Проект «Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Ирина Макарова
Проект «Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников

Проектная работа

Вид проекта: творческий.

Цель проекта: создание условий для развития физических качеств и укрепления здоровья детей посредством занятий ритмической гимнастикой.

Задачи:

- разработать комплекс упражнений ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста;

- с помощью упражнений ритмической гимнастики способствовать развитию физических качеств, мышления, воображения, творческих способностей ребенка, укреплению здоровья;

- накопить и обогатить двигательный опыт детей;

- воспитывать у детей интерес и потребность в физических упражнениях;

- способствовать развитию морально-волевых качеств детской личности.

Предполагаемые результаты:

- формирование у детей интереса к занятиям ритмической гимнастикой;

- освоение детьми комплекса упражнений ритмической гимнастики;

- развитие координации и согласованности движений, активности и точности выполнения упражнений;

- развитие представлений детей о разных видах гимнастики;

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, руководитель физического воспитания.

Актуальность.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: фитбол-гимнастика, степ-аэробика, ритмическая гимнастика, восточная гимнастика, стретчинг и др. Ритмическая гимнастика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Задачи:

- определить цели и задачи, которые будут решаться с детьми;

- выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта;

- определить прогнозируемый результат;

- определить содержание деятельности всех участников проекта.

II этап – практической реализации проекта.

Задачи:

- определение методики проведения ритмической гимнастики;

- составление комплекса упражнений ритмической гимнастики, подбор музыкального сопровождения;

- определение и разработка прогнозируемого мероприятия;

- организация двигательной деятельности с детьми в рамках проекта.

III этап – заключительный.

Задачи:

- проведение итогового мероприятия - «Дня здоровья» (с включением в содержание ритмической гимнастики);

- презентация проекта.

Содержание работы над проектом.

I этап.

Проект посвящен актуальной цели укрепления здоровья дошкольников. Занятия ритмической гимнастикой призваны создавать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей. Исходя из целей, были определены следующие задачи:

II этап.

В процессе работы над проектом была определена методика проведения занятий ритмической гимнастикой и собственно выполнения упражнений.

Упражнения ритмической гимнастики могут быть использованы при проведении утренней гимнастики, в общеразвивающей части организованной образовательной деятельности по физическому развитию. А также комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления.

Длительность занятий ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста 10 – 15 минут. Рекомендуется использование ритмической гимнастики со средней группы.

Комплекс ритмической гимнастики условно делится на три части: подготовительную, в которую включаются разогревающие упражнения, основную – куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела, а также бег и прыжки, и заключительную, направленную на восстановление. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно 20, 70 и 10% его времени. Например, в 15-ти минутном комплексе ритмической гимнастики 3 минуты отводится на подготовительную, 10 минут на основную и 2 минуты на заключительную части. Наиболее подходящая длительность каждого упражнения, в среднем, 25 секунд.

Упражнения каждой части комплекса отличаются друг от друга.

Подготовительная часть предназначена для разогревания организма, подготовки его к выполнению упражнений основной части. Движения должны выполняться в невысоком, постепенно нарастающем темпе. Сюда включаются упражнения общего воздействия: потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги.

Основная часть комплекса ритмической гимнастики направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. В нее включаются наиболее интенсивные упражнения в исходных положениях: стоя, сидя, а также дающие так называемые «пиковые нагрузки» (бег и прыжки). Последовательность упражнений связана с их направленностью на проработку мышечных групп. При составлении комплекса упражнений был использован принцип проработки «сверху – вниз». Сначала в работу включаются мышцы шеи, рук, плечевого пояса, затем туловища и ног.

В заключительную часть комплекса ритмической гимнастики входит несколько упражнений с малой интенсивностью. Это, в основном, упражнения на расслабление и дыхательные, поскольку самое важное после интенсивной нагрузки – продолжать двигаться, чтобы кровь могла циркулировать от ног к центральным сосудам. Упражнения этой части должны помочь организму восстановиться после напряженной физической работы.

Если все эти правила соблюдены, то частота сердечных сокращений должна плавно возрастать в подготовительной части, находится на заданном уровне в основной части и постепенно снижаться к концу занятия. Только в этом случае можно говорить о правильно построенном комплексе ритмической гимнастики.

Музыка – существенная часть программы занятия. Она не только создает радостное настроение и активизирует движения. Доказано, что музыка способна оказывать положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему: частота сердечных сокращений и дыхания возрастает уже при прослушивании ритмичной музыки, которая вам нравится.

