

5. Обобщение опыта

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991

3. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004

4. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

5. Федоренко Л. П., Г. А. Фомичева Г. А., В. К. Лотарев В. К., А. П. Николаевича А. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста/М.:1984. - 240с.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997

7. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009

Публикации по теме:

Центры развития в первой младшей группе в период адаптацииЦентры развития в первой младшей группе в период адаптации Предметно - развивающая, игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Конспект НОД по развитию речи и ИЗО в первой младшей группе «Клубок для котенка»Конспект НОД по развитию речи и ИЗО в первой младшей группе «Клубок для котенка» Цель: Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаш от листа. Задачи: -снятие психоэмоционального напряжения,.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Цветы
Автор публикации:
Проект развития речи в первой младшей группе
Опубликовано: 10 января 2020 в 15:23
+186Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
30 января. День парашюта на МААМ

Если уж самолёт падает, то лётчику крупно не повезло. И поделать с этим ничего нельзя. Так думали люди в начале ХХ века, на заре эры авиации. Но так думали не все. 38-летний энтузиаст Глеб Котельников в...

30 января. Международный день круассана

За право называться родиной круассана борются Франция, Польша и Австрия. У каждой из претенденток своя версия происхождения этой сдобной выпечки. Хотя для спора нет никаких оснований — булочка в виде...

Конспект занятия по экологии в Старшей группе «Зима» «Зимующие птицы»
Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную...
«Декупаж. Моё любимое хобби»
Уважаемые коллеги, друзья, хочу рассказать вам о моем любимом увлечении. На протяжении многих лет я занимаюсь декорированием разных предметов в технике...
Повышение профессиональной компетентности в рамках ФГОС (2 часть)
Для эффективного улучшения своих профессиональных навыков посетила Московский Центр Качества Образования, в котором представлены инновационные разработки для...