Проект «Развивающие игры — эффективное средство по формированию у детей раннего возраста первичных экологических знаний.»

Светлана Москаленко
Проект «Развивающие игры — эффективное средство по формированию у детей раннего возраста первичных экологических знаний.»

Педагогический проект:

«Развивающие игры – наиболее эффективное средство по формированию у детей раннего возраста первичных экологических представлений

Эпиграф к обучению дошкольников экологии.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал:

“Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

Цель:

знакомить детей раннего возраста с начальными элементами экологического воспитания, через различные развивающие игры, прививать детям любовь и бережное отношение к природе родного края.

Основные задачи по экологическому воспитанию:

1)Использование всех видов развивающих игр по экологии (предметные игры, настольно – печатные, словестные игры и игры – драматизации) для формирования у детей раннего возраста первичных экологических представлений;

2) Способствовать расширению формирования у ребенка целостной картины окружающего мира;

3) Расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

4) Способствовать развитию у ребенка познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе родного края, бережного к ней отношения;

4) Воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы, вызывать у ребенка положительные эмоции от общения с природой.

Актуальность:

Развивающие игры по экологии – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе родного края. Знания о природе, полученные детьми раннего возраста при помощи развивающих дидактических игр, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения и объектами “живой” и “неживой” природы, расширяют знания об окружающей действительности.

Введение:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это приоритетное направление, одна из основных задач по работе педагогов с детьми в нашем детском саду.

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь не зря было принято решение провозгласить 2019 год - годом экологии.

Для работы по формированию первичных экологических представлений были использованы:

• Наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

• Словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

• Игровые методы:

• проведение разнообразных игр (развивающих, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

• Практические методы:

• организация продуктивной деятельности детей;

оформления гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

Виды деятельности:

• Экскурсии;

• Наблюдения;

• Эксперименты;

Игры;

• Труд в природе;

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;

• Целевые прогулки;

• Сотрудничество с семьей

Работа с родителями.

В работе с родителями по формированию первичных экологических представлений у детей раннего возраста я использую различные формы:

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;

Проект «Развивающие игры — эффективное средство по формированию у детей раннего возраста первичных экологических знаний.»

-Беседы с родителями о важности данной проблемы;

-Оформление выставок различных детских рисунков;

-Привлечение родителей к пополнению уголка природы;

-Участие родителей в различных детских конкурсах;

-Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности;

-Стендовые необходимые консультации.

Также для наших уважаемых родителей на сайте я выложила по моей теме по самообразованию сжатый перспективный план.

Дидактические игры по экологии помогают детям раннего возраста увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать и понять уникальность каждого объекта природы. Такие игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также целесообразное поведение в природе. В процессе экологического воспитания малышей используют следующие виды развивающих дидактических игр:

- Предметные;

- Настольно – печатные;

- Словесные;

- Сюжетно – ролевые;

- Игры – драматизации.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

“Узнай и назови”, “Птицы, рыбы, звери”.

“Мамы и детки”, “Когда это бывает?”; “Угадай по описанию”, “Чудесный мешочек”, «Кто это такой?»

Предметные игры (игры с природным материалом и игры для ознакомления с растительным миром).

Предметные игры для получения первоначальных знаний по сенсорике (использование матрёшки, пирамидки, выкладывание мозаики)

Настольно – печатные игры: интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки".

Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Подбери пару», «Что где растет», «Овощи и фрукты», «Растения», «Угадай дерево». Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.

лото “Овощи” “Фрукты”

“Вкладыши (различные) “Найди такой же предмет”

“Собери картинку” “Домашние и дикие животные”

“Собери урожай” “Разрезные картинки”

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Кто как разговаривает», «Кто живет в лесу», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая», «Заинька», «Птицы и автомобиль». “Найди, о чем расскажу” “Береги природу (различные сюжеты картинки, “Осенний лес” “Найди домик животному”. Проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры – драматизации (обычно подключаем “литературных” персонажей): “Колобок отправляется в лес”, “Доктор Айболит “лечит больных зверей”, “Кто вытащил репку?” “Кто живёт в теремке?”

Основным условием для проведения с нашими детками игр- драматизаций, я считаю, является использование детской художественной литературы. Это необходимо не только для развития связной речи, пополнения словарного запаса, а также для расширения знаний об окружающем мире и о природе, но и для привлечения к театрализованной деятельности, тем самым вызывая у малышей положительные эмоции.

Основной целью игр – драматизаций по экологии является формирования предпосылок артистических способностей у детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Формирование первичных экологических представлений у детей раннего возраста посредством развивающих игр Цель: знакомить детей раннего возраста с начальными элементами экологического воспитания, прививать любовь к природе родного края. Основные.

Развивающие игры для детей раннего возрастаРазвивающие игры для детей раннего возраста Всё новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. И конечно, главной опорой для малыша в его развитии являемся мы, взрослые. А.

Дидактические игры как средство совершенствования знаний детей дошкольного возраста с применением интерактивных технологий Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Формирование первичных экологических представлений у детей раннего возраста посредством развивающих игр (вторая часть) Декабрь. Занятие 1. "Экскурсия по участку детского сада. «Снежинки» Цель: Развивать у детей способности наблюдать сезонные изменения в природе.

Конспект НОД по формированию основ экологических знаний для детей подготовительной группы «Волшебница вода» Цель: воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении.

Развивающие игры по экологии для детей раннего возрастаРазвивающие игры по экологии для детей раннего возраста Лото "Овощи и фрукты" Для закрепления первичных представлений по экологии я приготовила развивающие игры. Задача: Познакомить детей с понятиями.

Опыт работы формированию у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой через экспериментирование Опыт работы по теме: Формирование у детей младшего дошкольного возраста экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Проект «Развивающие игры — эффективное средство по формированию у детей раннего возраста первичных экологических знаний.»
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 15:22
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Развлечение «Праздник летних дождей»
Развлечение «Праздник летних дождей» Ход развлечения: ( Дети под музыку входят в зал) Ведущий: Сколько солнца! Сколько света! Что же это? Дети: Это –...
Конспект занятия по лепке с использованием природного материала «Ежики»
Программные задачи: продолжать учить детей использовать природный материал ( шишки) в лепке, дополняя его деталями из пластилина; развивать фантазию и...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Ветка рябины в вазе»
Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Педагога дополнительного образования...