Темп музыкального произведения во многом диктует интенсивность выполнения упражнений ритмической гимнастики. Определить его может каждый. Для этого возьмите часы с секундной стрелкой, включите музыку и считайте количество акцентированных нот ритмической группы за 10 секунд. Затем умножьте полученную цифру на 6 – это и будет характеристика темпа музыкального произведения.

Наиболее подходящий темп музыки для подготовительной части комплекса 110 – 120 ритмических акцентов в минуту, для упражнений стоя основной части комплекса – 120 – 130 ритмических акцентов, бег и прыжки удобнее всего выполнять под музыку с темпом 150 – 170 ритмических акцентов, упражнения сидя и лежа – 100 – 120 ритмических акцентов, а заключительную часть – 90 ритмических акцентов в минуту и менее.

Комплекс ритмической гимнастики для детей 6 – 7 лет

1. Подготовительная часть

1) Энергичная ходьба друг за другом по кругу.

2) Чередование ходьбы на пятках и на носках (руки на поясе).

3) Обычный бег по залу.

4) Поскоки с высоким подниманием ног.

5) Бег с захлестыванием голени назад.

6) Боковой галоп «лицом в круг».

7) Боковой галоп «спиной в круг».

2. Основная часть

Упражнения для шеи

1) Наклоны головы. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – наклон головы к правому плечу, 2 – и. п. ,

3 – наклон головы к левому плечу, 4 – и. п. ,

5 – наклон головы назад, 6 – и. п. ,

7 – наклон головы вперед, 8 – и. п.

2) Повороты головы. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – поворот головы вправо, 2 – и. п.

3 – поворот головы влево, 4 – и. п. ,

5-6-7-8 – круговые движения головой.

Упражнения для рук и плечевого пояса

1) Подними плечи. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – правое плечо вверх, 2 – и. п. ,

3 – правое плечо вверх, 4 – и. п. ,

5 – левое плечо вверх, 6 – и. п. ,

7 – левое плечо вверх, 8 – и. п.

1 – оба плеча вверх, 2 – и. п. ,

3 – оба плеча вверх, 4 – и. п.

2) Вращаем кисти рук. И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1-2-3-4 – кисть правой руки поднимается и опускается;

5-6-7-8 – то же кистью левой руки.

1-2-3-4 – то же обеими кистями рук;

5-6-7-8 – круговые движения кистями.

3) Руки скрестно. И. п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны.

1,3,5,7 – руки скрестить, кисти поднять вверх;

2,4,6,8 – и. п.

4) Приседания. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – присесть, левая рука вверх, 2 – и. п. ;

3 – присесть, правая рука вверх, 4 – и. п. ;

5 – присесть, левая рука вверх, 6 – и. п. ;

7 – правая рука вверх, 8 – и. п.

1-3 – обе руки вверх, 2-4 – и. п.

5) Будь внимателен. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – правая рука на пояс,

2 – левая рука на пояс,

3 – правая рука в сторону,

4 – левая рука в сторону,

5 – правая рука к плечу,

6 – левая рука к плечу,

7 – правая рука вверх,

8 – левая рука вверх,

1-8 – то же в обратном порядке.

Упражнения для туловища

1) Наклоны. И. п. – ноги врозь, руки «в замок» над головой.

1 – наклон назад,

2 – наклон вперед,

3 – наклон вправо,

4 – наклон влево.

2) Шаг в сторону. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – шаг вправо, руки в стороны;

2 – наклон вперед;

3 – выпрямиться;

4 – и. п.

3) Повороты. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1 – присесть, поворот вправо;

2 – и. п. ;

3 – присесть, поворот влево;

4 – и. п. ;

5 – присесть, поворот направо, правая рука вперед;

6 – и. п. ;

7 – присесть, поворот налево, левая рука вперед;

8 – и. п.

Упражнения для ног

1) Вперед, вниз. И. п. – ноги врозь, руки на пояс.

1 – подняться на носки, вверх;

2 – и. п. ;

3 – встать на пятки, вниз;

4 – и. п.

2) Хлопки. И. п. – ноги вместе, руки в стороны.

Правую ногу поднять в сторону, руки вверх, хлопнуть над головой;

2 – и. п. ;

3 – то же левой ногой;

4 – и. п.

Бег, подскоки, ходьба, прыжки:

- подскоки, руки свободно;

- ходьба, поднятие рук по команде;

- прыжки на двух ногах на месте;

- прыжки ноги в стороны, «в крест»;

- прыжки, меняя положение ног вперед – назад;

- на приставных шагах выполняются различные упражнения: руки вперед – вниз, руки к плечам, руки вверх, вверху наклоны руками вправо – влево.

Упражнения сидя и лежа на полу

1) Наклоны. И. п. – сидя на коленях, руки вперед.

1-2 – наклониться назад, руки вперед;

3-4 – и. п.

2) Прямо, вверх. И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, левая нога согнута, колено на полу, правая нога вперед.

1-3-5 – поднять правую ногу;

2-4-6 – и. п. ;

7 – поднять обе ноги вверх, врозь;

8 – согнуть правую ногу, колено на пол, левую вытянуть вперед.

1-8 – повторить упражнение с левой ноги.

3) Колени в стороны. И. п. – сидя, стопы вместе, колени развернуты в стороны, руки на коленях.

1 – наклон вправо;

2 – и. п. ;

3 – наклон влево;

4 – и. п. ;

5 – наклон вперед;

6 – и. п. ;

7 – наклон вперед;

8 – и. п.

4) Согни в колене. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 – прижать к себе правое колено;

2 – прижать к себе левое колено;

3 – правую ногу выпрямить вверх;

4 – левую ногу выпрямить вверх4

5,7 – развести ступни в стороны;

6,8 – соединить ступни.

1 – прижать к себе правое колено;

2 – прижать к себе левое колено;

3 – правую ногу выпрямить вдоль пола;

4 – левую ногу выпрямить вдоль пола;

5,7 – развести в стороны ступни;

6,8 – соединить ступни.

5) На боку. И. п. – лежа на правом боку, обе ноги вытянуты.

1 – согнуть левую ногу в колене;

2 – выпрямить левую ногу вверх;

3 – согнуть левую ногу в колене;

4 – и. п.

Повторить упражнение, лежа на левом боку.

3. Заключительная часть

1) Наклоны. И. п. – сидя, ноги скрестно, колени в стороны, вдох.

1-4 – медленный наклон вперед, руки вперед, выдох;

5-8 – возвращаясь в и. п., вдох.

2) Расслабляем руки. И. п. – стоя, ноги врозь.

1-4 – полукруг руками вверх, вдох;

5-8 – и. п., выдох.

Лежа на спине, расслабление 1 минута.

Публикации по теме:

«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника» Ритмическая гимнастика - это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей.

Формы организации двигательной активности дошкольников Физические упражнения – это одна из форм организации ежедневной двигательной активности детей в детском саду. Чтобы ребенок хорошо развивался.

Интеграция познавательного развития и двигательной активности дошкольников в игровой деятельности.Интеграция познавательного развития и двигательной активности дошкольников в игровой деятельности. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность является важным.

Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника (фотоотчет)Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника (фотоотчет) Прежде чем давать знания,надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский. Цель: - Создавать условия для поисковой деятельности.

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить» А. М. Горький Физическое здоровье детей является.

Проект «Нестандартное оборудование для двигательной активности детей» Проблема проекта: В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают.

Развитие двигательной активности дошкольников Развитие двигательной активности в подвижных играх в среднем и старшем дошкольном возрасте. Подвижные игры занимают большое место в жизни.

Развитие логического мышления дошкольников, как средство повышения качества знаний Введение Во всём мире качество образования определяется как: -Развитие творческого мышления -Активное отношение действительности Стратегическая.

Семинар «Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей» Семинар «Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей» Цель: повысить уровень знаний педагогов по организации двигательной.

Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников Статья. Воспитатель: Хазова Н. Ю. Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников. О необходимости физического.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Проект «Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 11:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рисование «Осеннее дерево»
Программные задачи:Совершенствовать умение детей рисовать кистью, промывать ее после работы; дополнять готовое изображение недостающими элементами...
Неподготовленная беседа «Волнистый попугай»
Цель беседы: расширить знания детей о волнистых попугаях; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. 1. часть. Вводная. Воспитатель загадывает...
Конспект ООД по художественной-эстетическому развитию «Заборчик для цыплят» в группе...
Задачи: систематизировать знания детей о домашних птицах. Развивать умение кисточкой рисовать прямые линии. Воспитывать желание заботиться о цыплятах....
Занятие со второй младшей группой по восприятию окружающего мира «Путешествие к...
Цели: 1. Вызвать интерес к истории возникновения жизни на земле. 2. Формировать игровые, речевые и социальные навыки. Задачи: • Систематизировать...
Фотоотчет «День города Барнаула»
Экскурсия в городскую детскую библиотеку посвящена "Дню города Барнаул". Слушали про город, как он возрождался. Какие достопримечательности были. Какие...